• Главная
  • Все равно с Москвой. РПЦ внесла косметические правки в свой Устав...

Все равно с Москвой. РПЦ внесла косметические правки в свой Устав

30.11.2017, 17:54
Все равно с Москвой. РПЦ внесла косметические правки в свой Устав - фото 1
Сегодня на Соборе Русской Православной Церкви после выступления Митрополита Киевского Онуфрия (Березовского) было принято единогласное решение о внесении поправок в Устав РПЦ в те части, которые регулируют положение УПЦ.

Сегодня на Соборе Русской Православной Церкви после выступления Митрополита Киевского Онуфрия (Березовского) было принято единогласное решение о внесении поправок в Устав РПЦ в те части, которые регулируют положение УПЦ. Ряд СМИ тут же разразился победными реляциями о большой победе и о предоставлении УПЦ какого-то нового статуса. Например, один из православных популярных ресурсов – «Правмир» – сообщил: «Архиерейский Собор одобрил предоставление большей самостоятельности Украинской Православной Церкви». А вот «Московский Комсомолец» даже написал «РПЦ признала независимость Украинской церкви».

Глава юротдела УПЦ свящ. Александр Бахов на своей страничке в ФБ отметил: «Пропозиція Блаженнішого була підтримана Собором одноголосно! Статус незалежністі та самостійністі УПЦ з центром управління в м. Києві був підкреслений та закріплений окремою главою в Статуті РПЦ!»

Собор, Кремль

Однако на самом деле все не так радужно. Ведь даже из сообщения Бахова видно, что положение УПЦ по-прежнему регулируется уставом РПЦ.

Кроме того, без изменения остались такие ключевые для понимания подлинного статуса УПЦ пункты:

Глава I пункт 3: «Юрисдикция Русской Православной Церкви простирается на лиц православного исповедания, проживающих на канонической территории Русской Православной Церкви: в Российской Федерации, Украине, Республике Беларусь, Республике Молдова, Азербайджанской Республике, Республике Казахстан, Китайской Народной Республике, Кыргызской Республике, Латвийской Республике, Литовской Республике, Монголии, Республике Таджикистан, Туркменистане, Республике Узбекистан, Эстонской Республике, Японии, а также на добровольно входящих в неё православных, проживающих в других странах».

Глава V пункт 4: «Постоянными членами являются: по кафедре – митрополиты Киевский и всея Украины; Санкт-Петербургский и Ладожский; Крутицкий и Коломенский; Минский и Слуцкий, Патриарший Экзарх всея Белоруссии; Кишинёвский и всея Молдовы; Астанайский и Казахстанский, глава Митрополичьего округа в Республике Казахстан; Ташкентский и Узбекистанский, глава Среднеазиатского митрополичьего округа; по должности – председатель Отдела внешних церковных связей и управляющий делами Московской Патриархии».

Поправки в Устав нисколько не снимают вопрос о том, подчиняется ли митр. Онуфрий решениям московского Синода, в который сам же входит, и подчиняется ли вместе с ним и вся УПЦ. Думаю, ответ по-прежнему ясен.

На этих и других примерах видно, что УПЦ просто вернулась в то положение, в котором она находилась на момент выдачи Благословенной грамоты, т. е. в 1990 г. Напомню, в это время все еще существовал СССР. Потом же Москва на каждом Архиерейском соборе пыталась все больше и больше нивелировать автономность УПЦ, а сегодня попыталась сделать финт ушами.

Зачем «соборяне» приняли поправки?

Очевидно, Москва хочет замылить глаза киевским властям. Именно с такой целью в обновленном уставе РПЦ появляется пункт «4. Органами церковной власти и управления Украинской Православной Церкви являются ее Собор и Синод, возглавляемые ее Предстоятелем, носящим титул «Блаженнейший митрополит Киевский и всея Украины». Центр управления Украинской Православной Церкви находится в городе Киеве». Очевидно, РПЦ хочет обойти требования законопроекта № 5309 (относительно названия религиозных организаций, входящих в структуру религиозной организации, руководящий центр которой находится в государстве, признанном государством-агрессором).

Однако надеюсь, что наши власти прочитают не один только этот пункт, но и прочие, как например: «5. Предстоятель Украинской Православной Церкви избирается епископатом Украинской Православной Церкви и благословляется Святейшим Патриархом Московским и всея Руси. 6. Имя Предстоятеля поминается во всех храмах Украинской Православной Церкви после имени Патриарха Московского и всея Руси». На военном языке это значит, что как и раньше на каждом храме УПЦ будет «висеть российский флаг», хотя и в «устной» форме.

«8. Решение об образовании или упразднении епархий, входящих в Украинскую Православную Церковь, и об определении их территориальных границ принимаются ее Синодом с последующим утверждением Архиерейским Собором». Этот пункт ограничивает автономность тем, что лишает УПЦ самостоятельности в создании новых кафедр, а, следовательно, регулирует и численность епископата УПЦ.

«9. Архиереи Украинской Православной Церкви являются членами Поместного и Архиерейских Соборов и участвуют в их работе в соответствии с разделами II и III настоящего Устава и в заседаниях Священного Синода». Т. е. как и Митрополит Киевский, епископы УПЦ по-прежнему входят в руководящие органы РПЦ и обязуются выполнять решения РПЦ.

«10. Решения Поместного и Архиерейского Соборов являются обязательными для Украинской Православной Церкви». А здесь все как у классика: «Я тебя породил...» Москва оставляет за собой право в любой момент «подрегулировать» статус УПЦ. А если учесть, что правки к Уставу принимаются едва ли не на каждом соборе…

Кроме всего, видно, что и текст выступления митр. Онуфрия, и принятое сегодня Определение Освященного Архиерейского Собора Русской Православной Церкви «О внесении изменений и дополнений в Устав Русской Православной Церкви и другие документы Русской Православной Церкви» – не более, чем домашние заготовки.

Москва не только не дала Киеву этим решением ничего нового, но и решила схитрить. В положении УПЦ в рамках РПЦ не произошло ровным счетом никаких важных перемен. С одной стороны, Москва сделала вид, что вернула Киеву отобранное после 1990 г., посвятив УПЦ даже отдельную главу в своем Уставе, с другой стороны, в сегодняшнем решении явно прочитывается следующее: «Дадим хохлам подумать, что центр принятия решений типа у них в Киеве». Напомню, принималось это решение в Москве.

Илья БЕЙ