Иоанн-Павел ІІ преподал нам важный урок: он приехал в Украину не для того, чтобы спорить с Россией, а чтобы поднять значение киевской христианской традиции

15 июня 2011, 15:23 | Комментарии | 0 |   | Код для блога |  | 

Мирослав МАРИНОВИЧ,

Вице-ректор Украинского католического университета, правозащитник, публицист

marynovych.jpgПервые известия о возможном приезде в Украину Папы Иоанна-Павла ІІ многие из нас воспринимали как абсолютно фантастические. Из-за «кассетного скандала» Украину тогда вынесли «за скобки» мировой политики; в протоколе международных встреч меняли алфавиты, чтобы сильным мира сего не довелось сидеть рядом с украинским президентом. Единственной рукой, которую в то время мир протянул Украине, была рука этого Великого Папы.

Из Москвы звучали категорические протесты, со стороны православной иерархии Киева – мало благосклонные отговаривания, а с папской курии и в целом католического мира – предостережения относительно «неразумного раздражения Москвы». Нужно было быть очень мужественным человеком, чтобы пойти против этого критического «Гольфстрима».

Уже когда самолет с Папой вылетел в Украину, к Богу потекли две противоположные молитвы. Одну читали киевские монахини УПЦ, умоляя, чтобы «самолет с Папой не долетел до Киева». Другая, еще более горячая, молитва заключалась в том, чтобы не имела силы молитва первая…

В России архидьякон Андрей Кураев радовался: «Это хорошо, что украинцы увидят не молодого и энергичного папу, а немощного старца, который аж никак не привлечет их». Однако уже в первый день визита киевляне – даже много православных или неверующих – были тронуты, что «вопреки своим немощам, этот старенький Папа все-таки приехал к нам». То, что вроде бы должно было украинцев отпугнуть, наоборот – привлекло их. Воистину, «Украина – не Россия»!

Сразу же после прилета в бориспольский аэропорт Иоанн-Павел ІІ провозгласил традиционную для своего понтификата покаянную формулу: «Прося прощения за ошибки, совершенные в далеком и близком прошлом, и мы, со своей стороны, заверяем прощение за совершенные по отношению к нам несправедливости». Его евангельское учение прощения зажигало сердца других. Поэтому так ли удивительно, что во время торжественной литургии 27 июня 2001 года во Львове в его присутствии Патриарх УГКЦ Любомир Гузар сказал: «…История прошлого столетия нашей Церкви знала и темные и духовно трагические моменты. Они заключались в том, что некоторые сыны и дочери Украинской Греко-Католической Церкви, к огромному сожалению, осознанно и добровольно нанесли обиду своим ближним из рядов своего родного народа или других народов. За них всех в Твоем присутствии, Святый Отче, от имени Украинской Греко-Католической Церкви хочу просить прощения у Господа, Творца и Отца нас всех, а также у тех, кого мы, сыны и дочери этой Церкви, тем или иным образом обидели. Чтобы не довлело над нами ужасное прошлое и не отравляло нашу жизнь, мы с радостью прощаем тем, кто так или иначе обижал нас…».

Папа преподал нам важный урок: он приехал в Украину не для того, чтобы спорить с Россией, а чтобы поднять значение киевской христианской традиции. Ей были оказаны почести не наперекор Москве, а ради нее самой. Свет славянского Востока излился-таки для Иоанна-Павла ІІ с киевских холмов: «Киев в определенном значении сыграл роль «Господнего Предтечи» между многочисленными народами, к которым, выходя отсюда, позднее дошло благовестие спасения». В отличие от многих мировых политиков, Иоанн-Павел ІІ выработал «украинскую политику», которая была самостоятельной, а не производной от «политики российской» (насколько это вообще возможно).

Папа Иоанн-Павел ІІ, будучи поляком-патриотом, приехал к нам прежде всего как Глава Католической Церкви. Вот почему он стал матрицей примирения между украинским и польским народами. Слова, сказанные им в 2001 году во Львове, прозвучали настоящим апофеозом братания, в котором христианское и национальное были слиты воедино: «Наступило время освободиться от болезненного прошлого!.. Пусть прощение – дарованное и полученное – разольется, словно исцеляющий бальзам, в каждом сердце. Пусть благодаря очищению исторической памяти все будут готовы поставить выше то, что объединяет, а не то, что разделяет, чтобы вместе строить будущее, опирающееся на взаимоуважение, братскую общность и сотрудничество, на подлинную солидарность».

