"Анализируя кризисные явления, мы знаем, что у Церкви Христовой есть ответы на проблемные вопросы общества"

23 марта 2011, 09:54 | Интервью | 23 |   | Код для блога |  | 

antoniuk.jpg120 130 лет – период непродолжительный, если сравнивать с историей религиозных исканий человечества. Однако христианству этого было достаточно, чтобы создать корпус канонической литературы, взрастить ориентированных на диалог с греко-римской культурой богословов (Тертуллиан, Ипполит Римский, Ириней Лионский) и отлучить Маркиона, который предложил свой взгляд на сущность взаимоотношений человека и Бога. А баптизму хватило ста тридцати лет, чтобы стать в независимой Украине четвертой по численности верующих конфессией и сберечь этот status quo по сей день. Валерий АНТОНЮК, второй по ответственности в эклезиальной иерархии Всеукраинского союза церквей евангельских христиан баптистов, согласился поговорить с РИСУ о сущности украинского баптизма, его проблемах и планах.

Потерянный рай

В феврале Вячеслав Нестерук встретился с первым вице-премьером Андреем Клюевым в атмосфере, по словам Владимира Шушкевича, «духовного единения и взаимопонимания». Есть ли уже результаты?

– Конечно, по результатам этой встречи были сделаны определенные выводы. По крайней мере, было подчеркнуто, что государство старается с пониманием относиться к проблемам Церквей и деноминаций. Это означает, что каких-то резких движений в сторону негативных изменений мы не видим. Хотя нам, конечно, хотелось бы наблюдать более активный диалог между Церковью и представителями власти на всех уровнях: и Верховной Рады, и Президента Украины, и министерств. Определенный диалог сохраняется на уровне Министерства образования и Министерства здравоохранения, хотя мы хотели бы и там увидеть большее развитие отношений.

Например, относительно христианской этики.

– Да, конечно. Плюс лицензирование наших ключевых учебных заведений, признание их дипломов. Этот вопрос для нас очень важен, на протяжении последних лет он стоял на повестке дня.

Конечно, нас беспокоят такие позорные явления, как гомосексуализм. Мы поставили вопрос о недопустимости предоставления гомосексуальным «парам» прав на усыновление детей. Законодательство в этом плане еще не проработано до конца, но определенные движения мы замечаем. Нас это беспокоит. Об этом шла речь во время разговора с первым вице-премьером.

После недавней ликвидации НЭК и Госкомнацрелигий, с мая 2009 по июль 2010 года возглавляемый баптистом Юрием Решетниковым, многие верующие ждали официального ответа баптистского руководства. Как Вы оцениваете эти события?

– Нам вообще трудно понять ту стратегию реформ, которая сейчас воплощается в органах государственной власти, в частности, относительно Госкомнацрелигий. Хотя состоялась встреча в Министерстве культуры, перенявшем определенные функции ликвидированного органа.

Мы хорошо понимаем, что христианство призвано нести культуру в массы, в общество. Нам сложно сказать, насколько это будет эффективно, насколько это усилит проводимую ранее работу. Но, по крайней мере, те отношения, которые мы выстраивали на уровне Госкомнацрелигий, сохраняются, как и вся текущая работа. Наши представители решают все юридические и организационные вопросы, как и раньше. Тяжело судить до конца, но хотелось бы, чтобы все изменения и реформы в государственных органах Церкви больше помогали, чем мешали.

Какой именно Церкви?

– Всем Церквам. Все конфессии, все деноминации в этом заинтересованы. За последнее время в формате ВСЦиРО были наработаны хорошие отношения, проходили рабочие встречи Секретариата, встречи представителей Церквей. Поэтому мне кажется, что трансформации, происходящие в государственных органах, должны способствовать развитию религиозных организаций и учитывать то, что они появились не вчера.

Какую позицию должно занять руководство баптистской деноминации в условиях фактического протежирования УПЦ (МП)?

