Эксперт: Религия вплетена в ландшафт Майдана так же, как и во все украинское общество

28 декабря 2013, 20:52 | Комментарии | 3 |   | Код для блога |  | 

Геннадий ЦЕЛКОВСКИЙ,

религиовед, старший преподаватель кафедры культурологии НПУ им. М.П. Драгоманова

Геннадий ЦелковскийРелигия и Майдан

Если мы анализируем всеукраинский протест с точки зрения религиозных процессов, то следует подчеркнуть, что эта составляющая Майдана проявилась положительно. Положительность заключается в том, что для протестующих присутствие священников оказалось не только добавлением количества людей на Майдане, они оказались прямо востребованы. Можем вспомнить, что 1 декабря митинг начинался речами оппозиционеров, 7 декабря – речами представителей «Инициативы 1 декабря», а 15 декабря – молебном. Молебны и молитвенные палатки оказались естественной составляющей уличных протестов и стояний на Майдане.

Интересно, что до событий 30 ноября в прессе мелькали одинокие кадры со священником перед Беркутом и демонстрацией, и тогда люди относились к нему скорее с насмешкой, как к новому «попу Гапону». Ситуация резко изменилась после разгона протеста в ночь на 30 ноября, как изменилось и само отношение к участию священников на Майдане. Священники оказали моральную, духовную поддержку людям в противостоянии с милицией, и люди оценили именно эту поддержку. Майдан не дал увеличение религиозности, а скорее поднял доверие к Церкви, которое и так было высоким.

Также необходимо указать на высокий мобилизационный уровень людей, которых я знаю как постоянных прихожан своих церквей – это и православные, и греко-католики, и баптисты. Во-первых, верующие смогли организовать постоянное дежурство и организовать обеспечение Евромайдана силами своих приходов; во-вторых, они не были разобщены и держались друг друга, что очень важно в такие моменты истории.

С другой стороны, протесты против власти не осознавались в религиозной форме, не было апокалиптических или эсхатологических возгласов, не заметил обращений к Богу или Иисусу Христу наказать украинскую власть, что можно встретить в других странах. Религия не является на майдане ни движущей силой, ни мобилизующей силой и ни сдерживающей силой. Она вплетена в ландшафт Майдана так же, как и во все украинское общество, то есть присутствует на институциональном уровне, в виде представителей церквей и повседневной религиозной практики, но не является для большинства базовой системой ценностей.

Церковь и Майдан

Большинство протестующих относятся к представителям духовенства положительно, но проблема заключается в том, что высказывания лидеров Церкви воспринимаются неоднозначно. Рядовые священники могут участвовать в митинге, это приветствуется как протестующими, так и большинством иерархов, и это всем понятно. Но вот слова Блаженнейшего Владимира не удовлетворяют протестующую сторону. Заметим, что для Церкви это тоже вызов истории, и она пытается осмыслить происходящее, исходя из старых позиций и принимая события как раскол общества. И УПЦ, похоже, осмысливает происходящее как раскол в обществе, которое разделилось на два лагеря – за ЕС и за ТС. Потому Церковь и начинает всех со всеми мирить, тогда как с Майдана все видится в качестве антиправительственных возмущений большей части Украины и ни в коем случае не как столкновение одной половины Украины с другой. Майдану кажется, что Церковь должна поддержать их, потому что она точно также выступает за справедливость.

Что касается Блаженнейшего Владимира, Предстоятеля УПЦ (МП), то надо понимать, что Митрополит видит ситуацию не с улицы, а с точки зрения всей Церкви, со всеми ее лагерями, с точки зрения исторического процесса и с точки зрения тесного сотрудничества с властью, как в вопросах преференции для конкретной Церкви, так и в силу тысячелетней традиции симфонии Церкви и государства. Поэтому, заявления Предстоятеля УПЦ – это максимально возможные месседжи для власти и для народа. Умному достаточно!

Кстати, в данном контексте, мне интересны механизмы влияния Церкви на одного из своих прихожан, а именно Президента Украины. Янукович себя четко, публично, при большом количестве камер позиционирует как верующий человек, что создает двусмысленную ситуацию: Церковь, как крупнейший общественный институт, обращается к власти и народу как примиряющая сторона, но обращается ли она к В.Ф. Януковичу как к своему прихожанину? Очевидно, что это должно происходить не публично, а один на один со своим духовником, но, может, стоит поднять вопрос и о публичной религиозности наших верхов? Кроме того, такая публичная привязанность Президента к одной Церкви создает мало пространства для критики власти в УПЦ (МП) и, наоборот, развязывает руки и уста для других конфессий. Присутствие Церквей на Майдане в очередной раз указало властям на поликонфессиональность Украины и необходимость учитывать интересы всех религиозных организаций.

