• Главная
  • Историк: Украинская Греко-Католическая Церковь была репрессирована...

Историк: Украинская Греко-Католическая Церковь была репрессирована

09.09.2011, 09:08
Историк: Украинская Греко-Католическая Церковь была репрессирована - фото 1
На сегодня известна информация о документах советских органов безопасности, которые непосредственно готовили Львовский псевдособор 1946 г. В частности, существует «Инструкция №58» от 15 марта 1945 года.

Как сообщала РИСУ 7 сентября 2011 года, Верховная Рада перенесла рассмотрение проекта постановления о предоставлении УГКЦ статуса репрессированной Церкви.

В 1939 году советская власть начала репрессии против УГКЦ. Особенно они усилились после смерти Митрополита Андрея (Шептицкого) в конце 1944 г. 11 апреля 1945 г. был арестован практически весь епископат УГКЦ. 8–10 марта 1946 года состоялся т.н. «Львовский Собор», на котором была отменена Брестская уния (1596), а УГКЦ насильно присоединена к Русской Православной Церкви. После этого значительная часть клира и верующих УГКЦ перешла в подполье. С начала 90-х ХХ века возрожденная УГКЦ ставит вопрос о предоставлении ей статуса репрессированной Церкви.

о. Андрей МИХАЛЕЙКОС вопросом об исторических основаниях для получения УГКЦ статуса репрессированной и о возможных последствиях принятия этого постановления РИСУ обратилась к отцу Андрею МИХАЛЕЙКО, директору Института истории Церкви Украинского католического университета во Львове.

Говоря о вопросе реабилитации Украинской Греко-Католической Церкви, в первую очередь необходимо сказать о документах, которые можно предоставить для подтверждения того, что УГКЦ в Галичине была репрессирована. Очевидно, что ключевым событием, касающимся этого вопроса, был Львовский Собор 1946 года. Существуют разные мнения, разные взгляды на этот Собор. Так, православная историография утверждает, что это собрание было свободным актом греко-католиков с целью порвать с Ватиканом и объединиться с Русской Православной Церковью. Напротив, греко-католическая историография никогда не воспринимала и не воспринимает это собрание как легитимный Собор, поскольку ему недоставало церковно-правовой и канонической легитимности. На нем не присутствовал ни один епископ Греко-Католической Церкви, потому что все епископы почти за год до этого события были уже арестованы. Как в православной, так и в греко-католической канонической традиции собрания такого рода, не созванные легитимными епископами, не могут считаться действительными, то есть их решения не правомочны. Это своеобразный церковно-правовой аргумент, подчеркивающий, что это собрание нельзя считать действительным.

На сегодня известна информация о документах советских органов безопасности, которые непосредственно готовили это собрание. В частности, существует «Инструкция №58» от 15 марта 1945 года. Она появилась за год до Собора. Резолюцию на этом документе поставил Иосиф Сталин. В Инструкции шла речь о том, что внутри Униатской Церкви следует организовать инициативную группу, которая должна была бы заниматься вопросом  проведения Собора. Также было принято постановление арестовать греко-католических епископов, в тот период еще находившихся на свободе.

Кроме «Инструкции №58», есть и ряд других секретных документов, которые теперь опубликованы. В них очень четко описано, как был проведен Львовский Собор, какие меры были предприняты для ликвидации Украинской Греко-Католической Церкви, как подбирались участники Собора.

Например, в одном из документов шла речь о том, что 60–70% участников Собора должны были быть теми людьми, которые бы согласились на сотрудничество с соответствующими советскими органами. К тому же советская власть выделила определенную сумму на его проведение. Советские органы безопасности существенно влияли на работу инициативной группы, возглавляемой священником, доктором Гавриилом Костельником. И лишь с разрешения этой группы, очевидно, греко-католические священники могли оставаться при своих приходах, исполнять душпастырские функции.

Уже на основании опубликованных документов, которые сегодня больше не являются тайной, можно сделать вывод, что Украинская Греко-Католическая Церковь не самоликвидировалась. Напротив, она была ликвидирована насильно. Это не было волеизъявлением ее духовенства или ее прихожан. На основании этого, я уверен, можно смело считать, что УГКЦ была репрессированной Церковью. Как мы знаем, после проведения Львовского Собора тех, кто не соглашался с его решениями, преследовали, депортировали в Сибирь.

Если говорить о том, какие последствия для УГКЦ будет иметь утверждение постановления «О предоставлении Украинской Греко-Католической Церкви статуса репрессированной Церкви», то они, прежде всего, будут правового и юридического характера. Украинская Греко-Католическая Церковь сможет претендовать, как и любые другие лица или организации, которые были репрессированы, на полную реабилитацию.

Если решение о том, что УГКЦ была репрессирована, Верховная Рада Украины примет окончательно как общеукраинское утверждение, Украинская Греко-Католическая Церковь сможет претендовать на то, чтобы государство возвратило ей имущество, конфискованное в 1945–1947 годах.

***

Фрагмент из книги Богдана Боцюркива «Украинская Греко-Католическая Церковь и Советское государство (1939–1950)» (Львов, 2005. – С.90–91):

«15 марта 1945г. Карпов подал Сталину, Молотову и Берии документ на десяти страницах, известный как «Инструкция №58». После ознакомления с поданными предложениями, советский руководитель 17 марта наложил на документ резолюцию: «Тов.Карпову. Согласен. И.Сталин».

20 апреля председатель СДРПЦ в письме Хрущову изложил положения «Инструкции», касающиеся Украины:

1. Организовать во Львове православную епархию, поставив во главе епископа (из украинцев) с титулом епископа Львовского и Тернопольского, который должен был бы объединить православные приходы Львовской, Станиславской, Дрогобычской и Тернопольской областей.

2. Предоставить Львовскому и Тернопольскому епископу, а также всем православным служителям этой епархии право на ведение миссионерской работы.

3. Предоставить в распоряжение епархии в г.Львов в качестве кафедрального собора один из греко-католических (униатских) соборов.

4. Укрепить Почаевскую православную лавру в городе Кремянец Тернопольской области, сделав ее настоятеля викарием Львовского епископа.

5. От имени патриарха Московского и всей Руси и синода Русской Православной Церкви сделать специальное обращение (на украинском и русском языках) к духовенству и верующим Униатской Церкви и широко распространить его по униатским приходам.

6. Организовать внутри Униатской Церкви инициативную группу, которая должна будет декларативно заявить о разрыве с Ватиканом и призвать униатское духовенство к переходу в православие.

7. Организовать православные братства в городах Луцк и Львов, предоставив этим братствам право миссионерской и благотворительной деятельности, причем задачей братств будет укрепление православия и противопоставление его католицизму.

8. Принять меры по ликвидации автокефалии польской православной церкви, с проведением соответствующих мероприятий для ее полного присоединения к Московской патриархии.

9. Оформить присоединение к Московской патриархии Мукачево-Пряшевской православной епархии (Закарпатская Украина), согласно с выявленными с ее стороны коллективным желанием и согласием Синода сербской православной церкви (в юрисдикции которой до сих пор пребывает Мукачево-Пряшевская епархия).

10. Для подготовки кадров священнослужителей и миссионеров открыть курсы в городах Киев, Луцк, Львов и Одесса, по примеру организации и программы московских пастырско-православных курсов».