– Конечно, мы всегда выступали против «монополизации» Церкви Христовой представителями только одной конфессии. Это не может быть оправдано ни с библейской точки зрения, ни с точки зрения общественной жизни в нашей стране. Закон Украины «О свободе совести…», который сегодня действует, подчеркивает равенство всех Церквей, что для нас вполне приемлемо в этих вопросах. Также мы считаем, что в условиях Украины этот баланс должен сохраняться. Однако есть определенные интересы, определенные «аппетиты» кого-то, кто, возможно, мыслит несколько иными категориями. Мы же сохраняем спокойствие, потому что Украина – поликонфессиональное государство; сторонниками этого положения дел мы остаемся. Как только будут более существенные изменения и сдвиги, в частности и в законодательной базе, мы будем заявлять об этом гораздо громче. Никто не может «монополизировать» или «приватизировать» Церковь. Ни одна церковь (конфессия или деноминация) не обладает таким правом. И здесь христианам разных конфессий важно ссылаться не на традицию или историю, а на Библию. Церковь Христова признает одну Главу – Иисуса Христа. Протежирование какой-то одной ветви христианства всегда приводит к эскалации, напряженности в религиозной жизни государства.

До какого предела нужно дойти, чтобы протестантские Церкви выступили единым фронтом, без исключений?

– Мы отслеживаем все процессы религиозной жизни в Украине. С другой стороны, постоянно проводит свои встречи Совет Евангельских протестантских Церквей, членом которого является и наш Союз. Представители всех протестантских Церквей регулярно проводят совещания, решают неотложные вопросы. Готовим важные документы, выходим с обращениями к ВРУ, КМУ или Президенту Украины. Относительно этого есть общая позиция всех евангельских Церквей, с которой тяжело не считаться: протестантских Церквей в Украине более 8 000 – это значимый процент религиозных организаций. Мы понимаем, что есть определенные намерения Православной Церкви Московского Патриархата выступать с позиции доминирующей, государственной Церкви. Но не всегда бывает так, как хочется. С библейской точки зрения такой подход не выдерживает никакой критики. Политизация в этом вопросе очевидна, но Украина – не Россия… Мы молимся о том, чтобы сохранились единство и взаимопонимание, чтобы каждая Церковь имела право совершать свою каноническую деятельность, независимо от политической конъюнктуры в Украине.

Вячеслав Нестерук был одним из тех, кто подписался под словами: «…предлагаем сохранить единственный государственный орган по делам религий … и обеспечить равные права и возможности для всех конфессий в Украине». Актуальна ли подобная позиция, учитывая сегодняшний день?

– Мы не хотели бы каких-то резких изменений. Я убежден, что когда в государстве происходят трансформации государственных органов, должны учитываться позиции самих Церквей и религиозных организаций. Это нормальный, цивилизованный процесс. Когда же решения принимаются односторонне, это всегда не только вызывает заявления, но и формирует позицию Церкви относительно власти. Еще раз подчеркиваю, что сохранение паритетных межконфессиональных взаимоотношений на должном уровне и развитие государственно-церковных отношений остается для нас важной задачей.

Ликвидацию НЭК приветствуют те, у кого были проблемы с этим органом. А вот профильные аудитории, ЛГБТ – прежде всего, зовут Вас «гомофобом от баптистов» из-за Ваших высказываний относительно гомосексуализма. Как бы Вы прокомментировали это?

– Мы очень хорошо сотрудничали с НЭК, работу комиссии приветствовали и всесторонне поддерживали. На встречах ВСЦиРО, Совета протестантских Церквей часто присутствовал Василий Костицкий. Мы убеждены, что это чрезвычайно важная институция, которая защищала мораль и духовность украинского общества. Были обращения, в частности к Президенту Украины, относительно сохранения НЭК. Конечно, деятельность комиссии вызывала определенные противостояния, поскольку не только звучали заявления, но и велась важная работа. Вспомним хотя бы законы о запрете рекламы табака или алкоголя. Церковь не могла такие инициативы не поддерживать. На сегодняшний день мы по-прежнему твердо убеждены, что такого рода институты в государственных органах власти должны быть. Если их будет еще больше – будет еще лучше.

Конечно, такая работа затрагивала интересы сексуальных меньшинств в Украине. Мы также давали оценку ситуации, говорили об этом как христиане, как люди верующие. Мы понимаем, гомосексуализм – проклятие для украинской земли. Поэтому такая позиция является не только лично моей, но и позицией нашей деноминации. Мы молимся за этих людей, понимаем, что они на опасном пути, но не можем принимать такой образ жизни, оправдывать его или просто молчать. Поэтому титул «гомофоб» (смеется) звучит для кого-то, возможно, обидно, однако для меня – нет; я молюсь за таких людей и хотел бы видеть изменение их образа жизни. На самом деле гомосексуализм – это рабство, из которого людей необходимо выводить и показывать ценности естественной семьи, говорить о принципах семейного счастья. Мы провозглашаем нормальные семейные ценности. Мы – за семейную жизнь, где есть «он» и «она», где есть естественная связь мужчины и женщины. Это определено Богом. На сегодня в поместных церквах мы проводим встречи на семейные темы, у нас есть неплохие инициативы, в частности, проект «Неделя супружества», который будет проходить с 15 по 22 мая. Это частично наш ответ на вызовы, которые переживает Украина в плане таких извращений, как гомосексуализм.

