• Главная
  • Публикации
  • Интервью
  • "Мне кажется, что есть преувеличение внимания данного визита и непонятное желание рассматривать его как исключительно политический"...

"Мне кажется, что есть преувеличение внимания данного визита и непонятное желание рассматривать его как исключительно политический"

30.07.2009, 19:33
Интервью
"Мне кажется, что есть преувеличение внимания данного визита и непонятное желание рассматривать его как исключительно политический" - фото 1
Интервью с Юрием РЕШЕТНИКОВЫМ, главой Госсударственного комитета по делам национальностей и религий о киевской части визита Патриарха Московского Кирилла в Украину

reshetnikov.jpg— Поделитесь, пожалуйста, впечатлениями от первых дней визита первоиерарха РПЦ в Украину? Что особенно поразило?

— Впечатления довольно хорошие. Насколько я знаю, Патриарх удовлетворен теми днями визита, которые прошли в Киеве. Надеюсь, такое удовлетворение останется и впредь. Есть большая радость и у верующих УПЦ, к которым он приехал. Благо, верующие имеют возможность общаться со своим душпастырем.

— У Вас была встреча с Юлией Тимошенко с Патриархом. Какие вопросы вы обсуждали?

— Речь шла не о том, как Правительство может помочь в области гармонизации государственно-церковных отношений. Патриарху было рассказано – что уже сделано, какие решения приняты. Он, исходя из российского опыта, поделился своими мыслями относительно возможных направлений дальнейшей гармонизации отношений государства и религиозных организаций. Хочу заметить, Украина в этой сфере идет на несколько лет впереди РФ. В частности, преподавание курсов духовно-нравственного направления. У нас это действует на национальном уровне с 2006 года. В то время в России только принято решение. Тоже самое касается и каппеланского служения в вооруженных силах.

Шел разговор и об общечеловеческих ценностях. Важно было услышать определенные советы со стороны Патриарха как духовного человека. Им поднимались вопросы защиты христианских нравственных ценностей в обществе, учитывая евроинтеграционные процессы. При всем положительном отношении Патриарха к интеграции в политической, экономической сфере, это, по его мнению, не должно вести к отказу от традиционных христианских ценностей. Очевидно, что с этим можно согласиться.

— Были ли с его стороны какие-то замечания или пожелания в адрес Кабинета Министров?

— Замечаний не было. Патриарх высоко оценивает деятельность нынешнего Правительства, в частности в сфере государственно-церковных отношений.

— Во время встречи не поднимались такие болезненные вопросы как возвращение храмов?

— Такие вопросы не поднимались. Не думаю, что Патриарх стал бы их поднимать, учитывая его уровень. Кому принадлежит тот или иной храм, не может решаться на уровне премьер-министра. У нас для этого существуют областные государственные администрации и органы местного самоуправления, которые, на мой взгляд, способны самостоятельно разобраться.

Что касается процесса реституции, то этот вопрос поднимался. Снова хочу сказать, что здесь так же — положительная оценка Патриарха того, что делается Правительством. Премьер-министром было проинформировано о последних законотворческих предложениях Правительства в этом направлении, в частности, о проекте закона о возвращении культовых зданий, который на сегодня уже разработан и вносится на рассмотрение Кабинета Министров Украины.

— Какой вывод можно сделать о приезде, исходя из содержания проповедей Патриарха и его заявлений?

— Что в Украину приехал чрезвычайно мудрый и духовный человек.

— Но его тезисы относительно осуждения пересмотра результатов Великой отечественной войны, «переписывания» истории имеют двойное толкование. Оценка победы Ярослава Мудрого в шоу «Великие украинцы» (была сделана во время прямого эфира на канале «Интер» 28 июля — прим. РИСУ) косвенно бросает тень на другую историческую фигуру, которую так не любят в России — Степана Бандеру. Не было услышано о Голодоморе как геноциде украинцев. Эксперты говорят о том, что все эти заявления сделаны в контексте официальной позиции российского государства.

— Я не думаю, что возложение цветов к мемориалу жертв Голодомора является соблюдением официальной российской позиции. И это весьма красноречивый шаг Патриарха, свидетельствующий о наличии его собственной позиции по многим вопросам. И она не всегда совпадает с позицией Кремля.

Что касается экспертов: наверное, это желание услышать от Патриарха то, что они хотят услышать. Это не его проблема, а проблема тех экспертов.

Учитывая сказанное, надо заметить, что так думает определенная часть населения Украины. Значит, для кого-то эти слова были понятными и приемлемыми, для кого-то, имеющего противоположную позицию, воспринимались по иному. Но Патриарх сказал, что думал. С ним можно соглашаться, а можно и нет.

