• Главная
  • «Церковь должна быть активнее»...

«Церковь должна быть активнее»

03.06.2009, 13:03
«Церковь должна быть активнее» - фото 1
За годы независимости, несмотря на позитивные сдвиги, наше общество не смогло избавиться от наслоений прошлого — убеждения в том, что религиозность не должна выходить за рамки внешней обрядовости.

kipiani.jpgЗа годы независимости, несмотря на позитивные сдвиги, наше общество не смогло избавиться от наслоений прошлого — убеждения в том, что религиозность не должна выходить за рамки внешней обрядовости. Именно такой Церковь представляется и в медиа. Кто в этом виноват: журналисты или верующие, Церковь или общество? О месте религии в обществе и взаимоотношениях Церкви и СМИ рассказывает известный украинский журналист, публицист, редактор Вахтанг Кипиани.

— В украинских медиа религиозные темы поднимаются лишь по случаю больших праздников или церковных имущественных скандалов. Вахтанг, скажите, это следствие неосведомленности, манипулирования, или все же «совковости», которая не воспринимает религиозность?

— Украинские СМИ в целом соответствуют украинскому обществу. Если люди воспринимают религию лишь как красивые обряды: пойти несколько раз в году в Церковь, посвятить и наесться колбаски, то таким же образом и СМИ представляют религиозность по-украински.

— Конечно, было бы странным, если бы телевидение, радио и пресса ни с того ни с сего стали освещать лишь религиозные и духовные вопросы или вообще превратились в сугубо конфессиональные СМИ, но, по Вашему мнению, не маргинализируют ли украинские медиа религиозность и духовность в жизни современных украинцев?

— Социология показывает, что в среднем украинцы бывают в церкви 2-3 раза в год. Может, потому и медиа не имеют большой заинтересованности в религии?...

Такая ситуация является следствием безбожницкой политики Советского Союза. Я еще со школы помню «перлы» атеистической пропаганды, грубые цитаты из Ярослава Галана, насмешливые публикации на тему «Бога нет, потому что космонавты высоко летали и ничего там не видели».

— Телевидение сводится лишь к развлекательной функции и… рекламной, духовная остается на периферии. Духовность является в известной мере темой табу. Думаете, это кому-то выгодно?

— Мы не немцы, не поляки и даже не россияне, для которых религиозные и духовные вопросы находятся на более высоком месте в системе ценностей. Например, каждый 4-5 номер немецкого журнала «Шпигель» делает тему номера, обложку, связанную с религией, поисками сакрального в себе и вокруг себя. К примеру — по поводу недавнего праздника Христового Воскресения ни один из известных отечественных еженедельников — ни украиноязычные «Український Тиждень» и «Главред», ни русскоязычные «Корреспондент», «Профиль» или «Фокус» — не сделал специального выпуска да и даже обложки соответствующего содержания. Редакторы наших СМИ из-за нехватки культуры не чувствуют потенциал верующих людей. Между тем западные медиаменеджеры свидетельствуют, что обложки религиозного содержания хорошо «продаются».

— Стереотипы есть в каждом обществе, даже сложно было бы представить, чтобы их не было совсем. Какие стереотипы относительно Католической Церкви Вы замечаете в украинском обществе и у журналистов, в частности?

— Вопрос интересен, но мне трудно на него ответить, потому что я не чувствую давления стереотипов относительно Католической Церкви. В моем кругу друзей и знакомых много католиков — римо- и греко. Я открыт к Католической Церкви, считаю ее общественную миссию чрезвычайно полезной. Один из самых ярких моментов жизни — аудиенция у Святейшего Отца Иоанна Павла ІІ в Риме.

Знаете, иногда в прессе в негативном контексте вспоминают «иезуитов», хотя в действительности эти высказывания к реальному ордену не имеют никакого отношения. У нас лучше ситуация, чем, например, в России, где «католик = враг». В Украине религиозная толерантность намного выше, и это нужно развивать дальше.

— Древняя истина: «Где люди — там ошибки» не может обойти и СМИ, а потому мы вроде бы уже и привыкли к распространенным фальсификациям, нехватке правдивости и объективизма. Вахтанг, в чем Вы видите ошибки и сознательные перекручивания в религиозных вопросах в украинских СМИ?

— Сознательные перекручивания в религиозных вопросах, на мой взгляд, больше всего касаются протестантов и харизматов. Пресса относительно них чрезвычайно предвзята и часто выступает как рупор консервативного крыла УПЦ (МП). Новейшие религиозные организации и течения преимущественно представляют, как «гасторбайтеров», целью которых является лишь получение выгоды, а не духовные практики. Это вопрос личной ответственности каждого журналиста. К сожалению, подобных предвзятых и даже агрессивных публикаций и сюжетов немало. Мне кажется, что это несправедливо, потому что я являюсь сторонником религиозной свободы.

Проблема в том, что часть журналистов, которые пишут о церкви и религии, не углубляются, не имеют никаких дополнительных знаний, не проходять никаких курсов, стажировок. Вообще, в Украине религиозная тематика в медиа является маргинальной — в отличие от Польши, Германии, поднимается лишь 6-10 раз в год — по большей части по случаю больших праздников.

В настоящий момент, когда Вы позвонили по телефону, как раз готовлю сюжет о фигуре отца Гавриила Костельника (его уже увидел мир в программе «Знак оклику» на телеканале ТВі – прим. авт. ). Конечно, перечитываю отдельные публикации, общаюсь с греко-католическими и православными священниками, историками. Я буду избегать оценок о. Гавриила как богослова, в коротком сюжете рассказать о сложной метаморфозе все равно не удастся. Мне интересна трансформация его взглядов на коммунистическую власть, как он попробовал «обыграть» Сталина. Он мечтал о сильной украинской православной церкви, а в публикациях 1940-х годов — даже о ее автокефалии. Это была суперамбициозная фигура. Но не нужно забывать, что в целом телевидение ориентируется на массового зрителя, который слабо осведомлен в этой теме или вообще не знает, кто такой Костельник и какова была судьба УГКЦ, потому на этом каждый раз придется останавливаться.

— Почему, на Ваш взгляд, конфессиональные СМИ часто так непрофессиональны?

— Все зависит от понимания миссии издания, его аудитории, профессиональности конкретного сотрудника — редактора, журналиста, дизайнера, фотографа. В процессе создания издания отшлифовываются технологические процессы, сотрудники редакции лучше учатся формулировать «послание», тот, кто занимается сбытом, — лучше ориентируется, каким должен быть тираж и тому подобное. Ориентиром должны быть польские католические СМИ, которые делаются очень профессионально, по качеству не уступают светским медиа.

— Что бы Вы посоветовали церквям: развивать конфессиональную журналистику или выходить наружу — в светские медиа?

— Газета в парафии — это всегда хорошо, ведь это ведет к гражданскому обществу, к объединению общины. Но также нужно выходить наружу. Церковь должна быть активнее в представлении информации, не опаздывать, ведь часто журналистам нужен контакт «здесь и сейчас», «сегодня на сегодня». За комментарием, который актуален в настоящий момент, завтра никто не придет.

— Благодарю за беседу.

Справка CREDO

Вахтанг Кипиани, известный украинский журналист, публицист, редактор, телеведущий, заместитель главного редактора телеканала ТВі. Работал на телеканалах «1+1», «Новый», «К1», «Интер», был главным редактором журнала «Фокус». Заслуженный журналист Украины (с 2005).

Беседовал о. Николай Мышовский, CREDO,
31 мая 2009 г.

Перевод на русский язык РИСУ