• Главная
  • "Церковь может находить пути влияния как на политическую жизнь, так и на само государство, не подменяя собой ни государство, ни целое общество"...

"Церковь может находить пути влияния как на политическую жизнь, так и на само государство, не подменяя собой ни государство, ни целое общество"

13.03.2008, 16:57
"Церковь может находить пути влияния как на политическую жизнь, так и на само государство, не подменяя собой ни государство, ни целое общество" - фото 1
Интервью с Юрием ПИДЛИСНЫМ, главой Комиссии УГКЦ по делам мирян

pidlisnyi.jpgИнтервью с Юрием ПИДЛИСНЫМ, главой Комиссии УГКЦ по делам мирян

Мирянское движение и развитие Церкви — явления, неотделимые друг от друга. Положение мирянина нередко определяет мнение окружающих о Церкви, к которой он принадлежит. Каждая Церковь выстраивает свою концепцию работы с мирянами, свою философию взгляда на участие мирянина в жизни Церкви. В Украинской Греко-католической Церкви, в частности, этими делами занимается Комиссия по делам мирян.

Ниже предлагаем беседу с ее главой Юрием Пидлисным, доктором философии, который также является директором Института религии и общества Украинского Католического Университета.

— Начнем с истории создания и деятельности Комиссии УГКЦ по делам мирян. Какие цели вызвали ее к жизни?

— Комиссия УГКЦ по делам мирян была основана в октябре 2006 года. Главной ее целью является координация деятельности общецерковных мирянских организаций и епархиальных комиссий по делам мирян.

Зачем была создана эта комиссия? Начиная с 1998 года, когда состоялся собор УГКЦ на тему мирян, появилась необходимость лучшей координации деятельности, направленности деятельности мирянских организаций и мирянских активистов. В связи с этим в 2003 году Синод епископов УГКЦ утвердил положение о епархиальной комиссии по делам мирян, а также о так называемой межепархиальной комиссии по делам мирян. Я тогда, в частности, возглавил комиссию Львовской архиепархии. Именно на основе опыта епархиальных комиссий мирян Предстоятель УГКЦ Патриарх Любомир (Гузар) создал Комиссию УГКЦ по делам мирян.

Первыми шагами этой Комиссии стал сбор базы данных о том, какие существуют мирянские организации общецерковного масштаба, или же такие, чья деятельность распространяется более, чем на одну епархию. Вторым заданием было собрать епархиальные комиссии и совместно выработать план деятельности. Начиная с первых шагов в нашей работе, мы увидели, что существует потребность в методологической помощи в труде как некоторым мирянским организациям, так и самим епархиальным комиссиям, а в конечном итоге – и многим священникам. Поэтому наша Комиссия подготовила методическое пособие на тему, как организовать мирянскую жизнь на приходе, автором которой стал секретарь Комиссии Игорь Лыле.

Комиссия также запланировала ряд семинаров, круглых столов духовников мирянских организаций, чтоб выработать определенную стратегию работы с мирянскими организациями. Часть из них уже состоялась, другие готовим.

Одним из самых обстоятельных до этого времени видов деятельности Комиссии стала презентация мирянских организаций по епархиям 2007 года: Бучацкой, Самборско-Дрогобычской, Тернопольско-Зборовской, Коломийско-Черновецкой. Это происходило таким образом: мы посещали епархии с представителями определенных мирянских организаций, представляя там труд, специфику деятельности этих организаций. Мы пытались избрать наиболее успешные мирянские организации. Одним из ярких последних последствий такой презентации стал тот факт, что организация, которая действует в Коломийско-Черновецкой епархии, «Дети света», ознакомившись со спецификой деятельности движения «За жизнь», решила присоединиться к такой активности.

— С какими трудностями встречается Комиссия в работе с мирянами, в организации мирянской жизни УГКЦ?