После боя

После празднования в Украине 400-летия европейского баптизма, которое состоялось в 2009 году чуть ли не на государственном уровне, ВСЦ ЕХБ оказался среди тех, кого Янукович даже не поздравил с Рождеством. Ощущаете ли Вы перемену в отношении власти к протестантским Церквам?

– Празднование зарождения баптистского движения в Европе, а затем и в Украине, мне кажется, было очень важным событием. Евангельско-баптистское движение имеет свою историю, наши корни – в радикальной ветви Реформации, которая привела к огромным преобразованиям в Европе. В государственном контексте мы всегда приносим определенные «неудобства», потому что мы – люди Слова Божьего. Мы хотим, чтобы нация максимально жила по Божьим законам.

Власть имеет способность менять свои взгляды: кто-то больше понимает нас, кто-то не соглашается, однако нынешние прохладные отношения обусловлены, на мой взгляд, неосведомленностью о сущности евангельского христианства в Украине. ВСО ЕХБ – крупнейший протестантский союз, существующий в Украине. Не учитывать этого нельзя. Проходит время, и одних политиков сменяют другие – это закономерность. А Церковь Христова была, есть и будет совершать свою миссию.

Ваши слова дублирует уже бывший Глава УГКЦ Любомир Гузар, который в журнале «Країна» высказался: «О политике не люблю говорить. Политик сегодня есть, а завтра нет».

– Да, именно поэтому мы говорим, что политика – это изменчивая погода. Церковь – нравственное и духовное основание вчера, сегодня и завтра. Церковь не должна втягиваться в сугубо политические процессы, но мы молимся о Божьем благословении и мудрости для тех, кто занимается государственными делами.

Какова официальная позиция ВСЦ ЕХБ по поводу разгона фестиваля в Смеле?

– Сразу после инцидента мы связались с представителями черкасского объединения и попытались выяснить причины. Дело в том, что в последние годы мы привыкли совершать служение, строя хорошие отношения с местными органами власти. Они основывались на доверии и понимании между Церковью и представителями государства. Раньше это была добрая воля сторон иметь партнерские отношения ради развития духовных ценностей общества. Отказ предоставлять помещение для проведения фестиваля в Смеле нам не совсем понятен. Поэтому были сделаны депутатские запросы в Черкасскую гособладминистрацию и Смелянскую райадминистрацию. Мы получили общие ответы. Теперь представители власти в Смеле пытаются выяснить все до конца. У нас нет всех ответов на вопрос «почему?», но этот прецедент является определенным вопросом для самой власти, которая, наверно, понимает, что так действовать в условиях цивилизованного общества нельзя. Поместные церкви действовали в рамках уставных норм и своей канонической деятельности.

Если это действительно прецедент, то в случае написания вашей пресс-службой официального заявления мнение баптистов относительно события получило бы гораздо большую огласку. Однако этого не произошло…

– Когда подавались обращения, местные власти заявляли о своей готовности рассмотреть вопрос и дать исчерпывающие ответы. Поэтому мы не делали официальных заявлений, ожидая официальных выводов. Повторяю, городские власти говорят о своей готовности к сотрудничеству. Если это соответствующий подход к церквам ЕХБ, то дальше это будет видно убедительнее. Если это ошибка, то мы воспримем это как ошибку.

От властей Смелы извинений не слышно?

– Извинений пока нет. Однако на местном уровне должна состоятся еще одна встреча. Мы ожидаем четкой позиции представителей местной власти относительно инцидента.

Идут по плану

Создание специального комитета по подготовке к Евро-2012 – результат стратегического мышления или движение по течению? Как идет работа?

– Евро-2012 – важное событие в жизни Украины. Страна к этому активно готовится. Кто-то планирует смотреть спортивные матчи, а кто-то – служить людям. Именно поэтому был создан специальный комитет, наши представители участвуют в его работе. К этой работе мы бы хотели подключить все наши объединения Церквей. На повестке дня – рабочие вопросы: как правильно организовать, какие методы для достижения цели использовать. Евро-2012 для нас интересно не столько как спортивное мероприятие, для нас это возможность говорить людям правду о Боге, об их жизни, о надежде получить жизнь вечную. Для нас важно сохранять духовное влияние, формировать истинные ценности украинцев. Мы понимаем, что Церковь имеет реальный шанс положительно повлиять на моральное состояние украинского болельщика во время проведения чемпионата Европы. Поэтому Евро-2012 – это еще один повод для серьезного служения нации. А вообще мы развиваем много социальных проектов, и это естественно для нас.

