• Главная
  • Илья Охотников: "Я исследовал супружеское счастье, делал эксперимент. Вывод: счастье есть и его можно измерить!"...

Илья Охотников: "Я исследовал супружеское счастье, делал эксперимент. Вывод: счастье есть и его можно измерить!"

27.01.2012, 16:40
Илья Охотников: "Я исследовал супружеское счастье, делал эксперимент. Вывод: счастье есть и его можно измерить!" - фото 1
Беседа с президентом Евроазиатской богословской семинарии (Москва) Ильей Охотниковым про семейное консультирование как специализацию при подготовке служителей в богословском учебном заведении.

Евроазиатская богословская семинария в Москве – единственное богословское учебное заведение в Восточной Европе, в которой есть специализация «Супружеское консультирование». Во время беседы, которая состоялась в Киеве, в рамках конференции Евро-Азиатской Аккоедитационной Ассоциации, вдохновитель и организатор программы – президент Евроазиатской семинарии Илья Охотников рассказал о целях и особенностях программы, а также о том, как «измерить супружеское счастье».

Евроазиатская богословская семинария в Москве

– На сегодняшний день Евроазиатская богословская семинария – единственное богословское учебное заведение, которое готовит служителей по специализации «Семейное консультирование». Как возникла идея подобной программы? Почему?

20 лет тому назад, а точнее, в 1992 году, я понял, что не могу отвергнуть призвание Божие на служение (как оказалось, в том числе и на семейное служение). Я еще не был женат, мне было 22 года. Потом по милости Божией мне представилась возможность получить образование в США (после окончания ВУЗа в России), сначала окончил магистратуру по богословию, а потом и докторантуру по семейному служению и консультированию. Во время обучения увидел, что там среди христиан достаточно много разводов – такой же процент, как у нас в миру… Мне очень не хотелось, чтобы славянские церкви повторили опыт американских церквей. Стал задавать себе вопросы: Чем мы, христиане, отличаемся от неверующих в практическом богословии, в нашей практической жизни? Как мы ее проживаем? Как мы учим, во-первых, наших служителей, а во-вторых, членов и прихожан церквей? Как мы им передаем наше реальное богословие, которое выражается не в словах, а в делах наших по отношению к ближнему?

– Вы имеете в виду прикладное христианство?

Именно так, прикладное христианство. Прикладное пасторское служение – это та область богословия, которую мы в Евроазиатской семинарии развиваем специализациями, в настоящий момент «Семейное консультирование». И не я один, у меня есть много единомышленников, поэтому и создалась программа семейного консультирования. Лучше сказать не программа, а специализация. Мы даем диплом подготовки служителей по специализации «Семейное консультирование», а на базе как высшего духовного, так и светского образования можем принять на магистерскую (пока пилотную) программу. Любой человек, который чувствует свое призвание к семейному служению, может приехать к нам учиться и получить Диплом церковного служения со специализацией «Семейное консультирование». Объём программы свыше пятисот часов аудиторных занятий, что эквивалентно долгосрочной программе повышения квалификации.

Цель нашей специализации – подготовить служителей церквей для помощи семьям в церкви (и в миру). По окончании этой программы наш выпускник сможет четко формулировать библейские основы и богословское понимание супружества. Во-вторых, он сможет оценить основные теории консультирования с христоцентричной позиции. В-третьих, он сможет овладеть методами, инструментами и навыками семейного консультирования. И, в-четвертых, он сможет вырабатывать видение, определять цели и задачи, тематические разделы семейного служения в церкви, методы евангелизации с использованием семейной тематики, составлять проекты для привлечения финансовых средств, необходимых для развития семейного христианского служения.

– Можно ли сказать, что семейное консультирование – это часть душепопечительства?

Это так и есть. Это часть душепопечительства, но я бы сказал, это самая большая его часть, потому что именно семейная динамика доставляет нам больше всего хлопот и проблем или радости и счастья.

– В основном, это головная боль у пасторов. Когда возникают конфликты или какие-то проблемы в семьях, они не знают, что с этим делать.

Программа семейного душепопечения вызревала давно

Это правда. Есть пастыри опытные и знающие, но есть те, кто не знает, как консультировать. Они не знают, с чего начать, как продолжить, чем закончить саму сессию консультирования. У нас этому посвящено два предмета – практика консультирования. Вообще, наша программа – комплексная. Она состоит из трех блоков. Один – богословский блок. Мы без богословия тоже никуда не идем: из 14 предметов три – богословских. Второй блок – теоретический. Нам нужно знать теорию, чтобы практически что-то делать. В данном блоке пять предметов, в том числе юридические аспекты семейного законодательства. И большая часть наших предметов (целых шесть!) – это блок практического служения семьям. Здесь как раз реализуется то, о чем часто говорят, а именно: образование не должно уходить в теорию, в глубокое богословие, поэтому мы уделяем большое внимание именно практическому или лучше сказать прикладному богословию.