— Особых трудностей нет. Просто в каждой епархии есть разное количество мирянских структур. В соответствиисвязи с этим проблема может заключаться в том, что тяжело найти больше структур в епархиях или создать их. Это связано и с некоторой инертностью людей, с одной стороны, а иногда – с ограниченным доступом к информации. Однако опыт показывает, что когда предоставить больше информации, помочь с организацией структуры, то процесс развивается. Опыт, в частности, имеем с Бучацкой епархией УГКЦ, которая достаточно проблемная, но по инициативе Апостольского администратора, а также главы Комиссии по делам мирян Бучацкой епархии этот процесс развивается достаточно быстро.

В целом, когда создаются мирянские организации, то они уже имеют перед собой четкую цель, ставят конкретные задания. Когда идешь на встречу с ними, знаешь, что это люди мотивированы, потому трудностей не возникает.

О трудностях можем говорить тогда, когда существует определенная тяжесть в налаживании контактов, когда идет речь об отдаленности конкретного прихода от научных или административных центров. Это может быть связано и с тем, что один священник обслуживает несколько приходов, потому он не может (не хочет ли) уделить каждой из них достаточно внимания.

— Мирянское движение и политика. Как совмещаются эти «виды деятельности»?

— Что касается политики и мирянского движения, то здесь следует разделять некоторые вещи. Мирянское движение является представителем Церкви, олицетворением Церкви, потому его участие в политической жизни в прямом значении этого слова – участие в деятельности местных органов власти или политических партий – становится немного проблематичным, поскольку успехи или неуспехи органов власти на разных уровнях, политических партий сразу бросают тень на Церковь. Поэтому этого следует избегать.

Хотя само участие мирян в политической жизни, по моему мнению, является необходимым для того, чтобы можно было изменять лицо общества и государства. Мирянские структуры, мирянские лидеры обязаны своим активным участием – то ли своими заявлениями, или каким-то акциями – вмешиваться в политические процессы, но исключительно для того, чтобы привлечь внимание к проблемным вопросам, показать ли пути их решения.

По моему мнению, участие в политике должно иметь место в мирянской жизни, но с учетом того, чтобы не навредить Церкви. Что же касается духовенства, то, как мы знаем, Церковь приняла определенные решения относительно неучастия духовенства в политической жизни: в деятельности партий или органов власти.

— Как мирянское движение может приобщиться к экуменическому движению? Какие перспективы «экуменического движения мирян»?

— Вопрос экуменического сотрудничества на уровне мирян очень подходит. Такое сотрудничество уже осуществляется на уровне некоторых организаций. Свидетельством этому может быть и круглый стол — «Опыт Церквей в построении гражданского общества», который недавно прошел в Киеве по инициативе Комиссии по делам мирян УГКЦ.

Однако в этом направлении иногда ощутимыми являются определенные трудности, связанные со стереотипами, — взгляды представителей одной Церкви на другую становятся иногда сдерживающим фактором. Я почувствовал это на себе, будучи в мирянском движении с 1990 года: какие я имел стереотипы, какие относительно меня имели стереотипы.

Несмотря на это, думаю, перспективы для такого труда есть, и полет для нее тоже есть. В частности, это очень красиво налагается на тезисы Патриарха Любомира о том, что в Украине мы пока еще, к сожалению, является свидетелями раскола когда-то единой Христовой Церкви, которая берет начало от Володимирового крещения. Это нехорошо.

Работать для исправления ситуации нужно как на уровне иерархов, так и на уровне клира и мирян. В последнее время появляется все больше возможностей, на которые отзывается и наша Комиссия, а также другие конфессии, для проведения разных акций. Как пример можно привести деятельность организации «Христианская Украина» (скорее общественной, чем мирянской в полном смысле слова), которая ежемесячно проводит в Киеве и некоторых других регионах межконфессиональные молитвы. Возможно, в этом направлении сделано еще не так много, но, по моему мнению, процесс двигается в правильном русле.

