• Главная
  • Публикации
  • Интервью
  • “Не будет удивительным, если во время визита Патриарха люди с украинской идентичностью почувствуют себя чужими в Церкви Московского Патриархата”...

“Не будет удивительным, если во время визита Патриарха люди с украинской идентичностью почувствуют себя чужими в Церкви Московского Патриархата”

03.08.2009, 11:22
Интервью
“Не будет удивительным, если во время визита Патриарха люди с украинской идентичностью почувствуют себя чужими в Церкви Московского Патриархата” - фото 1
Интервью с Юрием ЧОРНОМОРЦЕМ, канд. филос. наук, по итогам первой половины визита Патриарха Кирилла в Украину

chornomorec.jpg— Во время визита в своих выступлениях в Украине Патриарх Кирилл подверг жесткой критике так называемые „западные” ценности, прежде всего либерализм. Не стоит ли за этой критикой на самом деле желание проповедовать перед нашим обществом ценности не столько общехристианские, сколько так сказать „восточные”, те, которыми живет нынешняя Россия?

— Я думаю, очевидно, что Патриарх хотел с помощью именно разговоров о ценностях подчеркнуть якобы существующие цивилизационные различия между Европой (или в его словах Западом) – и Россией вместе с Украиной и Беларусью. То есть Патриарх пытается создать своего рода альтернативный проект, альтернативный проекту европейскому. Мы знаем, что Европа, Европейский Союз — это, по признанию самих европейцев, своего рода „проект, который все время осуществляется”. Согласно же с Патриархом, наряду с Западной Европой существует особая цивилизация — Европа Восточная. Эта Восточная Европа сейчас очень сильно сократилась за счет того, что такие православные страны как Болгария, Румыния, и та же Греция уже спокойно входят в Европу собственно говоря Западную и разделяют общеевропейские ценности, не противопоставляя себя Европе как нечто отдельное, как некую цивилизационную общность, которая имела бы отличные от Европы ценности. Патриарх Кирилл же везде подчеркивал то, что наши, православные ценности, исторические ценности нашего народа, отличаются от европейских.

— Разве только Патриарх Кирилл критикует т.зв. «западные ценности»?

— Нужно сказать, что критика либерализма, критика общества потребления распространена среди всех современных выдающихся православных мыслителей, богословов, церковных лидеров. Одним из ярких критиков общества потребления является кроме Патриарха Кирилла еще и Константинопольский Патриарх Варфоломей. Однако, каким образом критикует Патриарх Варфоломей все эти тенденции идеологии потребления, тенденции безудержного либерализма, вседозволенности, оправдания различного рода грехов? Он признаёт, что православные народы, православные страны не менее поражены этими грехами сегодня, чем страны западные. И Патриарх Варфоломей говорит о том, что это наша общечеловеческая, общая проблема, или если взять уже – это проблема общеевропейская. И соответственно, Патриарх Варфоломей говорит, что, пытаясь решить проблему ценностной переориентации, нельзя отделятся от Запада, наоборот – мы должны вместе со всей Европой, со всем Западом приучить себя к определенного рода аскетизму ради будущего наших детей, ради того, чтобы не все ресурсы Земли были потрачены, не были уничтожены воздух, вода, земля. И в этом призыве Патриарх солидарен с философами Западной Европы, которые, начиная с Макса Шелера, призывают к такого рода повороту к аскетизму всю западную цивилизацию. Патриарх Варфоломей также солидарен с Папой Римским, который систематически критикует западную цивилизацию. Патриарх Варфоломей тем самым нигде ни одним словом не говорит, не намекает на то, что спасение от проблем, связанных с излишним либерализмом, идеологией потребления, может состоять в своего рода создании какой-то цивилизационной альтернативы на Востоке Европы.

