• Главная
  • "Если Константинопольский Патриархат сможет предложить реалистичную модель достижения двух заданий — восстановления церковного единства в Украине и признания поместного статуса Украинской Церкви, — наша Церковь ради этих целей готова зачительно уступ...

"Если Константинопольский Патриархат сможет предложить реалистичную модель достижения двух заданий — восстановления церковного единства в Украине и признания поместного статуса Украинской Церкви, — наша Церковь ради этих целей готова зачительно уступ

26.07.2008, 16:40
Интервью с епископом Васильковским ЕВСТРАТИЕМ (Зорей), руководителем Информационно-издательского отдела Украинской Православной Церкви Киевского Патриархата

Интервью с епископом Васильковским ЕВСТРАТИЕМ (Зорей), руководителем Информационно-издательского отдела Украинской Православной Церкви Киевского Патриархата

— Приветствуя на украинской земле Патриарха материнской для Киевского Православия Церкви, какие оценки этого визита уже можно сделать, какое значение он имеет?

— Приезд Вселенского Патриарха является определенным переломом той матрицы церковных взаимоотношений, которая сложилась в Украине за последние 15 лет. Этот перелом заключается в том, что Московский Патриарх, Церковь России теряет монополию на Украину. До этого времени московской церковной дипломатии удавалось достаточно эффективно выдавать проблемы Православной Церкви в Украине за внутреннюю проблему Русской Церкви. Те заявления, которые уже сделал Вселенский Патриарх, сам факт его визита, несмотря на явное сопротивление и нежелания со стороны Москвы, чтобы такой визит состоялся, свидетельствуют о том, что эта матрица сломлена, что Украина уже не рассматривается Вселенским Православием как исключительно московская внутренняя территория. И, соответственно, проблемы в Украинской Церкви уже не рассматриваются как сугубо внутренние проблемы Московского Патриархата.

И это видно также по тому, что вместе с Патриархом приехал Предстоятель Элладской Церкви Архиепископ Иероним, несмотря на то, что Патриарх Московский Алексий обратился к нему с письмом не ехать на это празднование. Но экстренный Синод Элладской Церкви принял решение, чтобы все-таки праздничную делегацию в Украину возглавил именно глава Элладской Церкви. Это также важный шаг. Равно как и важно прозвучало накануне Пасхальные заявление Иерусалимского Патриарха, который сказал, что зря Московский Патриархат проникается проблемами расширения присутствия Румынской Церкви в Молдове, и отметил почти дословно так: «Вот Украина, это действительно проблема и это тот вопрос, который нужно решать».

Уже это радует, что вопрос, который превратился в замкнутый, во внутренне украинский круг, когда разделенное общество спровоцировало разделение Церкви, а разделение Церкви подпитывало разделение общества, находит свое решение именно через призвание внешних посредников. Если мы сами, к сожалению, не можем здесь найти понимания, то нам действительно нужны беспрекословные авторитеты, которые помогут нам найти верный путь развития болезненной проблемы украинского Православия.

— Сегодня в масс-медиа говорится, что может измениться и статус УПЦ КП, распространяются слухи о каких-то тайных переговорах УПЦ КП со Вселенской Патриархией. Что на самом деле происходит и насколько УПЦ КП готова к таким изменениям?

— Интересно отметить, что такие заявления происходят именно со стороны представителей Московского Патриархата. При чем, они происходят на фоне других заявлений, что Вселенский Патриарх не желает, чтобы представители Киевского Патриархата присутствовали на тех мероприятиях, на которых будет присутствовать он. То есть, с точки зрения логики достаточно трудно понять позицию представителей Московского Патриархата, со слов которых выходит, что с одной стороны Вселенский Патриарх не хочет видеть иерархов УПЦ КП на мероприятиях при своем участии, а с другой стороны хочет взять их в свою юрисдикцию. Тогда возникает вопрос: как он хочет это сделать? Заочно, не видя иерархов и духовенство Киевского Патриархата?

Наверно эти сообщения вызваны панической реакцией, которая есть в Москве на визит Вселенского Патриарха в Украину, и является результатом перелома этой московской матрицы в политике по отношение в Украину. Как один из возможных вариантов решения украинской церковной проблемы такой вариант неоднократно поднимался, в т.ч., несколько лет тому назад. Но говорить, что такой вариант является окончательным или он действительно будет реализоваться – пока еще такие утверждения явно преждевременны.

— Конечно, если бы шла речь о таком взаимопонимании, то однозначно, такие переговоры нужно было бы вести не заочно. Сегодня также говорится, что Вселенская Патриархия готова открыть свое представительство в Украине в форме возобновленной Киевской митрополии, которая существовала до конца ХVІІ ст. Такая мысль нередко воспринимается как оптимальный вариант. Как Вы думаете, готов ли Киевский Патриархат поддержать такую митрополию, присоединиться к ней, и таким образом даже пожертвовать своим патриаршим статусом или пожертвовать своей автокефалией ради такого канонического статуса?

— Если говорить об определенном каноническом статусе, то это вопрос нас не очень волнует. Потому что, как отметил недавно Святейший Патриарх Филарет, если бы он беспокоился о своем каноническом статусе, то он бы никогда не выходил из Московского Патриархата и был бы в настоящий момент Предстоятелем Украинской Православной Церкви в составе Московского Патриархата и имел бы этот признанный канонический статус. Поэтому для нас не идет речь о том, чтоб получить какое-то каноническое признание со стороны той или другой поместной Православной Церкви именно в обмен на статус независимости или статус Патриархата. Единственная мотивация наша и то, чего мы хотим, это, во-первых, объединение Православных Церквей в Украине в единую Церковь, во-вторых, это признание украинской поместной автокефальной Церкви со стороны других поместных Православных Церквей.

