• Главная
  • "Церковная перспектива требует от нас постепенного превращения в единую поместную Церковь"...

"Церковная перспектива требует от нас постепенного превращения в единую поместную Церковь"

03.05.2006, 11:12
"Церковная перспектива требует от нас постепенного превращения в единую поместную Церковь" - фото 1
Интервью с архиепископом Харьковским и Полтавским УАПЦ Игорем (Исиченко)

sichenko2.jpgИнтервью с архиепископом Харьковским и Полтавским УАПЦ Игорем (Исиченко)

— Харьковско-Полтавская епархия УАПЦ официально изменила свой юридический статус. В чём заключается суть перемены? Какие она может иметь последствия?

— Убедившись в невозможности продолжения каноничного существования УАПЦ, епархиальный собор Харьковско-Полтавской епархии принял 11 апреля 2003 собственный устав, который, в соответствии с актом от 27 июля 1942 г., предусматривал дальнейшую деятельность епархии в единстве с УАПЦ в диаспоре, независимо от прочих религиозных объединений, возникших на Украине с 1943 по 2003 г. Кстати, ещё 5 апреля 1992 г., на первом соборе после легализации епархии, было решено создать отдельный епархиальный устав.

Когда стало очевидно, что государство не признает собственного названия епархии, мы пошли на некоторые уступки и добавили в название предложенное Государственным департаментом по делам религии слово "обновлённая". Естественно, во внутренней жизни епархии, её церковных документах это добавление не употребляется.

29 марта 2006 г. был официально зарегистрирован устав нашей епархии. Тогда же был зарегистрирован официальный устав епархиальной консистории. Это позволило создать в нашей стране правовое поле для деятельности тех церковных общин и уставов, которые сохранили верность завещанию Патриарха Димитрия и решениям Поместного Собора 2000 г., не пошли на раскол с нашей Церковью в диаспоре и сейчас признают себя единой УАПЦ с епархиями в Западной Европе, Северной Америке, Австралии.

Учитывая современный статус зарубежных епархий, после 1995 г. находящихся под омофором Константинопольского Патриарха, наши отношения имеют свои определённые проблемы, но соборы Харьковско-Полтавськой епархии на протяжении 2000-2006 гг. неоднократно заявляли о готовности решать юридические проблемы лишь в строгом соответствии с указами канонической церковной власти. Я ещё 2000 г. присягнул перед собором, что по первому требованию канонической власти сложу с себя обязанности епархиального архиерея. Очень непростые, кстати сказать, обязанности.

— В одном из недавних интервью Предстоятель УАПЦ Митрополит Мефодий сказал, что сменой названия Харьковская епархия отделила себя от УАПЦ Патриархов Мстислава и Димитрия. Как Вы можете прокомментировать это высказывание?

— Мефодий, Мефодий… А кто это, напомните, пожалуйста… Я не слышал, чтобы в УАПЦ при Патриархах Мстиславе или Димитрии рукополагали такого клирика. И я не думаю, что следует обращать внимание на злословие разных маргиналов.

— Как Вы оцениваете нынешнее внутреннее состояние УАПЦ? Есть ли уже приходы, желающие присоединиться к Вашей епархии после изменений в её уставе?

— Епархия объединяет те общины, которые не желают участвовать в разного рода раскольничьих группировках, признают себя частью той УАПЦ, которая действовала на территории Украины с 1942 по 1944 гг., а с 1944 г. оказалась за границей, принимают высшее духовное руководство митрополита УАПЦ Константина (Баган, Предстоятель УПЦ в диаспоре. — Т.А.) и готовы к реальной канонической дисциплине. Таких приходов не больше тридцати, и присоединение новых общин осуществляется очень осторожно. В 2003 г. мы решили принять в состав епархии новые общины, находящиеся на территориях, которые принадлежали Харьковско-Полтавской епархии в 1942-1943 гг. Что же касается Галичины, то УАПЦ появилась там довольно поздно, только в 1989 г., не имеет там исторических корней и поэтому в настоящее время переживает период драматического поиска собственной идентичности. Мы, восточные украинцы, немногим можем в этом помочь. Поэтому я просил бы галицкие приходы воздержаться от обращений к нашей епархии и стараться нормализовать свою церковную жизнь, и только тогда начинать диалог. Кстати, на протяжении 2005-2006 гг. Львовская епархия УАПЦ немало сделала для этого. Мне кажется, регистрация нашего епархиального устава открывает лучшие перспективы для диалога Харьковско-Полтавськой и галицких епархий, в ходе которого можно надеяться на подготовку нового Поместного Собора УАПЦ.

