“Обычно думают, что теология есть только в книгах, это так называемое «записанное богословие». Но существует ещё так называемое «народное богословие»”

24 октября 2011, 10:13 | Интервью | 15 |   | Код для блога |  | 

Сергей СанниковРабота Сергея САННИКОВА заставляет ректоров и преподавателей вновь чувствовать себя учениками. Первый ректор Одесской Богословской Семинарии и ныне исполнительный директор Евро-Азиатской Аккредитационной Ассоциации видит своей целью стандартизировать программы протестантских учебных заведений. Сергей Викторович согласился побеседовать с корреспондентом РИСУ накануне Общего Собрания ЕААА, которое будет проходить с 24 по 29 октября в Ирпене.

Сергей Викторович, Вас можно поздравить с выходом в этом месяце труда «Популярная история христианства». Чем вызвана необходимость выпуска очередной научно-популярной книги о христианстве?

— Спасибо за поздравления. Для появления такой книги есть несколько причин. Во-первых, несмотря на то, что есть множество книг с названием «История христианства», они написаны исключительно для определённого, узкого круга читателей, а не для малознакомых с христианством людей. Они изобилуют христианской терминологией и ориентированы на восприятие и язык только тех, кто уже знает о христианстве. Моя цель была написать о христианстве просто и доступно.

Во-вторых, книги по истории христианства часто показывают историю только одной части христианства: говорят «история христианства», а подразумевают история Православия, или история Католицизма или история Протестантизма. Комплексный взгляд на историю, целостный подход трудно найти на книжном рынке. Мне редко удаётся отыскать обобщённый и не заангажированный взгляд на историю христианства. Поэтому, одна из главных идей книги выражена в девизе, который мы согласились использовать в рекламе: «Просто и честно об истории христианства».

Ваша прошлая книга, «Фундамент», похожа на пособие для катехизации новообращённых. У Вас были те же цели - катехизация баптистов?

— Нет, новая книга совершенно другая. Между изданиями «Фундамент» и «Популярная история христианства» вообще трудно найти параллели. Иногда создается впечатление, что их писали разные люди, хотя это был один человек. «Фундамент», действительно, предназначен исключительно для тех, кто находится в евангельских церквах, либо только начинает духовный путь, либо хочет углубить свои познания в христианстве.

«Популярная история христианства» предназначена для секулярного читателя, который практически не знаком с христианством. Её основная цель – не катехизация, а честный рассказ о феномене христианства и его истории. Это направление выбрано потому, что мы уже знакомы с книгами, повествующими о христианстве либо с конфессиональной, либо с критической перспективы. Найти же баланс в данном вопросе – это была моя задача. «Популярная история христианства» практически не говорит о доктринах, хотя их, конечно, иногда приходится затрагивать. Но я рассказываю преимущественно об истории.

Говорят, Вы старательно размежёвываете евангельское христианство и протестантизм? Кто получает от этого дивиденды?

— Получают их только те, кто так говорят. На самом деле их я никак не размежёвываю, а придерживаюсь прямо противоположной точки зрения. Просто по какому-то недоразумению домыслы об этом разделении приписываются мне. Если читать мою книгу «Двадцать веков христианства» или даже «Фундамент», то можно легко проследить мою позицию относительно существования нескольких ветвей Реформации: радикальная и магистерская. Евангельское христианство принадлежит к одному из направлений внутри радикальной Реформации. Поэтому моя позиция состоит в признании исторической правды о том, что евангельское движение есть часть протестантизма.

На днях закончился конгресс евангельских христиан-баптистов, посвящённый 20-летнему пути этой деноминации в Украине. А лично Вы поддерживаете ВСЦ ЕХБ в стремлении историцировать конфессию, смещая акцент с будущего на славное прошлое?

— Конечно, в такой формулировке, которую предложили Вы, сложно поддержать позицию. Но я не уверен, что именно эта позиция в братстве осмысляется или артикулируется на данный момент. Может, кто-то её и придерживается, смотрит только в прошлое. Но я, как историк, смотрю в будущее, так как история – это стрела, которая направлена не в будущее, а, наоборот, из будущего. Лезвие настоящего вскрывает будущее и превращает его в прошлое. Именно так я рассматриваю историю.

Правда в том, что наша сегодняшняя роль как служителей и пасторов, ведущих народ куда-то, должна заключаться в движении вперёд, а не назад. Мы не можем забывать прошлое. Но если всё сконцентрировано в прошлом (что я наблюдаю в некоторых журналах, где постоянно повторяются истории про узников), то при всём моём уважении к героическому прошлому, надо сказать, что прошлым жить нельзя. Жить нужно настоящим, видя будущее. Нами должно двигать стремление вперёд.