— В своей статье («Патріархат», №1 (404), январь-февраль 2008) Мирослав Маринович выражает мнение о том, что «церковная жизнь в восточных и южных приходах временами является интенсивнее церковной жизни в утвержденных галицких... В жизни УГКЦ последних лет уже проявился важный феномен, что свежей духовностью восточных и южных приходов обогащается вся Церковь». Как Вы бы охарактеризовали активность «восточных» и «западных» мирян УГКЦ?

— Полностью соглашаюсь с мнением Мирослава Мариновича. Одной из причин такой ситуации является то, что на востоке Украины мы имеем, фактически, неофитов: или тех, кто обращались к христианству совсем недавно, или же тех, которые не имели возможности быть активными мирянами, кого в трудные времена советской власти вывезли на восток. Но теперь ситуация изменилась – они становятся тем мотором, который, кстати, и нас зажигает.

Я четко увидел это, руководя одним из наших мирянских движений — «За жизнь», которое выезжало с семинарами в Харьковскую, Одесскую, Донецкую, Николаевскую и Херсонскую области. Представители движения привезли свидетельство того, что люди на этих территориях требуют от нас, — христиан с запада — определенного стимула. Хотя, возможно, это и резко сказано, и их христианство какое-то более глубокое и искреннее.

Я не исключаю того, что со временем именно Восточная, Центральная и Южная Украина могут стать теми территориями, которые будут вдохновлять нас, и именно они станут моторами распространения христианства.

— Господин Юрий, хотелось бы детальнее узнать об уже упоминавшемся круглом столе «Опыт Церквей в построении гражданского общества». Каковы Ваши мысли и впечатления после его проведения?

— Идея этого круглого стола зародилась в среде Комиссии по делам мирян УГКЦ, но заботясь о том, чтобы это событие не стало узкоконфессиональным мероприятием УГКЦ, мы решили сделать такое обсуждение экуменическим. Ведь опыт каждой из конфессий на эту тему действительно большой, можно даже сказать – колоссальный.

Одной из причин проведения круглого стола стало то, что на сегодняшний день представители фактически всех органов власти наперебой заявляют, что ставят перед собой цель построить в нашем государстве гражданское общество. Однако все инициативы в этом направлении свидетельствуют о том, что в большей своей части государственные мужи, которые провозглашают такие лозунги, просто не ориентируются в том, что такое гражданское общество. Хотя в целом внимание к этой проблематике со стороны государства является позитивным явлением.

Во время мероприятия мы решили поговорить как об основах самого гражданского общества: что это такое, на чем оно основывается, так и представить опыт Церквей в этом вопросе. Лишь говоря об опыте УГКЦ, видим его колоссальность, особенно с конца ХІХ века и в межвоенный период ХХ века, когда Митрополит Андрей Шептицкий своей жертвенной и харизматичной деятельностью создал собственно то, что мы называем гражданским обществом. В это время создавались как общественные и мирянские организации, так и финансовые, кредитные учреждения, промышленные предприятия, которые вытворили то, что стало в конечном итоге прообразом Украинского государства.

Когда в межвоенный период Польское государство попробовало каким-то образом «успокоить» украинское население, которое начало все больше говорить о возобновлении своей независимости, в частности ЗУНР, она натолкнулась на несколько сопротивлений. Это было не только сопротивление ОУН, но и общественное сопротивление, в целом, сопротивление массовое. Оно стало возможно и благодаря деятельности Греко-Католической Церкви.

Митрополит Андрей (Шептицкий), говоря о своей активности в этих вопросах, отмечал, что «меня будут называть политиком на митрополичем престоле, или националистом в рясе, но зря – мне никогда не будут чужими никакие аспекты общественной жизни моего народа». Это свидетельствует о том, что Церковь может находить пути влияния как на политическую жизнь, так и на само государство, не подменяя собой ни государства, ни целого общества. Этот опыт является важным не только для УГКЦ, но и для других конфессий, а также в контексте целого государства.

