Президент В. Янукович ликвидировал Госкомнацрелигий. Что дальше: изменение Закона о свободе совести?

Президент В. Янукович ликвидировал Госкомнацрелигий. Что дальше: изменение Закона о свободе совести? - фото 1
9 декабря Президент Украины В. Янукович создал огромный информационный повод, поскольку ликвидировал немало известных всем министерств и других центральных органов исполнительной власти. Указом №1085/2010 Глава государства в том числе ликвидировал Государственный комитет Украины по делам национальностей и религий, большинство функций которого передал реорганизованном Министерству культуры Украины.

Максим Васин Однако регистрировать религиозные организации будет новообразованная Государственная регистрационная служба Украины.

Сферы межнациональных отношений и защиты прав национальных меньшинств Украины, которыми занимался Госкомнацрелигий, также отошли в ведение указанного Министерства. В свою очередь Министром культуры Украины своим другим указом № 1113/2010 Президент назначил Михаила Кулиняка. До этого времени он возглавлял Министерство культуры и туризма Украины, которое подверглось реорганизации.

Среди прочего Президент Виктор Янукович поручил Правительству "решить в установленном порядке вопрос о ликвидации Национальной экспертной комиссии Украины по вопросам защиты общественной морали". Напомним, что функционирование указанной Комиссии предусмотрено Законом Украины «О защите общественной морали».

Указанные изменения произошли в рамках административной реформы, которую инициировал Глава государства, с целью оптимизации системы государственного управления и расходов на содержание государственных учреждений. Однако следует посмотреть на то, как эти изменения могут повлиять на религиозную ситуацию, деятельность Церквей и верующих в контексте действующего законодательства Украины.

Следует заметить, что статьей 30 Закона Украины «О свободе совести и религиозных организациях» предусмотрено функционирование государственного органа Украины по делам религий. Основной задачей этого органа Закон определяет обеспечение проведения государственной политики в отношении религий и церкви.

Кроме этого, согласно Закону на государственный орган по делам религий возложены следующие функции:

  • по просьбе религиозных организаций способствует достижению договоренностей с государственными органами и оказывает необходимую помощь в вопросах, требующих решения этих органов;
  • способствует укреплению взаимопонимания и терпимости между религиозными организациями различных вероисповеданий;
  • осуществляет регистрацию уставов (положений) религиозных центров, управлений, монастырей, религиозных братств, миссий и духовных учебных заведений;
  • оказывает консультативную помощь государственным органам в применении законодательства о свободе совести и религиозных организациях;
  • осуществляет контакты и координационные связи с соответствующими органами других государств;
  • способствует участию религиозных организаций в международных религиозных движениях, форумах, деловых контактах с международными религиозными центрами и зарубежными религиозными организациями;
  • обеспечивает религиоведческую экспертизу при участии представителей религиозных организаций и соответствующих специалистов.

Все указанные функции, которые выполнял Государственный комитет по делам национальностей и религий, отныне будет реализовывать Министерство культуры Украины. Исключением является только регистрация уставов (положений) религиозных организаций, которую согласно Указа Президента будет осуществлять Государственная регистрационная служба Украины, наряду с регистрацией общественных и благотворительных организаций.

В то же время, согласно статье 14 Закона регистрация уставов (положений) религиозных организаций находится в компетенции государственного органа по делам религий, областных, Киевской и Севастопольской городских государственных администраций, а в Республике Крым – в компетенции Правительства Республики Крым.

Таким образом, Указ Президента Украины №1085/2010 на данный момент противоречит действующему Закону Украины «О свободе совести и религиозных организациях», а именно – в части передачи функции по регистрации уставов религиозных организаций Государственной регистрационной службе Украины. В свою очередь это создает основания для поспешного внесения изменений в данный Закон, без надлежащей их проработки и без согласования с религиозной общественностью.

Однако Всеукраинский Совет Церквей и религиозных организаций и другие межконфессиональные объединения неоднократно выступали против внесения каких-либо изменений в Закон о свободе совести и религиозных организациях. По их мнению, законотворческий процесс в нынешних условиях содержит опасность сужения религиозной свободы в Украине.

Следует отметить, что центральные органы исполнительной власти, которые ликвидируются или реорганизуются, согласно Указу Президента будут продолжать выполнение своих функций до завершения административной реформы. При этом Кабинету Министров Украины предоставлено 2 месяца для того, чтобы разработать проекты положений реорганизованных центральных органов исполнительной власти и представить предложения о внесении изменений в акты законодательства, вытекающие из содержания Указа.