У нас действительно прекрасное прошлое и богатое духовное наследие. Растерять его очень легко, поэтому мне представляется, что нам нужно идти естественным путём. Я вижу, как постепенно приходят молодые братья и занимают соответствующие посты, потому мне кажется, что это нормальный процесс, который происходит иногда быстрее, иногда медленнее, но он реально происходит.

Есть ли национальное украинское богословие?

— Я буду говорить об украинском богословии, выражаемом как на украинском, так и на русском языках. Для рассуждения о национальном богословии необходимо понимать, что богословие существует в нескольких формах. Обычно думают, что теология есть только в книгах, это так называемое «записанное богословие». Но существует ещё так называемое «народное богословие», развитое и тонкое богословие, которое существовало ещё в ранней Церкви. Потому фиксированное богословие и богословие Церкви – это несколько разные вещи. На Западе сегодня, кстати, развивается направление, исследующее различия между задекларированным богословием и реальным богословием, которое существует в церкви. Оказывается, это два разных пласта, которые не всегда соприкасаются между собой.

Именно это удивляет евангельских христиан, которые знакомятся с Православием, не так ли? Протестантов несколько обескураживает сосуществование народного идолопоклонства и высокого богословия Павла Флоренского и Николая Зернова.

—  Да. Задачей Евро-Азиатской Аккредитационной Ассоциации является, между прочим, фиксация народного богословия на бумаге, его оттачивание и систематизация. На это, конечно, требуется время. Это, тем не менее, не утопическая задача.

На предстоящей конференции «Богословское образование - 10» Вы читаете доклад «Стратегия ЕААА на 2011-2015гг.». Вопрос для специалиста более широкого профиля: куда движется христианское образование? К какой форме?

— Это очень сложный вопрос. Я думаю, что богословие, как и образование, будет всё более и более зависеть от того, насколько оно гибко. Очно-заочная форма обучение уже сегодня себя изживает. Появляются всё новые и новые формы передачи опыта, знания и мудрости. Самое важное – быть гибкими и чуткими к голосу Того, Кто ведёт образование в вечность. Нельзя концентрироваться на одной форме.

Я уверен, что стационарное образование никогда не умрёт, оно всегда востребовано. Меняется его удельный вес. Более гибкие формы образования не потеряли своей конкурентоспособности. Простые цифры: на аккредитованных программах за последние два года количество студентов увеличилось. В 2009 году на таких программах занималось 904 студента, а в этом, 2011 году - 971 студент. И это несмотря на то, что количество аккредитованных программ сократилось на две. То есть, если действительно наблюдается упадок общего числа студентов, то упадка в качественном образовании не наблюдается. Люди видят ценность качественного образования. Потому нужно говорить не о кризисе образования в целом, а о кризисе плохого, неквалифицированного образования.

Неконкурентоспособного?

— Конечно. Количество аккредитованных дипломов растёт, хотя количество программ снижается.

Во время веб-конференции, организованной РИСУ, ваш коллега Тарас Дятлик признал, что не все евангельские учебные заведения состоялись как университеты в  полном  смысле  этого  слова. Осталась ли у Вас надежда на создание современного протестантского учебного заведения, похожего на Украинский Католический Университет (УКУ) во Львове?

— Да, это очень хороший вопрос. В сегодняшней ситуации весьма трудно говорить о создании христианского университета или даже просто факультета. Тем не менее, остаются варианты совместного служения и совместной работы с государственными или частными университетами. Надо искать иные формы.

Дело в том, что в этом вопросе мы очень связаны требованиями Министерства образования и науки. Есть жёсткие требования, которые нам трудно выполнить. Идти не совсем корректными путями мы не хотим, желаем идти прямо. Вопрос времени: будет ли общество заинтересовано в появлении таких университетов? Попытки Киевского и Донецкого христианских университетов достойны всякого уважения, но серьезных успехов пока мы не видим.

Насколько образование влияет на протестантские церкви? Происходит принятие или отторжение выпускников?

— Конечно, влияет. Недавно мы выпустили подготовленный Санкт-Петербургским Христианским Университетом журнал «Богословские размышления» под названием «Богослужение в церкви». Идёт богословское осмысление Богослужения, литургики.

 Востребованы ли выпускники? Мне кажется, что вопрос неуместен: они не только востребованы, они живут в церкви. Я не знаю общей статистики, мне известна статистика Одесской Богословской Семинарии: около 90% из приблизительно тысячи её выпускников несут служение в церкви.

Но не трудоустроены в церкви, заработную плату не получают.