В высказываниях Патриарха Кирилла как раз прозвучало то, что существует отдельная восточно-православная цивилизация, которая является частью Европы, что общеевропейский дом состоит таким образом из двух частей и что общеевропейские ценности должны еще быть только выработаны на основе синтеза западноевропейских и восточноевропейских ценностей. Такая позиция совпадает с позицией администрации президента Медведева, которая уже второй год очень интенсивно пытается навязать Западной Европе именно такую перезагрузку отношений, в частности – отношений в сфере безопасности, сосуществования, перезагрузку, которая должна выработать наново какие-то общие европейские критерии. Это связано с тем, что Россия не хочет признавать целиком правомерность тех критериев, ценностей, на которых базируется Европа. Не хочет полностью признавать права человека, так как они заявлены Европой, не хочет признавать верховенства права над законом, как оно сегодня исповедуется Европой, и другие ценности, без признания которых страна не может войти в Европейский Союз или НАТО. И такие попытки как бы размыть четкость критериев „европейскости” путем разговоров об особенных ценностях Восточной Европы – это своего рода геополитическая попытка уничтожить ту Европу, которая есть сегодня.

Однако, такая Европа существует уже 60 лет, столько же времени нет внутриевропейских войн или каких-то глобальных проблем, подобных тем, которые сотрясали жизнь Европы долгие столетия до этого. Соответственно, та модель ценностей, которая сейчас есть, возможно, имеет свои недостатки, но она на сегодня политически и геополитически эффективна, и её плодами являются и уровень жизни европейских народов, и защищенность прав отдельных личностей и отдельных народов. Нигде так как в Европе не защищены права религиозных или национальных меньшинств. Но противопоставлять этому европейскому идеалу что-то свое – на основании наличной уже сейчас европейской действительности? Да, она имеет недостатки, но такое противопоставление очевидно неправильно. Потому что необязательно идеология прав человека приводит к господству идеала безудержного потребления, необязательно защита прав человека приводит к таким проблемам, когда меньшинство в обществе диктует свою волю большинству. Сегодня в Европе ищутся пути преодоления таких недостатков. Эти пути будут найдены, Европа не погибнет, но не потому, что она обратится в православие, а потому, что она найдет силы решить все эти проблемы внутри собственных ценностей, собственного идеала.

Цель же Патриарха Кирилла, его проповеди о ценностях, это цель ещё и политическая – поставить уже сегодня цивилизационный, идеологический барьер между Россией, Беларусью, Украиной, сердцевиной Московского Патриархата – и собственно Европой. И мобилизовать верующих на противостояние Европе, мобилизовать их политически, воспитать их на неприятии Европы. Между тем, мы знаем, что этот проект обречен на гибель; например, с каждым годом все больше и больше российских, украинских граждан обращаются в Европейский суд по защите прав человека, с каждым годом все больше наших граждан ездят в Европу и видят, что можно оставаться христианином в европейской цивилизации, и там это сделать даже легче, чем здесь, на территории России, Украины, Беларуси. И попытка мобилизовать православных, сделать их своего рода противниками Запада скорее всего закончится неудачей – по той простой причине, что „железного занавеса” Патриарх Кирилл возвести не может, а какие-то выводы люди могут получать с очевидностью, сами побывав на Западе. Замкнуться уже не удастся в современном мире, как бы этого не хотелось сделать русским людям, создав отдельно от всего мира особый какой-то русский мир, о котором они все время говорят.

— Во время визита Патриарх Кирилл постоянно говорил о необходимости церковного единства, о хранения единства Церкви. В тоже время, народы Украины и России он систематически называл одним народом, вышедшим из одной купели. Как Вы думаете, эти постоянные призывы к сохранению единства Церкви – являются ли также и призывом к „раскольникам” вернуться в каноническую юрисдикцию, объединиться с ней? К кому в Украине и, главное, зачем они обращены? И что означают слова Патриарха об одном народе России и Украины?