Было обнародовано желание ВСЦ ЕХБ увеличить членство Церкви вдвое. С помощью каких средств?

– Несмотря на все кризисы, которые сегодня переживает Украина, мы осознаем, что Церковь Христова имеет обетования, данные ей самим Иисусом Христом. Мы молимся о преумножении, о росте, об удвоении. Думаем о серьезной подготовке пасторов и служителей, о посвящении нового поколения для служения. Для нас это определяющие моменты церковной жизни.

Работа с молодежью и подготовка служителей для Церкви – это самое важное. Мы делаем акцент на качестве подготовки и посвящения людей в служение. По этой причине мы можем говорить о преумножении верующих людей, которые приходят в Церковь ЕХБ. Конечно, мы также обращаем внимание на различные методы, которые этому способствуют. Например, работу в малых группах, миссионерство, основание новых Церквей. Пока мы готовим стратегический документ о служении церквей ЕХБ в Украине на последующие 10 лет, создан специальный комитет, уполномоченный эти задачи проработать. Несмотря на все проблемы, мы имеем реальные возможности развиваться. Кризис – это не для нас, хотя мы осознаем, что он влияет и на Церковь. Анализируя кризисные явления, мы знаем, что у Церкви Христовой есть ответы на проблемные вопросы общества.

Немного провокационный вопрос: куда движется зарегистрированный баптизм?

– Зарегистрированный? (улыбается) Сегодня я не вижу большой разницы между зарегистрированным и незарегистрированным баптизмом. Мне кажется, что призвание баптистов (людей осознанно крещенных по вере) остается неизменным: оно определяется тем, что Христос сказал для своей Церкви: «Будьте мужественны: Я победил мир». Наша цель – максимально соответствовать принципам и служению ранней Церкви первого столетия. Это – наш ориентир, в этом наши приоритеты, хотя нас разделяют двадцать веков.

Украинский баптизм не может ассимилироваться в суетливой жизни, стать простым религиозным явлением. Он не может, например, использоваться в политических целях. Но одновременно верующие церквей ЕХБ не могут быть отделены от общественных процессов, которые переживает наш народ. Церковь отделена от государства, но она не отделена от народа. Мы – часть украинского общества и верим, что должны оставаться «светом» и «солью» для нашей земли, приносить благословение Украине и искренне любить людей, потому что их любит Господь. Это часть, так сказать, философии служения евангельско-баптистских Церквей в Украине.

Мы утверждаем, что на любые вызовы у Церкви должны быть ответы. На самом деле она экзегет общества. Через Церковь Господь благословляет нашу землю. Поэтому мы как Церковь Христова остаемся в мире для служения миру, в частности, украинскому народу.

Спасибо за беседу.

Беседовал Алексей ГОРДЕЕВ.

Март, 2011.

Система Orphus
Рейтинг
0
2
23комментариев

Комментарии

добавить коментарий 
  • kostyatet | 26 марта 2011, 18:42
    Комментировать комментарий

    Желание, чтобы баптистская церковь увеличилась в течении следующих 10 лет является смелой, но к сожалению неосуществимой мечтой...

    • al_friendster | 26 марта 2011, 22:27
      Комментировать комментарий

      Если только данная конфессия не обратит миссионерское внимание на интеллектуалов и молодёжь, которая на вопросы религии хотела бы говорить на равных, без менторских коннотаций. Впрочем, если даже коммент юзера melancholy-gay не был удалён, можно констатировать, что зачатки диалога налицо.

    • Melandr | 8 апреля 2011, 09:52
      Комментировать комментарий

      Смелые мечты приводят к цели, если над ними работать. Если же только разводить руками и сетовать, что ничего не выйдет - то ничего не выйдет. По вере вашей да будет вам.