— И не надо, чтобы они там работали. Разве цель образования состоит в подготовке профессиональных служителей, которые были бы освобождены от светской работы и служили клириками? Это ошибочное представление. С точки зрения евангельской экклезиологии (учение о церкви – А.Г.), образование должно быть направлено не на обучение клириков, которые в дальнейшем будут «сидеть» на зарплате, готовить качественные проповеди и ездить на машине, а прихожане своей десятиной будут его поддерживать. Это ли идеальная модель евангельской экклезиологии?

Почему тогда американская и европейская евангельская мысль склоняется больше к профессионализации работы выпускника?

— Я не уверен, что они правы. Необходимо обратить внимание на евангельские нормы в экклезиологии ранней Церкви. Действительно ли они это практиковали, и что произошло, когда произошла профессионализация священнослужения? Действительно ли Церковь от этого выиграла? Простое копирование западных стандартов не приведёт наши церкви к серьёзному росту. Да, будет количественный рост, да, проповеди будут явно профессиональнее, но это ли показатели, по которым оценивается успех церкви?

В профессиональном служении есть что-то положительное, но я пытаюсь предостеречь от опасностей церковной профессионализации - это появление клира, особого сословия в церкви. Это опасное явление, история Церкви – тому подтверждение.

Насколько прозрачна финансовая деятельность ЕААА для потенциальных спонсоров? 

— Если кто захочет увидеть отчёт, мы дадим емувозможность это сделать. До того как инвестировать в какой-либо проект, спонсоры запрашивают выводы аудиторов, насколько эта организация способна выполнять задачи и насколько ответственно она распоряжается финансами. У нас вопрос так абсолютно не стоит. В Украине нет никого, кто хотел бы поддержать ЕААА и споткнулся об отсутствие на сайте пяти цифр, показывающих наш бюджет. Я это могу гарантировать. Наша отчётность не представляет для спонсоров никакого интереса, они предпочли бы поддержать организацию покрупнее. Совсем не надо говорить обо всём том, что у тебя есть, выкладывать всё на прилавок. Надо тихо и спокойно трудиться. Мы же не работаем ради рекламы. Наша работа рекламирует нас.

Бытует мнение, что собственных научных «светил» в баптизме не хватает. Несмотря на это, консервативные баптистские учебные заведения закрыты для специалистов из других конфессий, которые могли бы поделиться опытом. Вы согласны?

— Во многом я согласен, поскольку в этой ситуации очень легко потерять самоидентификацию. Я не уверен, способны ли «светила» из других конфессий помочь в подготовке баптистских служителей. Для меня это большой вопрос, что они могут дать. Мне вполне понятна позиция учебных заведений, занимающих осторожную позицию по отношению к богословам из других конфессий.

При церквах существуют многочисленные колледжи и школы. При этом большинство экспертов в области образования требуют сокращения числа заведений. Тарас Дятлик (координатор по развитию образования ЕААА- А.Г.) как-то выразил мнение, что евангельские христиане совместными усилиями давно бы уже смогли создать свой университет.  Как Вы планируете влиять на концентрацию баптистских интеллектуалов в одном месте?

— У нас инструменты очень простые. Мы пользуемся аргументами, связанными с качеством образования. Чтобы получить аккредитацию, богословским школам приходится заботиться о повышения уровня программ и преподавателей. Это и есть лучший инструмент, который может регулировать и концентрацию людей, и их местонахождение. ЕААА не видит иных возможностей. Властные структуры такие вопросы не решат.

—  А не сложится ли тогда ситуация параллельного существования двух видов учебных заведений - "элитного" (получившего аккредитацию) и "простого" (не имеющего аккредитации, не знающего о стандартах, но зато вписывающегося в рамки богословия областного епископа)?

— Могу сказать только одно – параллельное существование разных школ будет и дальше, но сама жизнь исправит эту ситуацию и Господь. Мы же должны делать то, что мы можем сделать.