– Вы говорите, что семейное консультирование составляет львиную долю душепопечительства. Был ли тогда смысл делать отдельную программу? Не достаточно ли было просто готовить специалистов по душепопечительству?

Душепопечительство – оно общее. Мы работаем по схеме от простого – к сложному. Именно эта часть душепопечительства, как нам кажется, требует подготовленных служителей. А нигде в богословских ВУЗах нет целостной программы подготовки служителей по семейному консультированию. Семейное консультирование не охватывает всех вопросов душепопечительства, например, консультирования в сфере выбора своей профессии, работы с зависимыми–созависимыми и многие другие аспекты. Мы не можем объять все аспекты душепопечительства, да и, кроме того, данная специализация – ответ на вызов времени, как я уже говорил: как нам не повторить плачевный опыт западных церквей?  Как нам не стать похожими на либеральное западное христианство? Именно семейная часть требует особого внимания, потому что Библия об этом говорит: Мужья, любите своих жен и не будьте к ним суровы. Кто епископства желает, кто доброго желает, таковой должен быть кем? Мужем одной жены. Писание дает ответ, естественно, кем он должен быть, а не что знать или уметь. Сущность человека, а не его знания или умения – это требование Писания к каждому члену тела Христова. Он должен быть хорошим семьянином. Кто может управлять церковью, если не может пещись о своей собственной семье?..

– А на сколько лет рассчитана ваша программа?

Это заочная программа, преподается по кольцевому принципу, поступить можно (почти) с любой сессии, а рассчитана она на 3 года. Стационара в этой специальности нет, потому что на очное обучение могут приехать только молодые люди. А они в семейном служении не работают.

– У вас, таким образом, есть возрастной ценз?

Да, с 18 лет. Но с рекомендацией пастыря.

– То есть, в 18 лет можно быть семейным консультантом?

Человек не может быть семейным консультантом в 18 лет, потому что, во-первых, он еще не обучился по этой программе, а после окончания ему уже будет 21 год. А во-вторых, только по рекомендации пастыря мы допускаем до обучения. Без пастырского благословения в нашей Семинарии не учится никто. Но есть еще важный момент – мы не ставим на семейное служение, мы предлагаем повысить квалификацию, улучшаем навыки и умения, повышаем компетенцию служителя. Еще раз повторюсь, мы не призываем на служение. Мы снаряжаем призванных на дело служения. За желанием служить может быть три разных мотивации. Одна из них – это желание помочь другим людям, и это хорошая мотивация.

– Семейный консультант обязательно должен сам состоять в браке?

Нет. Семейный консультант не обязательно должен быть мужем или женой.

Илья Охотников– Ваша программа пользуется спросом?

Еще не многие знают о такой программе, точнее о специализации «Семейное консультирование». Пользуется она спросом везде, куда я ни приезжаю. За последние 8 месяцев я посетил 8 церквей, и везде я делал презентацию своего исследования, работая с супружескими парами. Приезжая в церкви, я всегда задаю вопрос: «У вас есть семейное служение?» И слышу в ответ или: «О, да, у нас есть женское,»- или: «У нас есть братское». «Нет-нет, подождите, а семейное у вас есть? Кто у вас занимается добрачным консультированием? Кто у вас занимается патронажем семей, то есть сопровождением семей после того, как они поженились? Кто занимается вопросами людей, которые, может быть были раньше в супружеских отношениях, до Христа, и сейчас ищут ответ на вопрос: есть ли благословение Божье для них на повторный брак?» Большое количество людей из наших церквей вступают в брак повторно. У них особые обстоятельства, о которых люди молодые не знают. А как в этом случае проводить добрачное консультирование второбрачных? А в случае развода и  повторного брака уже верующих? Мы не пропагандируем развод ни в коем случае, это не план Божий. Я более того скажу: нет ни у кого права на развод. Вы можете меня цитировать в отношении «права на развод» - такого «права» нет ни у какого христианина. Я вам поясню: «права» на развод нет ни у кого. Писание не говорит о правах и обязанностях мужа и жены, как условии их супружества. Писание говорит о посвящении друг другу, о заветных отношениях мужа и жены, завет вечной любви – вот, что есть основание супружества, на не «права и обязанности». Права и обязанности начинаются в договоре, контракте. Супружеские отношения – это не договор или контракт, это вечный завет любви, завет святости и верности доколе смерть не разлучит нас.