Архимандрит РПЦ Кирилл (Говорун) ранее писал, что одно из последствий Майдана – то, что перед Церковью встал вопрос взаимодействия не только с властью, но и с обществом. Думаю, проще в этом плане греко-католикам, так как они формировались в других категориях, а для православных иерархов пойти против власти очень тяжело, у них в исторической памяти тысячелетняя традиция сотрудничества с властью. То есть, если на уровне рядовых священников все ясно, то на уровне духовных лидеров это слишком проблематично. Спасибо специфике Украины, что наши Церкви не являются государственными структурами, а вынуждены считаться и с обществом, и сами являются общественными институтами!

Многие говорят о том, что УПЦ – Церковь всей Украины, поэтому она должны учитывать интересы членов Церкви, которые не поддерживают Майдан, а поддерживают власть, и сконцентрированы они на Юго-Востоке. Я согласен с тем, что УПЦ должна быть со всеми своими прихожанами, но сомнителен тезис о том, что УПЦ потеряет часть своих прихожан, если осудит действия власти. Мы переоцениваем влияние поведения иерархов на повседневную религиозную практику большинства верующих.

Религиоведение и Майдан

Перед религиоведами возникло несколько вопросов в связи с событиями в Украине в конце 2013 года. Наиболее востребованными оказались экспертные комментарии по поводу поведения религиозных организаций и их лидеров, которые, кстати, не всегда совпадали. Для того, чтобы выдавать экспертные мнения, необходим комплексный анализ ситуации при привлечении большого количества религиоведов и богословов.

Исторический анализ

Для того, чтобы понять поведение Церквей в протестном движении, мы должны четко владеть историческим материалом. История православия показывает, что это проблемная тема для Православной Церкви, которая всегда старалась быть лояльной к «православной» власти. У УПЦ есть определенный травматический опыт, связанный с Берестейской унией, синодальным периодом, периодом УНР и восстановления УПЦ, советской властью, расколом 91 года, а также памятью, переданной от Византии, где были иконоборческие противостояния и противостояния с императорами.

Сравнительный анализ

Необходимо увидеть, как именно религии принимают участие в протестах, сравнить разные случаи. Недавние события в Египте, Сирии показывают, что религия часто выступает очень важным фактором политики, даже затемняя главные причины протестов – борьбу за социальную справедливость. Ислам, будучи главной культурной схемой арабо-мусульманского региона, также становится языком и идеологией борьбы людей за свободу и справедливость.

Также и в Латинской Америке Ватикан столкнулся с вопросом об участии Католической Церкви в протестном социальном движении. Католические иерархи в Никарагуа, Гондурасе, Гватемале и других странах Центральной Америки не просто поддержали низы в противостоянии, а и возглавили эти движения. «Теология освобождения» оказалась серьезным историческим вызовом для римо-католицизма и была одной из главных тем КЦ после Второго Ватиканского Собора. Можно согласиться с тем, что у Церкви есть другие пути решения социальной несправедливости, не путем вооруженного сопротивления. Но Церковь все равно должна дать ответ, когда возможен вооруженный протест.

Социологический анализ

Для религиоведов, так же как и для политологов, оказалась очень важна инсайдерская информация и статистическая составляющая Майдана. Социологи дали информацию по мотивации и мобилизации протестующих в связи с призывами политиков, возникает вопрос, а какова роль в мобилизации в связи с призывами Главы УГКЦ Патриарха Святослава и Предстоятеля УПЦ КП Патриарха Филарета? Процентное соотношение прихожан разных Церквей на Майдане и т.д.

Что касается внутрирелигиозной информации, то можно выразить благодарность пресс-службам религиозных организаций, которые старались оперативно реагировать на вопросы общества, и мы смогли услышать заявления многих религиозных лидеров христианских Церквей, еврейских и мусульманских организаций. Это показатель развитости диалога общества и религиозных организаций, и желаем до такого уровня диалога расти и нашей власти.

Система Orphus
Рейтинг
0
1
3комментариев

Комментарии

добавить коментарий 
  • Вячеслав Петруша | 4 января 2014, 16:09
    Комментировать комментарий