Беседовал Алексей ГОРДЕЕВ

21 октября 2011 года

Система Orphus
Рейтинг
0
1
15комментариев

Комментарии

добавить коментарий 
  • Skela | 29 октября 2011, 15:16
    Комментировать комментарий

    Уважаемый, о каком "опыте" эпистемологии Вы говорите и при чем здесь вообще хиазм? Разве Вам не известно то, что человеку свойственно думать и делать одновременно разные вещи? Разве Вы не знаете одного простого парадокса - несостыковки теории и практики между собой? "Записанное" богословие, если хотите - теория, в то время как "Народное" - практика. Кроме того, это "народное" в каждом народе будет своё, т.к. формируется в различных культурных (или других) особенностях, в то время как "записанное" остается при этом неизменным! Проще говоря, интервьируемый хотел сказать, что богословскую теорию необходимо интегрировать в практику повседневной жизни церкви (будь она в России или Украине или еще где-н.). То богословие, которое есть на бумаге (Библия), должно быть и в повседневной жизни церкви! У Вас, Иван, это так? Если нет, то это как раз то, что должно измениться! "Пласт" Вашей практической жизни должен полностью совпадать с "пластом" того, чему вы учитесь из Библии! Именно об этом говорит Санников. Слава Богу за таких людей! Именно через них Он делает возможным совершение "народного" богословия через постижение "написанного"! Пусть Вас Бог благословит!

  • Ivan | 26 октября 2011, 14:53
    Комментировать комментарий

    Грустно, что Евангельский верующий говорит о "народном" богословии, не как о трагедии, а просто как о факте. По сути это вообще не протестанский подход, уничижающий верховенство Писания и ставящий опыт в вопросах эпистемологии довольно высоко. Очень грустно. (Хиазм как-то ненароком вышел).

  • dima | 25 октября 2011, 00:47
    Комментировать комментарий

    добре, що не прибрали головний перл: "Евангельское христианство принадлежит к одному из направлений внутри радикальной Реформации"

  • al_friendster | 24 октября 2011, 20:29
    Комментировать комментарий

    Не вижу ничего такого, что могло бы свидетельствовать о неуважении журналиста к интервьюируемому. Вопросы ориентированы на стандарты светской журналистики и преследуют цель сочинения не агиографии (для этого есть конфессиональные СМИ), а поддержания острого и запоминающегося разговора. Задача журналиста, думаю, выполнена.

  • Oleksandr | 24 октября 2011, 14:50
    Комментировать комментарий

    У меня сложилось впечатление, что журналист скорее пытался спровоцировать интервьюируемого, нежели получить ответы на вопросы. Регистр многих фраз просто недопустим для жанра интервью. Надо бы научиться уважению к собеседнику, а не мнить себя Савиком Шустером.

    • Цуман | 24 октября 2011, 15:09
      Комментировать комментарий

      Згоден з Олександром. Питання, які поставив журналіст, зовсім не роблять йому честі.

    • Микола Малуха | 24 октября 2011, 23:10
      Комментировать комментарий

      Пане, ви просто банально не розбираэтеся в журналыстицы ы не розумієте, що завдання кореспондента - провокувати на відверті відповіді, а не запитувати: "розкажіть нам, як ви стали таким великим". Читайте більше пресу, особливо хорошу пресу - Західну, Українську правду, Комерсант. Можливо тоді перестанете писати подібні обивательські коментарі

    • Олена | 24 октября 2011, 23:49
      Комментировать комментарий

      А я одразу про Сашу Чаленка згадала, а не Шустера :)

Ответ на комментарий
Коментарий
Имя
Введите код

Точка зрения

  • 10 сентября 2019, 11:16 | Колонка Виктора Еленского | 

    Вмешиваться нельзя игнорировать, или Что делать государству с религиозной политикой?

    У всех государств мира есть политика в отношении религии и объединений, которые создают граждане на ее, религии, почве. Атеистическое правительство Китая и теократическое правительство Ирана, могущественные США и крошечная Андорра – словом, все.

  • 30 августа 2019, 15:57 | Аналитика | view photo | 

    Признание Элладской Церкви и «эффект домино»

    Элладская Церковь вплотную подошла к оформлению юридических отношений с ПЦУ. С установлением дипломатических отношений с Афинами «канонический занавес» для Киева окончательно упадет и откроются двери для контактов с другим православным миром.

Последние комментарии

  • enzian | 18 сентября 2019, 16:43

    Ніякий з тебе пророк, Мішка.

  • Paraeklezyarh | 18 сентября 2019, 16:37

    Котрою за чергою в признання автокефалії ПЦУ буде православна церква Александрії одному Богу відомо . Але факт співслужіння та євхаристії є.

  • Михаил | 18 сентября 2019, 14:50

    Александрийская церковь будет самой последней, кто признает "пцу", если такое признание когда-нибудь произойдёт. Скорее "пцу" признает Московский патриархат, чем Александрийский!

  • Zenia | 17 сентября 2019, 23:30

    В том и беда, что исповедоваться на родном языке и своему соотечественнику украинцам не позволяют русские оккупанты. Ты что, оккупант, читать не умеешь? :))

  • Zenia | 17 сентября 2019, 23:28

    Підтримую! :)

Популярные статьи месяца