Владыка Венедикт (Алексийчук): «Для меня Патриарх Любомир является примером того, кто, несмотря на свою человеческую ограниченность, позволяет Богу действовать в себе»

10 февраля 2011, 17:45 | Интервью | 7 |   | Код для блога |  | 

Венедикт_(Алексійчук)_copy.jpgЗа 10 лет своего патриаршего служения Глава УГКЦ Блаженнейший Любомир был для всех украинских греко-католиков и не только моральным авторитетом и примером того, как надо жить во Христе. О том, что стало основой его пастырской харизмы, и о его влиянии на духовную жизнь украинцев читайте в беседе с владыкой Венедиктом (Алексийчуком), епископом-помощником Львовской Архиепархии УГКЦ.

– Блаженнейший Любомир является монахом Студийского устава и некоторое время был архимандритом студитов. Владыко, на Ваш взгляд, как повлияло и влияет на Патриарха УГКЦ его пребывание в монашеской студитской общине?

Я бы не говорил, что на Патриарха повлияло лишь пребывание в студитской общине, это скорее то, что он, став Патриархом, и в дальнейшем остался монахом. Когда монах живет глубокой христианской жизнью, то какое бы положение в Церкви он ни занимал, он легко позволяет Богу действовать в нем. Для Блаженнейшего именно его монашеская жизнь является той солидной основой, на которой проявилось его епископское, а потом и патриаршее служение. И это, думаю, имеет для него фундаментальное значение.

– В свое время Блаженнейший Любомир сказал, что пост Предстоятеля Церкви – это для него большой и довольно тяжелый крест, а основным своим призванием он считает монашескую молитву. Какую роль, по Вашему мнению, играет в жизни и развитии всей нашей Церкви духовный опыт Патриарха Любомира именно как монаха?

Сперва хотел бы сказать, что Господь призывает каждого из нас как христиан идти и быть Его свидетелями. В обычном, светском, понимании свидетелем может быть тот, кто видел какое-то событие. Ведь если человек этого не видел, но свидетельствует, – он обманывает. И потому быть Христовым свидетелем можно лишь тогда, когда ты сам пережил опыт Бога. Думаю, что Блаженнейший Любомир словами о том, что «основным своим призванием считает монашескую молитву», хотел обратить внимание на то, что когда ты – монах, у тебя есть только своя личная, зачастую неизвестная, жизнь, своя «брань», свои трудности. А в случае Блаженнейшего, когда он приступил к патриаршему служению, то это уже не только его личная жизнь с Богом, его личная духовная «брань» – это значит иметь духовную «брань» в контексте всей Церкви и всего общества. Быть также свидетелем Христовым для всех, кто встретится на его жизненном пути. Когда кто-то стремится к Богу, у него есть понимание того, что его опыт Бога всегда меньше, чем хотелось бы, вот почему никто из монашеской среды очень не хочет брать на себя ответственность быть свидетелем. Поэтому я вполне понимаю такую позицию Блаженнейшего.

По результатам различных опросов, Патриах Любомир является безусловным моральным авторитетом для украинцев, и не только греко-католиков, но и верующих других конфессий. Как Вы думаете, что в его позиции как пастыря способствует такому признанию?

Прежде всего – это его идентичность, которая вытекает из личного опыта Бога, и его сформировавшаяся личность, которую он постиг в монашестве. Все это дает для него возможность истинного бытия человеком и христианином. Именно то, что люди более или менее сознательно узнают в нем настоящего человека, и привлекает людей. Ведь каждый из нас хочет сам стать таким человеком, и поэтому тянется к тем, кто этот пример нам показывает. Эта его внутренняя уверенность в приеме правильных решений, которую мы могли увидеть в различных сложных ситуациях, происходит из-за того, что он живет в Боге (ведь если ты не имеешь собственной жизни в Боге, то смотришь на других – что они скажут, что подумают, как среагируют). Глубокая жизнь в Боге, духовная жизнь Блаженнейшого – именно она творит его идентичность, которой он живет и пользуется, выполняя свою миссию Патриарха.

Важно и другое. Блаженнейший Любомир родился в Украине, но много лет его жизнь проходила в свободном мире. Несмотря на все известные нам недостатки того мира, это все же большой позитив. Именно там он получил хорошее воспитание и формацию. Ведь мы, жившие в советском обществе, имеем советское сознание, ментальность, культуру. Взгляните хотя бы на события нескольких последних лет: как только происходит изменение политической ситуации, многие сразу готовы «перекраситься». Мы в определенной степени деформированы нашим прошлым, и это часто отражается в нашем обществе, в политике. У нас есть Украина, но большая часть населения ее родилась, воспитывалась и формировалась еще в другом государстве, и среди них – значительное большинство тех, кто руководит нашей страной. Блаженнейший не претерпел этого отравления «угарным газом советизации», а каждый из нас надышался им достаточно. Мы привыкли к тому, что коррупция – это как-бы нормально: ходим к исповеди, но если надо где дать взятку – даем, если можно схитрить и обмануть других – делаем это не задумываясь. То есть наше постсоветское сознание проявляется во многих и разных плоскостях. Слава Богу, наш Патриарх не претерпел этого. Именно поэтому в нем очень хорошо переплелись два качества, о которых я говорил: его духовное начало, которое он почерпнул в монашестве, и его формация в хорошей христианской среде – в семье, в приходе, в семинарии. Формация и духовная жизнь дали тот плод, который и делает его авторитетным для разных людей.