    Пс.2:1. Зачем мятутся народы, и племена замышляют тщетное? Толпа мятежников на майдане - далеко не весь народ. Главное же то, что Писание однозначно говорит о том, как следует относиться к власти. Причем "качество" власти при этом не оговаривается. Тысячелетиями Бог показывает, что ропот и бунт против Господа и Его ставленников не есть хорошо. Вернее, - совсем нехорошо! Но цикл "дай нам царя... нет он плохой, дай нам другого" повторяется с тупым упорством от Саула до наших дней... 1 Цар.8:18 ...и восстенаете тогда от царя вашего, которого вы избрали себе; и не будет Господь отвечать вам тогда. Велико долготерпение Божие такими народами и их слепыми вождями, называющими себя служителями ... Которые вместо того, что бы "заграждать уста невежеству безумных людей", поддерживают их в противлении Богу. Опомнитесь, люди, прислушайтесь к Божьему гласу, будьте послушны Ему, а не лицемерным лжесловесникам, популярным на майданах: Прит.24:21 Бойся, сын мой, Господа и царя; с мятежниками не сообщайся... Рим.13:1Всякая душа да будет покорна высшим властям, ибо нет власти не от Бога; существующие же власти от Бога установлены. 2 Посему противящийся власти противится Божию установлению. А противящиеся сами навлекут на себя осуждение... 4 ибо [начальник] есть Божий слуга, тебе на добро… он Божий слуга, отмститель в наказание делающему злое…6 …ибо они Божии служители… 1Пет.2:13 Итак будьте покорны всякому человеческому начальству, для Господа: царю ли, как верховной власти, 14 правителям ли, как от него посылаемым для наказания преступников и для поощрения делающих добро, - 15 ибо такова есть воля Божия, чтобы мы, делая добро, заграждали уста невежеству безумных людей... 17...Бога бойтесь, царя чтите... 1Тим.2:1-2 Итак прежде всего прошу совершать молитвы, прошения, моления, благодарения за всех человеков, за царей и за всех начальствующих... Тит.3:1 Напоминай им повиноваться и покоряться начальству и властям... Прит.17:11 Возмутитель ищет только зла; поэтому жестокий ангел будет послан против него 2Пет.2:10 … которые идут вслед скверных похотей плоти, презирают начальства, дерзки, своевольны и не страшатся злословить высших… Иуд.1:11 Горе им, потому что идут путем Каиновым, предаются обольщению мзды, как Валаам, и в упорстве погибают, как Корей. Иуд.1:8 так точно будет и с сими мечтателями, которые оскверняют плоть, отвергают начальства и злословят высокие власти. Иуд.1:11 Горе им, потому что идут путем Каиновым, предаются обольщению мзды, как Валаам, и в упорстве погибают, как Корей.

  • Aleksandr Zubchenko | 30 декабря 2013, 15:40
    Комментировать комментарий

    Поява так званих священиків на Майдані (там лише самосвяти, уніати та розкольники, ще й католики та протестанти) суперечить слову Божому, яке проповідує смирення і ніяк не насильство та державний перевороь. Як відомо, першим революціонером був Люцифер, ангел, який впав і став Сатаною, Божим ворогом. Тому потакання майдану є потаканням сатані і ніяк не менше!

    • S.Melnyk | 30 декабря 2013, 15:56
      Комментировать комментарий

      Дурня і перекручування змісту Біблії! Що значить так звані священики? Хто вам дав право визначати це? Ця влада точно не під Богом ходить, оскільки підняла руку на мирних людей. І опір такій владі є боротьбою за справедливість. Це не державний переворот - це виступ проти незаконних дій влади, порушення норм закону, масової корупції і встановлення авторитарного режиму. Саме Янукович і його банда роблять державний переворот. А всілякі лжепророки викручують Святе Письмо задля захисту влади банди. Ви не знаєте духу Біблії! Ось, читайте, що дійсно духовна людина пише, який є дослідником Біблії: http://risu.org.ua/ua/index/expert_thought/interview/54720/

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные посетители Войти

Точка зрения

Последние комментарии

  • Михаил | 24 ноября 2017, 23:29

    Что за идиотская манера все менять и переделывать?! Все от бесовщины и чертовщины! Второй Ватиканский Собор отменил службу на латыни, эти французы "Отче наш" коверкают. Еретики!

  • dutchak1 | 24 ноября 2017, 08:56

    «Фанів» в мене мабуть немає і іноді той стиль аргументації викликаний бажанням знайти розумних опонентів в вузькому, корпоративному і закритому середовищі т.з. «релігієзнавців». Сама наука

  • protBohdan_Ohulch | 23 ноября 2017, 21:45

    Автор коментаря під іменем dutchak, можливо, має певну логіку аргументів та знання у цьому питанні. Але, на жаль, початок тексту зі словами Країна Дурнів, клоунада, посміховище тощо працює як

  • dutchak1 | 23 ноября 2017, 14:48

    "Сонце ще не зійшло, а в Країні Дурнів вже кипіла робота ..." (с) О.М. Толстой, "Золотий ключик або пригоди Буратіно" Країна Дурнів існує не в тому розумінні, що її жителі не

  • Василий Петров | 23 ноября 2017, 10:32

    ...и не допусти нам отречься от тебя. но избави нас от обмана.

Популярные статьи месяца