– Сколько уже студентов вы выпустили по этой программе?

Сейчас не помню, сколько человек обучается. Программа трехлетняя. Для того чтобы ее окончить, нужно приезжать в течение трех лет на две недели три или четыре раза в году. У нас уже был первый выпуск – семь человек. Поступило на программу 20 человек, выпустились – 7.

– Не выдержали?

Не все выдержали. У нас было интенсивное обучение. Первая группа – это историческая группа. Они герои, потому что их мужья или жены отпускали от себя, от семьи, от служения. Это были студенты из баптистских, пятидесятнических и харизматических церквей, которые приезжали из Украины, России, Беларуси. Мы не замыкаемся рамками одной конфессии или государства. Добро пожаловать любому брату или сестре во Христе!

– А кого больше среди семейных консультантов, которых вы готовите, – сестер или братьев?

Сестер больше, потому что сама женщина создана Богом для того, чтобы сохранить отношения, сохранить жизнь. Ева в переводе – «жизнь». Она защитница жизни, хранительница домашнего очага. Есть такая книга «Как ужиться с мужчиной». А «Как ужиться с женщиной» – такой книги нет. Женщина создана для того, чтобы ужиться с ней. Больше женщин, сестер, учится на этой специализации, потому что у них больше душепопечительского сердца. Но, все же, из семи наших выпускников было трое братьев.

– А с какого года работает программа?

С 2008 года. В 2008 году мы набрали студентов, и в 2010 году их выпустили. Это было очень интенсивно. Они занимались тогда не по две недели, а по три четыре раза в году. Выполнили всю программу. Тогда было 12 предметов, сейчас – 14. Общий объем программы, если взять российские стандарты образования, – свыше тысячи часов. Это долгосрочные курсы повышения квалификации.

– Смотрите какая ситуация получается: Вы говорите, что в церквях нет таких специалистов, церкви в них нуждаются. Не секрет ведь, что в евангельских церквях очень много разводов... Вы сейчас, широко заявив о вашей новой программе, Вы справитесь с потоком желающих учиться? Вы готовы к этому?

Да, мы готовы. И логистически готовы, и академически. Более половины преподавателей – это наши, русскоязычные преподаватели. Они знают местный контекст. Мы приглашаем и зарубежных преподавателей, которые могут внести западный взгляд и подход, которых нет у нас. А мы их учим нашему, восточному восприятию семейных ценностей.

– Коллеги из других библейских школ обращались к вам за консультациями? Приглашали? Хотели открыть у себя такую же программу?

Илья Охотников: Да, обращаются и задают вопросы, как открыть. В отношении открытия программы где-то еще, это сложно, потому что требуется аккумуляция человеческих и других ресурсов. У почти каждой школы уже есть хороший кампус, общежитие. Решены вопросы питания, проживания. Однако требуется преподавательский коллектив, руководитель (координатор) программы, а также благословение духовного руководства.

– Что для Вас стало окончательным импульсом в принятии решения начать программу семейного консультирования в вашем учебном заведении?

Я шел к этому постепенно. В 2003 году я понял, что такая программа необходима. Я начал молиться об этом. В 2007 году я возглавил Евроазиатскую богословскую семинарию, и, естественно, появилось больше возможностей организовать новую программу. В 2003 году было четкое осознание того, ради чего я учился. Я учился на докторской программе по семейному служению и консультированию. Темой моей диссертации, моего исследовательского проекта, было исследование супружеского удовлетворения (счастья между мужем и женой), отчего оно зависит. Я на самом деле исследовал супружеское счастье, делал эксперимент. Счастье есть, и можно измерить!

– Вы измерили счастье в своей семье, в своей личной жизни?

Да, я измерил. В своей тоже. Два раза измерял.

– В чем оно измеряется? В пикселях, килограммах, милях?

Счастье супружеской жизни измеряется в позитивном согласии супругов по десяти областям их совместной жизни. Во-первых, это характер. Во-вторых, уровень общения. В-третьих, разрешение конфликтов. В-четвертых, управление финансами. В-пятых, воспитание детей. В-шестых, проявление любви, ласки, теплоты, сексуальные отношения. В-седьмых, распределение ролей в семье. В-восьмых, родственники и друзья. В-девятых, свободное время провождение. В-десятых, что для нас фундаментально, это наша вера, наши религиозные убеждения. Религиозные убеждения – фундамент для позитивного согласия по всем остальным девяти областям.