— Необходимо начать с того, что перед визитом Патриарха была телепередача одного из его ближайших помощников – протодиакона Андрея Кураева, „Со своей колокольни”, где протодиакон Кураев как раз настаивал на том, что Украина – это на самом деле Малороссия. Безусловно, Патриарх хотел бы, чтобы Московский Патриархат был патриархатом для русских, для украинцев и для белорусов, но при этом украинцы и белорусы были бы русскими людьми по своей идентичности, если не русскими полноценно, то хотя бы „малороссами” или „русскими с белорусским акцентом”. Это настаивание на русской идентичности является попыткой воспользоваться благоприятным моментом. Сегодня, несмотря на независимость Беларуси, несмотря на независимость Украины, русификация продолжается, многие люди в городах переходят на русский язык, иногда это даже встречается в селах, и русским людям кажется, что еще чуть-чуть, еще немного усилий, и три народа будут представлять из себя единое органическое целое, и украинцы будут своего рода такими же русскими, какими является большинство украинцев по происхождению в России. Многими русскими постоянно подчеркивается, что у них есть предки с Украины, чуть ли не у всех, и тем не менее они – русские. И, соответственно, Патриарх принимает участие в такого рода „проекте общей идентичности”. Конечно, наличие раскольников, желающих оставаться украинцами по своей идентичности, наличие в Украине Греко-Католической Церкви являются здесь препятствиями. Таким же препятствием являются и те украинцы по своей идентичности, которые находятся в Украинской Церкви Московского Патриархата.

Своими речами во время визита Патриарх Кирилл ставит всех украинцев перед выбором: или же они останутся в УПЦ (МП), а кто вне ее – присоединятся к ней, и, соответственно, будут так или иначе работать на идеологию „единого народа”, благословленного свыше, „единой”, якобы, „Владимировой купелью”, или же украинцы отойдут от такой Церкви, с таким Патриархом, с такими взглядами. Соответственно, этот вариант позволил бы более четко разграничить украинский народ и в церковном отношении. Как известно, украинцы поделены на „Запад” и „Восток” по политическому и по языковому признакам, а так они были бы еще более четко поделены – по религиозному признаку.

– Иными словами, Вы считаете, что целью этого визита Патриарха является не столько объединение украинского народа, сколько – „закрепить” его разделение?

— Да, и усилить эту „восточную” идентичность, усилить тех граждан Украины, которые чувствуют себя русскими по идентичности или же по крайней мере настроены враждебно по отношению к украинскому языку, к украинской культуре. Формирование единого политического, культурного, религиозного класса, единой элиты Украинского государства было остановлено, и произошло разделение этих элит, закрепление этого разделения – чтобы в дальнейшем восточно-украинская элита формировалась самостоятельно. Возможно, в России мечтают, чтобы присоединить к себе Украину, но только без Галиции.

– В Киеве было проведено заседание Синода РПЦ. Этот Синод Русской Церкви проходил на территории Церкви Украинской, то есть, по сути, на территории самоуправляемой Церкви, статус которой, как уверяют в Московской Патриархии, максимально приближен к автокефалии. Но ни один из вопросов церковной жизни Украины на нем не был рассмотрен, поскольку, впрочем, это и не входит в компетенцию Синода РПЦ. Как Вы думаете, о чем вообще говорит это заседание?

— Оно имеет важное символическое значение по нескольким причинам. Самим этим проведением Синода Патриарх подчеркивает то, что УПЦ является неотделимой частью РПЦ. Ведь согласно с Томосом УПЦ „пользуется” правами широкой автономии – не „имеет” этих прав, а именно „пользуется” ими. И здесь было подчеркнуто положение хозяина: что „вы пользуетесь этими правами”, но они могут быть и отняты. Так что проведение Синода имело важное значение: демонстрации неотделимости УПЦ от Русской Церкви. Теперь епископам УПЦ будет безусловно тяжелее объяснять своей пастве, что они являются чем-то отдельным и самостоятельным по отношению к Московскому Патриархату, поскольку состоялась такая демонстрация: УПЦ и есть Русская Церковь в Украине.

Вторым важным моментом являются некоторые решения этого Синода, в частности, решение включить в состав Богословской Комиссии РПЦ ряд личностей, которые откровенно враждебно высказываются об Украине, отрицают существование самостоятельного украинского народа, права украинского языка. Это такие личности как Аркадий Малер, который является руководителем геополитического проекта по возрождению византийско-имперской идентичности на основе России и проповедует крайние, экстремистские идеи. Такого рода решения, возможно, незаметны для широкой публики, но заметны для епископата, для рядовых священников. Все понимают, что вот, эти люди, которые придерживаются линии на сохранение единства любой ценой, включены в различного рода общецерковные органы.