— Как Вам кажется, много ли верных УАПЦ в настоящее время поддерживают идею объединения с УПЦ (МП)?

— По правде сказать, я таких не встречал. Возможно, среди вечных скитальцев между юрисдикциями в поисках выгоды найдутся несколько прохиндеев, которые рассчитывают получить выгодное место в Московской Патриархии. Но для прихожан — что в Галиции, что на Востоке Украины — УАПЦ всегда была сознательным и ответственным выбором. Они могут отпустить священника, но сами в Московский Патриархат никогда уже не пойдут. И это уже проблемы УПЦ (МП) — нужны ли им беспризорные клирики с сомнительной репутацией.

— Ещё в 1997 году Вы разработали идею-план получения канонического статуса автокефалии Украинской Церковью. Насколько этот план реалистичен сегодня?

— К сожалению, сегодня он выглядит не более реальным, чем в 1997 г. Однако с точки зрения канонического права и сохранения киевской поместной традиции он остается единственным реалистичным проектом. Про другие я не слышал. Идеи объединения УАПЦ с УПЦ КП с возможным (!) в дальнейшем признанием этого объединения Константинополем или присоединения УАПЦ к УПЦ (МП) на неизвестных основах (через покаяние?) с тусклой перспективой получения в будущем автономии от Москвы выглядят непродуманными и утопическими.

— Если сравнить состояние УАПЦ в конце минувшего столетия и её состояние сегодня — когда она была ближе к каноническому признанию?

— Сегодня не существует перспективы канонического признания нелегитимного религиозного объединения, которое вышло из повиновения митрополиту Константину и при потворстве светских властей незаконноприсвоило себе название "УАПЦ". Благодаря Патриарху Димитрию, его поездке в США и завещанию, в год Великого Юбилея открылась было перспектива признания независимой УАПЦ. Я верю, что в этом проявилась воля Божьего Провидения. Однако этой возможностью никто не воспользовался. И сегодня единственное, что нам остаётся, — это надеяться на безграничную Божью любовь, которая способна вновь и вновь прощать нас и давать новые возможности.

А ещё посудите трезво: была бы польза в каноническом признании Церковью-Матерью одной – самой малочисленной и наиболее разрозненной – из православных юрисдикций на Украине? Приблизило ли бы это момент образования единой Поместной Церкви? Главное же: какой бы тогда стала эта Церковь? Сегодня церковная перспектива требует от нас постепенного превращения в Единую Поместную Церковь. Для украинских ответвлений УАПЦ существует исторический шанс: войти в церковную структуру, которая формируется в мире под омофором Вселенского Патриарха, на основах отдельных епархий, подчинённых единому митрополиту и с единой постоянной конференцией украинских православных епископов. Препятствием на этом пути выступают сепаратистские настроения, которые не без помощи иностранных религиозных и нерелигиозных организаций взорвались в епископате УАПЦ в 2003 г.

— Как Вы можете обрисовать перспективы развития УАПЦ в ближайшем будущем?

— Перспективы нашей епархии определены еще 30 августа 2003 г. в специальном документе — "Харьковско-Полтавская епархия: Стратегия развития до Всеукраинского Православного Собора". С ним можно ознакомиться в недавно изданном сборнике "Канонические документы Харьковско-Полтавской епархии УАПЦ" (Харьков, 2006). Для других епархий перспектива зависит от того, сумеют ли они преодолеть соблазн общественного конформизма, на протяжении последнего тысячелетия бывший самой серьёзной угрозой для Православной Церкви. Господь и сегодня обращается к нам так, как обращался к потомкам Иакова через Моисея по пути до земли обетованной: "Жизнь и смерть предложил я тебе, благословение и проклятие. Избери жизнь, дабы жил ты и потомство твоё" (Второзак. 30:19). А Апостол Павел толковал это так: "Помышления плотские суть смерть, а помышления духовные – жизнь и мир" (Рим. 8:6). В церковной политике плотские помышления – полагаться на светские власти, на экономические обстоятельства, на криминальный мир, тайное влияние которого на Церковь ещё нужно изучать, на "орден святого Станислава", про чью роль в расколе УАПЦ уже не раз писалось в последние годы. Каждая наша епархиальная общность, каждая община проходит проверку: способна ли она от всего этого освободиться? И УАПЦ может получить перспективу, т.е. жизнь в мире, только освободившись от сетей плотских помыслов.

Беседовал Тарас АНТОШЕВСКИЙ.

Львов-Харьков, 2 мая 2006 г.

© Перевод "Портала-Credo.Ru"