• Главная
  • Русский мир Патриарха Кирилла (с болью за судьбу РПЦ и лично Патриарха)...

Русский мир Патриарха Кирилла (с болью за судьбу РПЦ и лично Патриарха)

06.11.2009, 17:18
Юрий ЧЕРНОМОРЕЦ, канд. филос. наук, доцент, ответственный секретарь сайта "Религия в Украине", многолетний эксперт РИСУ

Юрий ЧЕРНОМОРЕЦ, канд. филос. наук, доцент, ответственный секретарь сайта "Религия в Украине", многолетний эксперт РИСУ

Когда создавался Советский Союз и в большевистской партии развернулась дискуссия между Лениным и Сталиным об устройстве этого государства, Сталин выступал за создание унитарного государства, а Ленин – за союз самостоятельных республик. В действительности же оба политика создавали империю. Но Сталин честно хотел записать в конституции, что республики являются автономиями Российской Федерации, а Ленин лицемерно говорил о необходимости союза республик. С точки зрения буквы победил Ленин, но, по сути, Советский Союз стал-таки унитарным государством, в котором самостоятельность республик была исключительно пропагандистским трюком. Чтобы склонить на свою сторону симпатии иностранцев, руководство СССР позволяло в ограниченном количестве искусство «национальное по форме, социалистическое по сути». К сути же социализма принадлежал интернационализм и учение о русском как о языке межнационального общения. Дополнительную «святость» этому языку придал тот факт, что на нем изъяснялся сам пророк: «Я русский бы выучил только за то, что им разговаривал Ленин».

В результате существования в Советском Союзе украинцы потеряли миллионы людей (не будем считать, сколько именно): убитыми, умершими от голода, русифицированными. В конце концов, в России, этой цивилизации «где так вольно дышал человек», гибли представители всех национальностей. Но украинцы понесли почему-то особенно большие потери. Так, при всех катаклизмах число русских в 1939 году по отношению к 1931 году было 141%. Число украинцев - 100%. То есть украинцы рождались, росли, но их вырубали в явно большей пропорции, чем русских.

Но в начале образования СССР «хороший» Ленин обещал народам сохранение всех прав и расцвет, и ругал «плохого» Сталина за его прямодушие. И сейчас Патриарх Кирилл, как добрый отец, призывает к единому Русскому миру и ругает каких-то анонимных россиян, которые "нетворчески" подходят к решению ответственной задачи. Именно об этом доклад новейшего церковно-политического идеолога на «III Ассамблее Русского мира».

Учение об органическом единстве четырех народов

Патриарх критикует неназванных им «сталиных», которые видят ядром Русского мира исключительно Россию. В ядро уже сегодня входят не только Россия, но Украина, Белоруссия и Молдова. Такое единство четырех стран является органичным. То есть границы между странами являются искусственными, в действительности же эти страны представляют собой единый организм - Русский мир. Откуда вытекает такое видение? Из православной веры? Нет. Согласно учению Церкви, с той же социальной концепцией, государства - это искусственные образования. Это Данилевский и Шпенглер учили о том, что государства вырастают как естественные организмы. Это Лев Гумилев учил, что каждый народ или союз народов (суперэтнос, цивилизация) является отдельным видом в пределах человечества. Согласно учению Церкви, все люди одного вида - потому что от Адама и Евы все равно происходят. Нет разных видов людей. Поэтому все национальные образования являются искусственными. Патриарх же вдруг заявляет о том, что он открыл новую теологическую истину. Есть особые народы - народы Русского мира. И люди, принадлежащие к ним - это особая разновидность людей. Они не святее других, но они являются органичным единством и ценности их - наилучшие, наивеличайшие.

Интересно, что Церковь всегда осмысливала себя как новое человечество. Не новая цивилизация, а новое человечество. Не отдельные новые народы, а единый новый народ. А тут вдруг - Русский мир. И Русская Церковь. Оказывается, Христос специально для органического, естественного единства русских, украинцев, белорусов и молдаван учредил специальное сверхъестественное органическое единство - Русскую Православную Церковь. Она, конечно, имеет общих святых, которые не чужды русским, украинским, молдаванам и белорусам, но кто же скажет, что они родные для греков или арабов? Тот же Паисий Величковский, Владимир Великий, Александр Невский, Сергий Радонежский и Евфросиния Полоцкая - ну какие же они Всеправославные святые? Они являются общими только для Русского мира!

Важно, что у этого органического единства четырех народов есть свое общее пространство, свои канонические границы. В пределах этого пространства - особый духовный мир. Сюда прочим заходить со своими культурными достижениями нельзя - это грех глобализации, нарушение природного равновесия, переписывание истории, и вообще "покушение на святое святых". А вот когда Русский мир распространяет свое влияние вплоть до концов земли - это хороший знак духовного возрождения. Ведь Русский мир - территория добра, а не-Русский мир - территория греховной глобализации. И распространить свое влияние за пределы Русского мира - это необходимость. Так же как не впустить зло на собственную каноническую и природную территорию.