– А лично в Вашей жизни каким образом ощущается влияние Блаженнейшего Любомира –как монаха, как пастыря, как Главы той духовной общины, которой является Церковь?

Я не могу сказать, что Блаженнейший каким-то особенным образом на меня повлиял, хотя мы знакомы давно, я имел много оказий общаться с ним на разные темы. Я учился в своей жизни никого не идеализировать и не очаровываться ни в ком, чтобы потом не разочаровываться. Не идеализирую поэтому и Патриарха Любомира, который является таким же человеком, как и все мы, со своими человеческими ограничениями. Однако эти его ограничения не уменьшают моего восхищения и изумления от того, что я вижу, как, несмотря на все это, Бог проявляется через него – обычного человека, «хрупкий сосуд». Для меня Патриарх Любомир является примером того, кто, несмотря на свою человеческую ограниченность, позволяет Богу действовать в себе. Поэтому, думаю, мы должны не только радоваться, что имеем такого Патриарха, но и подражать ему.

Беседовала Оксана ШКОДЗИНСКАЯ

Система Orphus
Рейтинг
0
0
7комментариев

Комментарии

добавить коментарий 
  • S.Melnyk | 13 февраля 2011, 09:47
    Комментировать комментарий

    Я думаю, що для продовження цієї розмови варто знайти хорошого коментатора, який пояснить суть справи відповідно до кодексу канонів Східних Церков в чому полягає суть патріархату в Католицькій Церкві і яка відмінність між ними і Верховними Архиєпископами.

  • anton 1861 | 12 февраля 2011, 21:21
    Комментировать комментарий

    хм...а що змынется пысля отримання Патрыархії?Мені як практикуючому католику Латинського обряду просто цікаво;))

  • anton 1861 | 12 февраля 2011, 20:04
    Комментировать комментарий

    В мене питання..А коли це Митрополит Гузар став Патріархом?;))

    • Тарасій | 12 февраля 2011, 20:28
      Комментировать комментарий

      З 26 січня 2001 р. владика Любомир був Верховним Архиєпископом УГКЦ. І з того часу його вірні визнають Патріархом. І коли 27 червня 2001 р. при покійному Папі Івану Павлу ІІ правилася Літургія на іподромі у Львові, архидиякон кілька раз називав владику Любомира Блаженнішим Патріахом - тоді не було ніякого протесту Апостольської столиці. І після того з Риму ніколи не приходило публічних протестів, що в УГКЦ і поза її межами його переважно називають Патріархом. І було би неправильно чекати на офіційний дозвіл, а тоді почати самим так звертатися. Бо УГКЦ є патріархальною Церквою, а якщо Рим цього ще не визнав, то це вже інше питання і далеко не внутрішньокатолицьке.

    • anatolius | 12 февраля 2011, 20:44
      Комментировать комментарий

      Щоб бути точнішим, з моменту відповідної постанови синоду єпископів УГКЦ.

    • anatolius | 12 февраля 2011, 22:04
      Комментировать комментарий

      Ну він не є тільки і просто митрополитом. Навіть якшо брати його офіційну титулатуру - Верховний Архієпископ, то йому навіть за нею належаться практично всі права Патріарха.

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные посетители Войти

Точка зрения

  • 10 сентября 2019, 11:16 | Колонка Виктора Еленского | 

    Вмешиваться нельзя игнорировать, или Что делать государству с религиозной политикой?

    У всех государств мира есть политика в отношении религии и объединений, которые создают граждане на ее, религии, почве. У атеистического правительства Китая и теократического правительства Ирана, могущественных США и крошечной Андорры – словом, у всех.

  • 30 августа 2019, 15:57 | Аналитика | view photo | 

    Признание Элладской Церкви и «эффект домино»

    Элладская Церковь вплотную подошла к оформлению юридических отношений с ПЦУ. С установлением дипломатических отношений с Афинами «канонический занавес» для Киева окончательно упадет и откроются двери для контактов с другим православным миром.

Последние комментарии

  • Михаил | 24 сентября 2019, 12:04

    С формально-юридически-канонической точки зрения все абсолютно верно написано. Ни убавить - ни добавить. Наконец-то за дело взялись теологи, канонисты и юристы, которые понимают разницу между

  • Paraeklezyarh | 24 сентября 2019, 10:47

    Давно щось їх не було чути )) Мабуть надійшов черговий транш з Кремля- потрібно відпрацьовувати...

  • Ігор Затятий | 24 сентября 2019, 10:42

    Що з літ - то з розуму. Не потрібно пропагувати вислови і дії цієї маразматичної особи. Бог йому суддя.

  • Адекватный Человек | 23 сентября 2019, 18:11

    огласен. БРЕД полный. Добавлено человеком, который вообще не понимает что говорит.

  • Михаил | 22 сентября 2019, 21:12

    Путин уже поверил в шаманов и боится их колдовства! Совсем крыша съехала!

Популярные статьи месяца