Я могу согласиться со словами Патриарха о том, что в ситуации существующего искусственного разделения общества, продолжать разделение внесением на обсуждение тезисов, которые могут лишь подогреть общественное противостояние — не очень мудро.

— Ваша оценка реакции на визит представителей иных Церквей и политических сил различных направлений, в частности, акций протеста?

— Не стал бы связывать акции протеста с церквями, ибо еще накануне визита практически все они заявили о своей неподдержке протестних акций. В частности, УПЦ КП при всей своей критической настроенности к визиту.

Что касается самих акций. Может это будет крамольно, но мне вспомнились протесты 2005 года, когда совершалось Богослужение по случаю перенесения резиденции Главы УГКЦ в Киев. И наблюдалось нечто подобное: во время Богослужения звучали крики, протесты. Тогда это были витренковцы, сторонники Дмитрия Корчинского. Параллель напрашивается довольно четко. Люди, которые во время служения пытаются его сорвать, выкрикивая лозунги «вон!» — по моему мнению, не являются верующими. Даже, если они считают себя религиозными, принадлежащими к какой-то конфессии. Для любого верующего человека есть, по крайней мере, понимание святости того, что происходит, времени и места, потому что люди собрались на служение и молятся Богу. Ты можешь не соглашаться с этой церковью, иметь свой взгляд. Но верующий человек будет относиться с уважением к тем, кто собрался на молитву.

— Каковы последствия этих протестов на религиозную жизнь?

Не думаю, что такие акции будут иметь серьезное влияние на религиозную жизнь в Украине. Даже если обратить внимание на их немногочисленность.

— Вы как председатель государственного органа, что можете сказать о влиянии визита на государственно-конфессиональные отношения в Украине?

— Опять же, для меня этот визит — пастырский. Нравится это кому или не нравится — часть населения признает Кирилла своим Патриархом. С другой стороны, государственно-церковные отношения в Украине на сегодня не ограничиваются только созданием условий для деятельности церкви. Сегодня мы говорим о партнерстве между государством и Церковью. Этот процесс является динамичным. И не думаю, что визит Патриарха этот процесс как-то ускорит или тем более притормозит.

Почему я начал говорить о пастырском характере визита. А почему пастырский визит Патриарха должен на что-то влиять в сфере государственно-церковных отношений? Когда в Украину приехал пару недель назад кардинал Лайола, почему никто не говорил о влиянии? Почему не говорим об этом, когда приезжают в Украину руководители других религиозных общин? Мне кажется, что есть преувеличение внимания данного визита и непонятное желание рассматривать его как исключительно политический.

— Почему обязательно говорить о политическом аспекте отношений? Скажем усиления сотрудничества Церкви и государства в социальной сфере.

— Независимо от визита Патриарха этот процесс происходит. Последняя встреча Премьер-министра и Всеукраинского Совета Церквей и религиозных организаций — тому подтверждение. Если бы он и не приехал — этот процесс продолжается, и будет продолжаться. Не думаю, что этот визит как-то его ускорения или притормозит.

— Ну а на религиозную жизнь должен изменить? Во время разговоров Патриарха Кирилла и духовенства УПЦ поднимался вопрос наличия большого количества номинальных верующих и их воцерковления. В этой сфере какие-то изменения должны произойти в результате приезда первоиерарха Церкви.

— К сожалению, те вещи, о которых Вы говорите, зависят не только от Патриарха. Даже не принимая провиденционное измерение — действие Духа Святого. Здесь на земле, они зависят от конкретных священников, которые будут обращаться к людям в своих проповедях и, собственно, к которым придут люди. И увидят они в них своих духовных отцов, не увидят — зависит не только от Патриарха.

Для Патриарха годами был присущ миссионерский акцент, еще на посту председателя Отдела внешних церковных связей. Он запомнился как блестящий телепроповедник. Но на практике не все зависит от него. Все будет зависеть от того, как на уровне обычного приходского священника будет услышан его призыв к миссионерской деятельности.

Наверное, в этом направлении будут приняты соответствующие церковные решения, будет направление обучения в церковных учреждениях на усиление миссионерской деятельности. Но это процесс.

Вместе с тем, возможно, для многих людей, находящихся в духовном поиске, слова Патриарха будут способствовать их духовному определению, приходу к Богу и Церкви.

— Спасибо за беседу.

Разговаривал Николай МАЛУХА,
Киев, 30 июля 2009 года