От четырех до одного

Патриарх критикует неназванных «сталиных» за то, что те не признают существования отдельных украинского, белорусского и молдавского языков. Они есть, их надо развивать, наряду с русским. Ведь это часть общероссийского языка! Таким образом, от признания четырех сразу происходит переход к одному. Поскольку молдавский язык как-то уж очень далек от русского, а белорусский едва жив, то ясно, что беспокоит Патриарха язык украинский. Это он поднял голову на стратегически важной территории Русского мира. Это в стране Киевской купели на сегодня украинский язык является государственным и страшно сказать - языком межнационального общения! Согласно принятым еще до развала Союза в 1990 году (при полном господстве коммунистов!) Закона о языках. И все безобразие еще и пытаются украинцы воплотить в жизнь. Конечно же, надо восстановить историческую справедливость. Украину надо объявить страной Русского мира, а в каждой стране этого самого мира языком межнационального общения может и должен быть русский.

Тот самый глубокий теологический прием повторяется с культурой. Патриарх критикует апологетов исключительно русской культуры. Надо развивать все культуры народов Русского мира, потому что они приносили и принесут свои богатства в общероссийскую казну.

Россияне также всегда исключительно бережно относились к вере своей и других. Когда ликвидировалась грузинская автокефалия или Киевская автономия - тоже было исключительно бережное отношение к этим народов. Когда расстреливалась украинская интеллигенция на Соловках - это было ну очень бережное отношение. Когда был запрет печатать на украинском до 1906 года - это было естественное для россиян бережное отношение к украинцам. Итак, если украинцы говорят: как там с автокефалией? То слышат: мы вас бережем, ведь вы не готовы, вы же малые дети, вдруг начнете друг друга за чубы таскать? Лучше с нами оставайтесь, будем вас беречь в братских объятиях. Когда украинцам говорят: а как же пропаганда в Церкви русского национализма? Так это же серьезные и интересные концепции, Тихоны Шевкуновы и Кириллы Фроловы ведь имеют право голоса. Сейчас мы им по ордену еще повесим, за бережное отношение ко всему украинскому в рамках возобновляемой империи. Слушайте их, потому что ваши духовные учителя!

Маленькая параллель

В свое время глава правительства Советской Украины начала 20-х Христиан Раковский принимал активное участие в дебатах о конституции Советского Союза, боролся за каждое слово. После принятия этой конституции в декабре 1922 года товарищ Сталин сказал: написанное можно сдать в архив, а теперь будет борьба за партийную дисциплину и чистка партийных рядов. Именно тогда Христиан Раковский понял: «Все пропало»

Сегодня большое количество верующих УПЦ похожи на этого бедного Раковского. Они толкуют слова Патриарха в приемлемом для себя смысле. Есть же в этих словах позитив! Он же лучше Климента Берия, тот бы закрутил гайки сразу! Он же только об общей истории, а она ведь была; ну и что с того, что должен быть только один - общий - взгляд на историю?

Это старая унылая игра. Не надо верить в доброго Ленина, когда в каждом абзаце этих ноябрьских тезисов всплывает лицо усатого сторонника унитаризма.

Единая Церковь, централизованная и лишенная намеков на соборность. Единая государственность - без границ и без демократии (ибо это западная болезнь, которая подтачивает органическую и монолитное единство народа). Единый язык - без всяких там претензий на самостоятельное развитие. Единая культура - которая вся принадлежит матушке-России, независимо от того, кто же эти культурные сокровища творил.

Остается спросить: а где же тут христианство?

Как христианство превратить в язычество

Христианство - это общение с живым Богом. Христос реально пришел в историю, основал собственную Церковь. Он приходит к верующим на каждой Евхаристии. И встреча с Ним - это и суд, и спасение. Встреча с Тем, Кто выдвинул большие моральные требования: обогрей, накорми, полюби, утешь. Осуществить то, что говорит Христос, трудно. Как же обогреть, когда весь такой занятой? Как же утешать, если сам уставший? Как же кормить, когда не хватает на новые швейцарские часы? Как же любить, когда он враг?

Чтобы уничтожить радикальность христианства, чтобы забыть о требованиях Христа, надо сделать фокус. Христианство надо превратить в учение о ценностях. Заявить - эти ценности общество должно воплотить в жизнь. А я буду менеджером по воплощению.

Мартин Хайдеггер так и сказал о причине «смерти христианства»: вместо того, чтобы жить в присутствии Бога, люди стали жить под знаком идей. И эти идеи - лучшие ценности, которые якобы дал Бог. Главное, что люди променяли самого Бога на ценности, о которых заявили - они в основе религии, культуры, цивилизации. И эта ориентация на ценности быстро привела к забвению Бога. А ценности становились все менее величественными и религиозными. На место ценностей человек скоро поставил себя, народ, нацию, кровь, общее благополучие, равенство, ну и все что угодно.

Сегодня вместо проповеди Бога Патриарх Кирилл возвещает высокие ценности Русского мира. В этой проповеди уже каждый второй звук фальшивый, потому что от равенства народов Русского мира, Патриарх переходит к примату общероссийского. Из истории уже известно этим заканчиваются такие разговоры: большими трагедиями.

И вот если бы Патриарх Кирилл проповедовал Великую Украину и украинский мир - то и тогда бы по сути ничего бы не изменилось. Потому что здесь главное - это системная ошибка. Вместо Христа, Живого Бога, нам предлагают поклониться идолу: Русской Церкви, Русскому Миру, Русской культуре. Но идолы - всегда идолы. Даже если они не из дерева и серебра.

Перевод на русский: http://alpinist.livejournal.com/