• Главная
  • «Нужно было много времени и усилий, чтобы убедить педагогов и правительство, что богословие достойно университетов»...

«Нужно было много времени и усилий, чтобы убедить педагогов и правительство, что богословие достойно университетов»

25.03.2008, 11:00
«Нужно было много времени и усилий, чтобы убедить педагогов и правительство, что богословие достойно университетов» - фото 1
Интервью с Тарасом ДОБКО, первым вице-ректором Украинского Католического Университета, доктором философии

dbko2.jpgИнтервью с Тарасом ДОБКО, первым вице-ректором Украинского Католического Университета, доктором философии

— Оканчивается уже два года, как богословие было признано украинским государством как учебная дисциплина. Благодаря труду многих людей богословие вернулось в украинские университеты. Вы были одним из тех, кто приложил достаточно много усилий для ускорения этого процесса. Как с такой небольшой перспективы можно оценить это событие?

— На протяжении многих лет независимости Украины богословие не трактовалось как университетская дисциплина, и нужно было много времени и усилий, чтобы убедить педагогов и правительство, что богословие, как и любые другие гуманитарные дисциплины, достойно университетов. Потому для меня было честью принимать участие в работе комиссии, которая работала над подготовкой необходимых документов. Это одно из наибольших достижений, в котором я вижу свой скромный взнос.

Важно также не только возвращение богословия в высшие учебные заведения, а именно воспитание нового поколения богословов, которое будет строить Церковь и развивать богословскую науку в Украине. Открывая другие образовательные программы, мы заботимся о том, чтоб богословие определенным образом присутствовало в них, то есть богословское или просто христианское осмысление материала является частью учебной программы. Потому что мы чувствуем особенную связь с основателями Богословской Академии, которые засвидетельствовали свою преданность Церкви жизнью и свидетельством. Именно на этой традиции, которую мы не хотим ни в коем случае терять, базируется также наша идентичность.

— Недавно состоялось очередное заседание Рабочей группы по разработке составляющих отраслевого стандарта по специальности богословие. Какие результаты ожидаются от работы этой группы?

— Рабочая группа создана полтора года назад. Она включает представителей разных учебных заведений, которые заинтересованы развивать богословие, например Черновицкого национального университета им. Федьковича, Национального университета «Острожская Академия», Львовского национального университета им. И.Франко, Национального университета «Киево-Могилянская Академия», а также Министерства образования, Министерства труда и Высшей аттестационной комиссии. То есть она достаточно представительна, потому следует ожидать весомых результатов.

Для нас также важно, что группа является экуменической, потому удалось согласовать основные содержательные параметры: Что это означает готовить богослова? Однако они не будут помехой отображения конфессиональных особенностей уже в конкретных программах. То есть определен скелет, который оставляет необходимую свободу для конфессий и университетов для формирования конкретных программ.

Основное достижение группы на сегодняшнее время — это согласование основных параметров для стандартизации богословского образования. Во-первых, это согласование учебного плана подготовки богослова, но пока еще лишь бакалаврской программы; во-вторых — это согласование, какие именно профессиональные функции может выполнять богослов. Это чрезвычайно важно, ведь Министерство труда и социальной политики требует четкого ответа на вопрос: Что означает какая-либо запись в дипломе?

Такой перечень уже установлен, богослов может занимать различные должности, которые преимущественно могут занимать те, кто имеет базовое гуманитарное образование, а также особенные, например, должность регента. Относительно магистров, кроме уже существующих в перечне, Комиссия хочет предложить внесение двух новых профессий — богослов и консультант по духовно-моральным и религиозным вопросам, однако, чтобы их внести нужно пройти достаточно сложный бюрократический процесс.

— Какая роль УКУ в формировании этого отраслевого стандарта для богословия?

— Программа Университета по богословию бралась как модель, ведь УКУ долго и очень последовательно выстраивал программу, которая работает и на которой можно строить. Весь материал для дискуссии готовил Университет на основе многолетнего опыта. На протяжении работы комиссии мы отмечали то, что хотим создать определенные стандарты, качественную образовательную программу, которая будет принимать во внимание классические образцы богословского образования и будет учитывать украинскую специфику.

После того, как будет установлено содержание образования на уровне бакалавра и магистра, а стоит отметить, что быстрее продвигаемся с бакалаврской программой, Высшая аттестационная комиссия уже выразила одобрение тому, что богословие должно быть признано не только как академическая, но и как научная дисциплина, то есть это будет вести к внедрению аспирантур и докторантур по богословию по украинским стандартам. И что также очень важно — это даст нам возможность нострифицировать в Украине степени докторов богословия, полученные украинскими научными работниками за рубежом.