– В связи с этим, что Вы можете сказать о тех двух награждениях орденами Московской Патриархии из рук самого Патриарха, которые произошли во время визита – Петра Толочко и Василия Анисимова?

— Петр Толочко и Василий Анисимов известны своими пророссийскими взглядами. Эти награждения имеют важное символическое значение, потому что награждены два деятеля, которые являются символами здесь, в Украине, именно пророссийской позиции. Первая позиция – это позиция Толочко. Она определяется так сказать „советской” идентичностью. Петр Толочко отстаивает те идеалы, что украинский народ гармонично развивался в единстве с русским народом, когда было общее государство, и сегодня украинский народ должен иметь двойную идентичность – наряду с украинской также и русскую, а русский язык должен пользоваться теми же правами, что и украинский, и быть государственным, и так далее. И вот такая идеология, поддерживаемая Партией Регионов, проповедуемая этой партией, поощряется Патриархом – Патриарх ее награждает, так сказать, в первую очередь. Тем самым показывается та граница, до которой украинцы могут доходить в отстаивании своих идеалов – это самостоятельное существование, но с полноценным развитием русской идентичности, с отрицанием идентичности украинской, как якобы принесенной из Галиции.

Награждение Василия Анисимова – это поощрение идентичности еще более пророссийской, которая родственна Коммунистической партии. Василий Анисимов уже долгие годы является рупором взглядов, которые можно назвать откровенно украинофобскими. Тем самым этим награждением подчеркивается: посмотрите, вот, тоже образцовый православный человек, Василий Анисимов, и проводимая им политика также является образцовой. Тем самым украинскому народу предлагается колебаться между русофильством Петра Толочко и украинофобией Василия Анисимова. Ни один человек с ярко выраженной украинской идентичностью не был, например, допущен на телеканал „Интер”, чтобы задавать вопросы Патриарху во время прямого эфира. Ни один человек с украинской идентичностью не был награжден во время визита. Патриарх за время визита произнес лишь одну фразу по-украински, но это не было каким-либо серьезным знаком для демонстрации поощрения им украинства. Та фраза была похожа скорее на застольный тост.

Не будет удивительным, если во время визита Патриарха люди с украинской идентичностью почувствуют себя чужими в Церкви Московского Патриархата. Соответственно, перед ними станет выбор: или русифицироваться, став или же такими русофилами как Петр Толочко, или же такими украинофобами как Василий Анисимов, который ругает всех и вся направо и налево, являясь совершенно нецерковным человеком по своему воспитанию, – или же есть другой вариант. Людям придется уйти из Церкви Московского Патриархата.

– И последний вопрос. Что Вы можете сказать о чисто политической составляющей визита? Действительно ли визит не имеет никакой политической подоплеки, как в том уверяет руководство Московского Патриархата?

— С каждым днем становится все более очевидным, что визит и является как раз своего рода пропагандистской кампанией. Пропагандируются все ценности, которые исповедует Партия Регионов и ее лидер Виктор Янукович. И, соответственно, визит Патриарха можно рассматривать как одно из мероприятий в его президентской кампании. Можно сказать, что визит задумывался как пастырский, но был „перезадуман” как политический, и на сегодня все больше и больше в нем звучит лозунгов, имеющих политическую окраску. В Донецке Патриарх, например, начал проповедовать более радикальные вещи, чем проповедует Партия Регионов. В частности, он говорил о том, что методом борьбы против автокефалии Украинской Церкви должны быть и акции гражданского неповиновения – то есть начал говорить о тех вещах, которые проповедует так называемое „политическое православие”. Кстати, один из украинских идеологов и лидеров „политического православия” Валерий Кауров, чья деятельность была ранее осуждена в УПЦ, принимает участие в обеспечении визита Патриарха, активно ему служит, так что можно сказать, что политическая деятельность Патриарха простирается от поддержки Виктора Януковича и Партии Регионов до попыток вернуть к жизни „политическое православие” в Украине.

— Спасибо за интервью!

Беседовал Остап САВИЦКИЙ, специально для РИСУ.
Киев, 31 июля 2009 года