  • Alex-M | 26 марта 2011, 15:35
    Комментировать комментарий

    Валерий, вы действительно гомофоб, но при этом, - лицемерный. Вместе с другими религиозными активистами, вы разжигаете ненависть к геям, но постоянно приговариваете: "мы не против геев, мы против греха". Это также, как антисемит, который "ничего не имеет против евреев"... Более подробно я написал в своем блоге. melancholy-gay.livejournal.com/88151.html

    • S.Melnyk | 26 марта 2011, 18:01
      Комментировать комментарий

      Такі геї як ви, подібні до педофілів - чому одних ми маємо засуджувати, а інших толерувати? Збочення є збоченням, як би його не називали! Толерувати це зло не можна. Бо так ми мусимо толерувати зло у всіх його формах. А тому не намагайтеся з віруючих людей робити гомофобів - бо то ви самі є людиноненависниками, які не можуть природньо множитися. І як нечисть бажаєте чужих дітей!

    • antonuk7 | 29 марта 2011, 14:40
      Комментировать комментарий

      Говорячи про несприйняття гомосексуалізму ми стверджуємо, що це таке ж зло як наркоманія чи алкоголізм. Всі ці явища не тільки спотворюють людину, але руйнують суспільство.Зло виправдати неможливо. А люди які, стали рабами цього гріха, варті співчуття. Наше служіння направлено на їх покаяння, реабілітацію, та остаточне зцілення від цієї гріховної залежності.

  • alpavlyuk | 25 марта 2011, 02:23
    Комментировать комментарий

    Слово "радикальність" в християнському сенсі можливо використовувати хіба що по відношенню до гріха. А коли мова йде про радикальну реформацію - то з історії знаємо що єдині перетворення які вона принесла - це безкінечні розколи, заперечення надбання історичного багажу церкви, звідси ідея про "смерть" церкви, яку потрібно почати з нового аркуша паперу. Це призвело до сектантства, невизнання таїнств інших церков та інше. Яскравим прикладом слугує історія одного з перших баптистів Джона Сміта, який христив сам себе.

  • a_gavryush | 24 марта 2011, 17:38
    Комментировать комментарий

    Цікавий факт, так звані рядові баптистські церкви райцентрів взагалі не знають чим живе союз, до якого вони входять. Прочитав інтерв'ю і розумію, що в українському баптизмі, як і в самій Україні - влада живе в одному вимірі, а народ в іншому. Шкода, що союз так активно співпрацює з владою, але зовсім не цікавиться думкою власних церков. Питання, навіщо тоді церквам союз?

  • antonuk7 | 23 марта 2011, 20:42
    Комментировать комментарий

    Краще вивчайте історію і зрозумієте значення "радикальної реформації" для суспільства і Церкви.

    • dima | 23 марта 2011, 21:30
      Комментировать комментарий

      ну порадьте тоді книги, де описані "величезні перетворення", які спричинила радикальна Реформація. Читаю англ. і нідерл.

  • dima | 23 марта 2011, 13:13
    Комментировать комментарий

    "наші корені – в радикальній гілці Реформації, яка спричинила величезні перетворення в Європі." Реформація спричинила. А її "радикальна гілка" - ні.

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные посетители Войти

Точка зрения

  • 10 сентября 2019, 11:16 | Колонка Виктора Еленского | 

    Вмешиваться нельзя игнорировать, или Что делать государству с религиозной политикой?

    У всех государств мира есть политика в отношении религии и объединений, которые создают граждане на ее, религии, почве. Атеистическое правительство Китая и теократическое правительство Ирана, могущественные США и крошечная Андорра – словом, все.

  • 30 августа 2019, 15:57 | Аналитика | view photo | 

    Признание Элладской Церкви и «эффект домино»

    Элладская Церковь вплотную подошла к оформлению юридических отношений с ПЦУ. С установлением дипломатических отношений с Афинами «канонический занавес» для Киева окончательно упадет и откроются двери для контактов с другим православным миром.

Последние комментарии

  • enzian | 18 сентября 2019, 16:43

    Ніякий з тебе пророк, Мішка.

  • Paraeklezyarh | 18 сентября 2019, 16:37

    Котрою за чергою в признання автокефалії ПЦУ буде православна церква Александрії одному Богу відомо . Але факт співслужіння та євхаристії є.

  • Михаил | 18 сентября 2019, 14:50

    Александрийская церковь будет самой последней, кто признает "пцу", если такое признание когда-нибудь произойдёт. Скорее "пцу" признает Московский патриархат, чем Александрийский!

  • Zenia | 17 сентября 2019, 23:30

    В том и беда, что исповедоваться на родном языке и своему соотечественнику украинцам не позволяют русские оккупанты. Ты что, оккупант, читать не умеешь? :))

  • Zenia | 17 сентября 2019, 23:28

    Підтримую! :)

Популярные статьи месяца