— В последнее время все чаще перед украинскими высшими учебными заведениями встает проблема нехватки абитуриентов: количество мест в университетах выше количества выпускников школ. Повышает ли это конкуренцию между заведениями? Как на этом рынке чувствует себя УКУ?

— Эта проблема действительно встает перед каждым университетом, потому что сейчас в ВУЗы вступает поколение так называемого демографического кризиса, когда разрыв между смертностью и рождаемостью в Украине был очень большим. Кризисным также будет 2012 год, когда, учитывая реформу в школьном образовании, вообще не будет выпуска школьников. Это такой маленький «апокалипсис» для всех университетов, а особенно частных.

Шанс УКУ заключается в изменении самого общества и отношения к образованию в нем. Часто учителя и преподаватели жалуются, что студенты не имеют мотивации получать образование, потому что говорят, что без него можно прекрасно устроиться. Пока такое отношение не изменится, до тех пор всем университетам будет сложно, а в частности УКУ. И я считаю, что этот перелом происходит сейчас. Когда молодые люди поймут важность качественного образования и в целом культуру качества, то они не захотят идти туда, где не учатся, а просто имитируют процесс учебы.

С самого начала УКУ важное место уделяет изучению современных иностранных языков, а потому наш выпускник может найти себе хорошую работу, ведь Украина все больше взаимодействует с внешним миром. Конечно, все университеты должны усилить систему поиска абитуриентов, находить какие-то нестандартные решения.

— Какие перспективы имеет католический Университет на востоке Украины, который считается православным?

— Если не создавать возможностей для общения и оставаться на дистанции, то всегда победят стереотипы, ведь они могут разрушаться лишь от непосредственного контакта. Акция «Рождество Вместе», в которой УКУ выступал как один из организаторов, показала как могут эти стереотипы ломаться. Думаю, что перед Университетом стоит задание активнее присутствовать в Киеве и дальше на восток. В этом нуждаются и греко-католические общины.

Однако, есть также экономический фактор. Пока еще экономические условия не позволяют украинцам быть достаточно мобильными в пределах страны, а потому не такой большой процент выпускников поступает в учебные заведения вдалеке от дома. В таком случае нам тяжело конкурировать с государственными университетами, которые имеют бюджетные программы. Хотя мы работаем в этом направлении, например о. Иван Дацко, Президент Института экуменических студий, имеет личный фонд для поддержки студентов с востока Украины. Также ректор, о. Борис Ґудзяк, получив в прошлом году премию Антоновичей, отдал ее для способных студентов из других регионов. Пока еще это спорадические вещи, мы еще не имеем специальной системы, но такие планы существуют.

— Как вы оцениваете внедрение внешнего независимого тестирования для абитуриентов? Как это повлияет на высшие учебные заведения в Украине? И что это будет значить для УКУ?

— Мы все еще увидим, что это окончательно будет значить, но однозначно я считаю, что это позитивная вещь. Это не единственный метод борьбы с коррупцией в высшем образовании, но если Украина его избрала, то ему нужно следовать, а не колебаться, потому что он будет иметь позитивное влияние на такие вещи как взятки или непрозрачные схемы поступления. Однако, эта практика также будет иметь влияние на подбор абитуриентов, потому что предыдущая система позволяла университету регулировать контингент поступающих. Например для УКУ важно, хотя мы не спрашиваем абитуриентов о конфессиональном паспорте, чтобы человек, даже если он атеист, относился к религии доброжелательно. Потому и вступительные экзамены включали вопрос об основах веры. Сейчас такой инструмент отпал. Стандартизированный сертификат позволяет вступить человеку, который об университете ничего не знает. А это будет требовать от университетов становиться более открытыми, присутствующими в обществе, чтобы молодые люди могли легче ориентироваться. Это предъявляет большие требования к нашему общению с потенциальными абитуриентами.

УКУ полностью переходит на систему внешнего оценивания, потому что мы хотим поддержать эту инициативу. Кстати, Блаженнейший Любомир Гузар обратился к духовенству с призывом информировать молодых людей о важности внешнего тестирования.

Справка: Тарас Добко получил докторат по философии в Международной академии философии в Княжестве Лихтенштейн. Сфера его академической заинтересованности охватывает классическую феноменологию и феноменологическую эпистемологию, диалектику секуляризма и секуляризации в постмодерной культуре, философию религии, историко-философский и социокультурный анализ концепций рациональности в европейской культуре, феномен homo post-sovieticus в украинской действительности и проблемы университетской автономии и академической культуры в современной Украине.

Занимал должности заместителя декана философско-богословского факультета УКУ, проректора по учебной работе УКУ. В феврале этого года получил назначение на должность первого вице-ректора Университета.

Беседовала Марьяна КАРАПИНКА
Львов, 17 марта 2008 года