Если Константинопольский Патриархат сможет предложить реалистичную модель достижения этих двух заданий – восстановление церковного единства в Украине и признание поместного статуса Украинской Церкви, – то наша Церковь ради этих целей готова уступать и уступать значительно, но лишь и исключительно именно в рамках интересов будущего Украинской Церкви.

Мы не ищем признания в обмен на независимость, мы не ищем того, чтоб кто-то нас объявил каноническими архиереями или священниками. Мы сами себя признаем и верующий украинский народ признает нас Церковью. И потому внешнее признание может быть лишь как подтверждение нашего статуса, но не самоцель любых переговоров или контактов.

— Какое Ваше наибольшее ожидание, надежда от этого визита предстоятелей и представителей поместных Православных Церквей в Киев? Какой бы был идеальный или наилучший вариант завершения этих празднований?

— По моему мнению, наилучшим завершением визита было бы объявление какого-то плана, так сказать, какой-то дорожной карты или каких-то определенных рассуждений, которые видит Вселенский Патриарх и ерархи Православных Церквей мира для решения внутренних украинских церковных проблем. То есть это не значит, что уже в настоящий момент они сами решатся. Бесспорно, то, что накопилось почти за два десятилетия, не может быть решено за три дня. Но пусть хоть будет очерчен, показан путь, куда необходимо двигаться, что необходимо делать, чтобы произошло то, чего мы ожидаем. Я думаю, это было бы наилучшим завершением и наилучшим украшением этого праздника. На данный момент мне трудно сказать, будут ли сделаны такие заявления, будут ли сделаны такие шаги, будет ли очерчен этот путь. Мы ожидаем завтрашнего выступления Вселенского Патриарха, возможно в его официальном выступлении услышим определенные мысли, которые будут направлены именно на это.
.

— Сегодня в одной дискуссии почтенный представитель Московского Патриархата, обращаясь к Вам, сказал „владыка”. Можно ли это трактовать так, что УПЦ (МП) готова и заинтересована во взаимопонимании и что она отказывается от одностороннего подхода к делу единства, которое было до сих пор их официальной позицией? Как Вы думаете, за последнее время изменили ли они свою позицию?

— Я думаю, что этот факт был скорее проявлением тех позиций, которые были озвучены в заявлении-ответе Священного Синода на наше обращение, которое было послано в УПЦ (МП) семь месяцев тому назад. В этом ответе прозвучала мысль, что ради единства Церкви УПЦ (МП) готовая уступить акривиєй, то есть жестким выполнением канонов, в интересах икономии, то есть применение их с облегчением ради выполнения определенной хорошей цели. И вот, возможно, такие обращения-заявления могут быть скорее трактованные как определена икономия, а не как признание нашего духовного статуса иерархов, духовенства и, собственно, Киевского Патриархата. Потому что наряду с этими словами звучали слова о неканоничных группировках, расколе, и т.п.

Я думаю, что в конечном итоге в самой среде МП происходит очень сложный внутренний процесс и именно процесс осмысления своей миссии и своей роли во Вселенском Православии. Потому что визит Патриарха Варфоломея поставил очень сложные вопросы перед УПЦ (МП). Ведь в течение полутора десятка лет информационное поле этой Церкви было наполнено одним – заявлениями, что все Поместные Церкви мира, как одна, осуждают тех, кого в МП называют раскольниками, и есть на стороне именно Русской Церкви и УПЦ (МП). А визит, который происходит сегодня, происходит явно в противоречии, а не в согласии с Московской Патриархией. И таким образом, те стереотипы, которые полтора десятилетия настойчиво навязывались духовенством и верным МП о том, что их позиции поддерживает все Вселенское Православие, постепенно разрушаются. И тем, кто принадлежит к УПЦ (МП), теперь нужно делать определенные выводы и становиться более независимыми в своих суждениях от официальной московской пропаганды.

— Сегодня, когда Вселенский Патриарх правил Вечернюю, люди видели над храмом радугу – этот очень хороший Божий знак. Может ли этот знак значить, что вскоре украинские православные будут пожимать друг другу руку?

— Если учесть то, что Вселенские Патриархи много веков не было в Киеве, и если учесть то, что никакого дождя в тот момент в Киеве не было, а радуга действительно была, и ее можно было видеть даже через телетрансляцию. А особенно если отметить, что в Священном Писании радуга является как раз признаком мира, и Господь, когда представил этот знак Ною и его сыновьям после потопа, сказал, что эта радуга является знаком того, что больше не будет потопа на землю, и когда пойдет дождь, и появится радуга, то Ной вспомнит об этом Божьем обете и не будет пугаться. Поэтому, возможно, это является действительно именно Божьим знаком того, что проходить время испытаний Украинской Церкви, проходит время разделения и наступает время сближения. Потому что действительно, если организовать какие-то мероприятия – во власти человеческой, то показать радугу на небе – исключительно во власти Божьей.

— Как говорят, мы, христиане, должны всегда оставлять место для Божьего чуда. Надеемся, скоро станем очевидцами того Божьего чуда – и Церковь будет единой. Благодарим за беседу!

Беседовал Тарас АНТОШЕВСКИЙ.
Киев, 25 июля 2008 года