• Главная
  • Историк Ярослав Грицак: Историческая память должна быть ответственной...

Историк Ярослав Грицак: Историческая память должна быть ответственной

25.11.2010, 17:32
Историк Ярослав Грицак: Историческая память должна быть ответственной - фото 1
Память о Голодоморе уже объединяет украинцев. Это не гипотезы или предположения, а выводы социологических исследований, которые показывают, что за последние три года в украинском обществе появился новый феномен — украинцы уверовали, что Голод был Геноцидом.

hrycak_w.jpg

—    Может ли память о Голодоморе объединить украинцев?

Память о Голодоморе уже объединяет украинцев. Это не гипотезы или предположения, а выводы социологических исследований, которые показывают, что за последние три года в украинском обществе появился новый феномен — украинцы уверовали, что Голод был Геноцидом. Вокруг этого возник консенсус как на востоке, так и на западе. Очевидно, что уровень консенсуса в разных регионах разный, и на Донбассе он менее выражен, чем в Галиции. Можно дискутировать, почему так произошло, но это является совершившимся фактом. Александр Ципко, один из советников Горбачева во время перестройки, считает, что самая большая проблема Путина и Кремля заключается в том, что они думают, что Голодомор — это галицкая выдумка. На самом же деле память о Голодоморе является центрально- и восточно-украинской, потому что именно эти территории были собственно поражены голодом. В местных семьях жили личные воспоминания, которые замалчивались — но теперь, когда об этом начали говорить на государственном уровне, обе памяти, личные и официальные, совпали и срезонировали между собой.

Тема Голодомора была поднята на государственный уровень Президентом Виктором Ющенко. Если современная власть будет продолжать политику забвения, то какие шансы, что память будет длиться?

Насколько будет стабильной эта память — посмотрим. Всегда есть подозрение, что все, что быстро загорается, быстро затухает. Мы должны осознавать, что коллективная память — это на самом деле не о реальной истории и реальных фактах, а то, что мы думаем о прошлом. В Галиции никогда не было голода. Но галичане принадлежат к тем группам украинцев, которые больше всего «помнят» о голоде и верят в то, что он был геноцидом. Наш образ мышления является обоснованно мифологическим. Эрнест Ренан даже сказал, что неправильное понимание истории является основанием существования наций. Галичане помнят о голоде, хотя голод их не затронул — потому что это часть национального мифа. Для галичан это не является частью личной истории, но скорее их специфического видения прошлого, в котором Советский Союз всегда был всегда связан с репрессиями и угрозой для жизни.

Насколько здорова такая историческая память, которая основывается на образе жертвы?

Жертвы являются обязательным, часто центральным, элементом коллективной памяти — особенно, когда речь идет о конструировании т.н. удобного прошлого. Скажем, современные австрийцы выстроили себе миф, что Австрия была первой жертвой Гитлера, поскольку первой была присоединена к Рейху. Строительство исторической памяти на одних только жертвах кроме лжи несет еще и угрозы, потому что топос жертвы провоцирует топос безответственности: «Мы терпели, нас угнетали — теперь же нам разрешено все». Вместе с удобной историей возникает удобное пространство для безответственных политиков — и безответственного общества, не желающего отвечать за свои поступки.

На самом деле нет общества, которое было бы только жертвой или только преступником. Открытие того, что в твоей истории тоже не все в порядке, может быть шоком. Но этот шок может иметь терапевтический эффект. Классический пример — это Польша, к поколению из поколения воспиталось на топосе жертвы («Польша — Христос народов»), Ян Гросс в книжке «Соседи». Дискуссия над этой книжкой была затяжная и тяжелая, а в конце и польский президент, и польская Церковь взяли на себя мужество попросить прощения за отвратительные поступки своих соотечественников. Общество должно переработать свою историю, чтобы выработать в себе противоядие от беспамятства. Немцы даже создали специальный термин — «переработка истории». Такой образ истории хорош для примирения с соседями. Не удивительно, что немцам удалось помириться и с французами, и с поляками. В свою очередь, поляки после падения коммунизма помирились со всеми своими соседями, включая украинцев. Это очень христианская формула.

Что именно нужно сейчас украинскому обществу?

Сейчас мы нуждаемся в украинско-украинском примирении. Состоится ли оно, зависит от того, с обеих ли сторон появятся политики и интеллектуалы, которые отважатся произнести эту формулу. А это значит практику того типа исторической политики, который я называю ответственным. Пока же дискуссии над прошлым в Украине ведутся с другой целью: они являются своеобразным дымовым занавесом, за которым маскируется неумение или нежелание политиков справиться с другими вопросами, как например, отсутствие системных реформ, без которых сползаем в третий мир. Политикам это удобно. Они играют с историей, не понимая, насколько эта игра может быть опасной. Потому что рано или поздно манипулятор сам может стать жертвой своих манипуляций — как это произошло с Кучмой в 2004 г. Если наши политики не учатся ответственной истории, то это должны делать за них мы, граждане и избиратели. Потому что иначе все наши конструкции национального прошлого в один прекрасный день могут оказаться замками на песке.

Беседовала Марьяна КАРАПИНКА

Ярослав ГРИЦАК,

док. ист. наук, профессор