По моему мнению, именно благодаря возобновлению этого опыта в УГКЦ, мы наблюдаем определенный импульс и в других конфессиях. В частности, когда проводился Первый съезд мирян УГКЦ на тему «Ответственность мирянина за судьбу Церкви и государства» – февраль 2006 года, – то видим, что аналогичные мероприятия на подобную тематику происходили за несколько месяцев в других конфессиях.

Примечательным является то, что к работе круглого стола приобщились представители государственных органов власти, общественных и мирянских организаций. Как по мне, этот круглый стол удался. В настоящий момент готовится издание материалов этого обсуждения.

— Известно, что Комиссия по делам мирян в этом году планирует провести Второй Съезд мирян УГКЦ. Какие вопросы будут рассматриваться там, какие ожидания от его проведения?

— Второй съезд мирян будет проходить под названием «Мое участие в жизни прихода, Церкви и общества». Главное ударение в этом обсуждении будет сосредоточено именно на приходе. Ведь на сегодняшний день чрезвычайно важной потребностью является возрождение в верных чувства ответственности за свой приход. Поэтому на Съезде мы будем говорить о личном росте в святости — как я, конкретный мирянин, конкретный человек, отвечаю на непрестанный призыв Бога – «Будьте совершенные, как Отец Небесный совершенен». Также, говоря об ответственности каждого за свой собственный духовный рост, отметим также очевидность того факта, что души свои в одиночку мы спасать не сможем, — это утопия. Поэтому мы можем и должны делать это совместно со своими ближними и священником.

В связи с этим возникает логический вопрос – какое мое участие в том, чтобы этот приход был способен привести меня к святости; какая моя личная роль в этом, а какая роль священника? Поэтому мы будем говорить о компетенциях как мирян, так и священника на приходе. Из этих тем, как следствие, мы выходим на всю Церковь и на все общество, поскольку для многих людей приход часто представляет целую Церковь и даже... целое общество, он, так сказать, является олицетворением как церковного, так и государственного, измерения для этих людей. Поэтому, устрояя приход, мы творим лицо целой Церкви.

Планируется, что по результатам работ этого Съезда, его участники примут несколько Обращений: «От Съезда мирян к самим мирянам» (с побуждением к более активной христианской жизни), «От Съезда мирян к священникам», а также «От Съезда мирян к Синоду Епископов УГКЦ» (с изложением предложений мирян относительно механизмов, которые позволят претворить в жизнь то, которое будет обсуждаться на Съезде). Мероприятие будет проходить в Киеве, но окончательная дата станет известной после консультации с Предстоятелем УГКЦ. Знаем лишь, что Съезд планируется провести в промежутке между 14 октября и 21 ноября.

— В последнее время все чаще поднимается тема Патриархата УГКЦ. Как, по вашему мнению, миряне могут приобщиться к реализации Патриархата? Как Вы видите их роль в этом вопросе?

— Прежде всего важно, чтобы мы осознали, кем мы являемся. Патриархат – это не цель, а способ существования Церкви, средство для освящения. Он не будет иметь никакого значения, если не будет активной мирянской жизни, освящения себя, если мы не будем идти так, как нам указал Христос — «Возьми свой крест и следуй за Мной».

Активность мирян может лишь опосредствовано посодействовать провозглашению Патриархата – когда своей активностью мы покажем лицо Церкви, покажем то, что в ней есть не только научные институции, не только перестроена административная составляющая, учебные структуры и СМИ, но и, чтобы было очевидно, что эта Церковь имеет структурированное, зрелое мирянское движение, что она уже созрела до того, чтобы быть Патриархатом. Но Патриархат не может быть целью деятельности ни Церкви, ни мирян.

— Благодарим за интервью.

Беседовала Татьяна ЛУЦИК,
Львов, 11 марта 2008 года