– Вы можете сказать, что вы абсолютно счастливый человек, вы состоялись в плане семейном?

Да, конечно.

– Сколько лет вы женаты?

Я 18 лет в супружеских отношениях. У нас есть две дочки, одна из них ребенок-инвалид с рождения, ей сейчас 17 лет. Второй дочке 10 лет. Моя супруга поддерживает меня в служении, во всем. Мы счастливая семья.

Илья Охотников с супругой и дочерью

– Это очень здорово.

Конечно. Я хочу, чтобы было как можно больше счастливых семей. Поэтому я провожу в церквях тренинги не только для служителей, но и для всех, кто хотел бы узнать больше о супружеском счастье. А в Семинарии программа построена так, что можно выбрать любой предмет из 14 и приехать только для изучения именно этого предмета. Вот пришла из мира пара, они в повторном браке живут. Вы сказали, что пастора не знают, как консультировать. Конечно, не знают, потому что они сами не были в повторном браке, да им и не надо быть там, им надо просто изучить динамику повторных браков. Там другая история, другие отношения, рычаги влияния, распределение ролей в семье, воспитание детей. Очень много интересного. Того, что не нужно идти на рожон, не нужно идти против того, что создал Господь, это, во-первых. А во-вторых, даже если человек оказался в повторном браке, то у него есть возможность быть счастливым в этом браке тоже, потому что если знаешь, как работает повторный брак, то знаешь, как там найти свое счастье. Предмет «Душепопечительство при разводе и повторном браке» преподается в последнюю неделю января. В феврале (30.01-03.02), например, у нас будет предмет «Организация семейного христианского служения». В последнюю неделю марта (27-30) – «Библейское осмысление теорий консультирования», в первую неделю апреля (2-6) – «Морально-нравственное развитие человека». Последние две недели апреля «Половое воспитание подростков в церкви» и «Добрачное консультирование». Добро пожаловать!  Звоните и регистрируйтесь.

– Я желаю вам, чтобы программа, которую вы сейчас испытываете, исследуете, усовершенствовалась, как можно быстрее, но это не повлияло на качество. Чтобы появилось много заинтересованных людей, которые готовы были бы подхватить. Чтобы программа распространилась и на другие богословские учебные заведения. Чтобы в церквях были семейные консультанты, потому что сейчас мы теряем людей.

Вот это обязательно, чтобы в каждой поместной церкви были свои семейные душепопечители. Моё видение для этой программы: в каждую церковь по семейному служителю. Потому что недостаточно знать, как начать консультирование, как его продолжить, чем закончить. Важно еще понимать, как организовать семейное служение в церкви. У нас это также отдельный предмет. Мы готовим служителей не только для того, чтобы они знали, как кого-то консультировать, но и могли выработать системный подход в служении семьям в церкви.  Это отлично раскрывает предмет «Организация семейного служения». Приедет читать этот предмет человек, который закончил нашу специализацию, брат из хорошего братства Евангельских христиан, руководитель отдела семейного служения этого братства. Он говорил, когда поступал к нам: «Я смотрел по всему бывшему Советскому Союзу, нет такой другой семинарии, только ваша, которая бы готовила семейных консультантов». А теперь он учится дальше в государственном ВУЗе и преподает у нас предмет. Семья – это путь к евангелизации. Выйди на улицу, найди семью – вот тебе, пожалуйста. Хотите быть счастливыми – помогу. Есть тренинги. Счастье в семье можно улучшить, можно научиться, как повысить супружеское счастье. Для созидания супружества требуется усилие двух человек и покров Божий.

– Спасибо за интервью!

 Беседовала Ирина МАТВИЕНКО

Справка:

Евроазиатская Богословская Семинария в Москве существует с 1998.

Государственная лицензия РОСОБРНАДЗОРа А№282494 от 21.05.08.

Подготовка служителей ведется по программам:

1) Бакалавр богословия и Бакалавр служения, 

2) Церковное служение (диплом), 

3) Пастырское служение (диплом), 

4) Семейное консультирование,

5) Душепопечительство и христианское консультирование,  

6) Юридическое религиоведение (совместно со Славянским правовым центром)

Полная аккредитация Евро-Азиатской Аккредитационной Ассоциации Евангельских учебных заведений № 038 от 23.06.2009.

Для интересующихся: т. +7(916) 410-0894

www.etsmoscow.org