Он приехал к нам как друг, на руку которого мы могли опереться. Именно благодаря его поддержке еще раньше была легализована в СССР Украинская Греко-Католическая Церковь, а во время его визита – отмечено ее мученичество, то есть беатифицирована первая группа из 27 ее новомучеников. И даже если этот Папа не во всем осуществил наши мечты, он все-таки официально признал, что сегодня нет никаких канонических или исторических преград для признания патриархата УГКЦ, а также высказал убежденность, что Митрополит Андрей Шептицкий все-таки будет когда-то провозглашен святым. Эти два утверждения уже невозможно будет вычеркнуть из церковной памяти. Следовательно, дело лишь за тем, кто именно из римских понтификов благосклонно прочитает «знаки времени» и услышит соответствующую волю Святого Духа.

Визит Папы в Украину дал ему повод повторить свои знаменитые слова: «Тут Церковь дышит двумя легкими восточной и западной традиции» – а также назвать Украину «церковной лабораторией», в которой будет строиться единство во множественности и «законном плюрализме, гарантированном Наследником Петра».

На необычайно трогательной встрече с молодежью Понтифик напомнил ей, что «без Бога не сможете делать ничего доброго». Спев польскую песенку, он подкупил молодые сердца, завоевать которые очень непросто. Благословляя краеугольный камень Украинского католического университета, он обрел сердца студенчества. Я уже не говорю о том, что тронуло сердца всех украинцев: его украинский язык был лучше языка украинского Президента…

Иоанн-Павел ІІ напомнил нам о том, что каждый человек несет в себе образ Божий, по подобию Которого он был сотворен, и это невольно преподняло в нас чувство собственного достоинства. Еще несколько недель после паломничества Папы во Львове улицы оставались чистенькими, а водители прилежно разъезжались друг с другом или любезно пропускали пешеходов. И со временем в «помаранчевом» порыве украинцев к утверждению собственного достоинства можно было узнать плоды его светлого душпасторства.

Великий Папа модерного времени оставил нам пророчество, высеченное из древнего пророчества святого апостола Андрея о сиянии Божьей славы над киевскими холмами: «Видение, которое имел апостол, касается не только вашего прошлого; оно направлено также и в будущность вашей страны. Кажется мне, что глазами сердца, действительно, вижу, как по этой вашей благословенной земле распространяется новый свет…».

Давайте станем носителями этого света, братья и сестры во Христе, – и это пророчество осуществится!

Система Orphus
Рейтинг
0
0
0комментариев

Комментарии

добавить коментарий 

    Оставлять комментарии могут только зарегистрированные посетители Войти

    Точка зрения

    • 24 сентября 2018, 16:12 | Колонка Екатерины Щоткиной | 

      После Томоса: что ждет Церковь и общество

      Лечение Томосом наверняка пойдет на пользу Украине. И потому, что церковная независимость — органическая часть окончательного выхода из СССР и деконструкции империи. И потому, что общественно-политическая ситуация изменилась в корне и готова «потянуть» за собой Церковь.

    • 18 сентября 2018, 08:29 | Открытая тема | view photo | 

      РПЦ и Оруэлл: Разрыв с Константинополем

      Погружение РПЦ в мир Зазеркалья началось уже много лет назад. К сожалению, чем дальше, тем все больше РПЦ напоминает «партию» из романа Джорджа Оруэлла «1984».

    Последние комментарии

    • Стефан | 24 сентября 2018, 21:26

      Мир и порядок в Украине это Поместная Православная Украинская Церковь, освобождение территорий страны от оккупантов, диверсантов и сепаратистов, единство народа в труде, учёбе и отдыхе.

    • Михаил | 24 сентября 2018, 18:59

      С таким самомнением и претензионностью на мировую власть он скоро начнёт предоставлять "автокефалии" на свой вкус и каприз Католической, Англиканской и церквям подряд. Можно только

    • velovs@ukr.net | 24 сентября 2018, 18:53

      "«Після Томосу» Церква отримає значно більше можливостей впливати на життя суспільства і на настрої в суспільстві. Аборти, одностатеві відносини, гендерне виховання, репродуктивні технології,

    • dutchak1 | 24 сентября 2018, 16:52

      а хто нам покаже монахів, які привикли жити по державних законах а не церковних?

    • Ortox | 24 сентября 2018, 16:46

      З якого місця заяви Геча це взяв, знову наснилось?

    Популярные статьи месяца