• Главная
  • Москва с пониманием отнесется к переговорам УПЦ (МП) с УАПЦ, чтобы не допустить их сближения с Константинополем — считает эксперт...

Москва с пониманием отнесется к переговорам УПЦ (МП) с УАПЦ, чтобы не допустить их сближения с Константинополем — считает эксперт

14.09.2009, 13:11
Москва с пониманием отнесется к переговорам УПЦ (МП) с УАПЦ, чтобы не допустить их сближения с Константинополем — считает эксперт - фото 1
Какие последствия может иметь решение Синода Украинской Православной Церкви о возобновлении на том или ином уровне разговора с Украинской Автокефальной Православной Церковью, - Юрий ЧЕРНОМОРЕЦ, канд. филос. наук, эксперту сайта „Религия в Украине”

Chorhomorets.jpgС вопросом, какие последствия может иметь решение Синода Украинской Православной Церкви о возобновлении на том или ином уровне разговора с Украинской Автокефальной Православной Церковью, РИСУ обратилась к Юрию ЧЕРНОМОРЦУ, канд. филос. наук, эксперту сайта „Религия в Украине”

— Я думаю, что революционных последствий ожидать не следует. Диалог между УПЦ (МП) и УАПЦ развивается с переменным успехом, но все-таки с успехом, начиная с 2005 года. Этот диалог является многообещающим. Некоторыми шагами УПЦ (МП) на этом пути были очень важные начинания, такие как, например, осуждение так называемого политического православия. Оно состоялось не только потому, что политическое православие было внутренним вызовом для УПЦ (МП), но и потому, что политическое православие было значительным препятствием на пути диалога с УАПЦ.

В УАПЦ стало заметнее улучшение их миссиологического сознания. Такими знаковыми событиями были осуждение этнофилитизма, понимание, что фактически необходимо любой ценой нормализовать канонический статус. И такого рода всевозможные события, которые уже были в этом диалоге в прошлом, очень обнадежили. Но это все были важные, взвешенные шаги, каждый из которых был результатом определенных усилий, что требовало значительного времени.

Решением Синода УПЦ не было основано что-то новое, просто был обусловлен состав переговорной группы, которая уже существовала раньше — такая специальная богословско-каноническая комиссия, которая вела переговоры. В настоящий момент этот состав является таким максимально открытым по отношению к возможным переговорам. И если люди со стороны УПЦ (МП), которые вошли в эту комиссию, придут к выводу, что все-таки нет возможности урегулировать вопрос с присоединением Автокефальной Церкви к УПЦ (МП), то можно будет считать, что это объективная реальность, что есть объективные трудности, и тому подобное. Но если во время переговоров эта комиссия вместе с представителями УАПЦ найдет какие-то пути для того, чтобы УАПЦ присоединилась к УПЦ (МП), то это может быть таким чудом, достижением человеческим, усилием богословским, каноническим и так далее, с которым можно будет только поздравить.

Но надеяться на такой ход событий скорее невозможно. Даже этот состав комиссии, который мы видим, и который является чрезвычайно благоприятным для диалога из УАПЦ, как раз был рассчитан для того, чтобы потом сказать: „Вот смотрите, даже с таким составом комиссии мы не могли достичь согласия с Автокефальной Церквою”.

— А как Вы думаете, стимулировало ли как-то обращение, которое недавно принял собор УАПЦ, решение УПЦ относительно возобновления переговоров?

— Я думаю, что новое обращение УАПЦ к Вселенскому Патриархату было очень знаковым, и новые предложения УАПЦ к Константинополю являются очень конструктивными. И было бы безответственно со стороны УПЦ (МП) на сегодняшний день не принимать во внимание ситуацию переговоров УАПЦ с Константинополем. УПЦ демонстрирует собственную заинтересованность в УАПЦ и сигнализирует, чтоб УАПЦ не замыкалась только на диалоге с Константинополем на сегодня. Несмотря на определеные внутренние проблемы, раскол в УАПЦ, в целом УПЦ (МП) осознает и собственную ответственность за тех людей, которые являются православными верными, но в настоящий момент находятся в расколе. Соответственно, она пытается с любовью и ответственностью подойти к этой ситуации. И потому возникло это решение об обновленном составе комиссии, и о том, что нужно эти переговоры вести.

Оно является результатом того, что это не конкуренция с Константинополем, а того, что УПЦ (МП) хочет показать, что она не отходит от ответственности, и не перерывает диалог. И это является показателем зрелости УПЦ (МП) как Церкви, фактически, самостоятельной Церкви. Она, соответственно, пытается не пустить на самотек ситуацию в украинском православии, чтобы не произошло каких-то взрывов в этих вопросах, чтобы в итоге был какой-то приемлемый для Украины результат, и для мирового Православия тоже.

— Есть ли какая-то реакция со стороны Москвы относительно всех этих решений, и что стоит ожидать?

— Стоит ожидать того, что Москва будет всегда воспринимать с одобрением диалоги УПЦ (МП) c УАПЦ, потому что она считает, что пока этот диалог развивается, до тех пор УАПЦ не будет входить в диалог с Константинополем, соответственно Константинополь не будет входить в Украину.

А с другой стороны, Москва хочет, чтобы УПЦ была частью русского мира, соответственно, УПЦ (МП) всячески русифицировалась, а не украинизировалось. Но если у нас ведутся переговоры с автокефалами, и мы пытаемся быть привлекательными для автокефалов, тогда УПЦ, соответственно, наоборот, должна не русифицироваться, а украинизироваться, становиться еще более православно-духовной, еще более церковной, а не политической, демонстрировать собственную украинскую православную идентичность. А какие-то моменты русской идентичности, скажем, сохранять, но не демонстрировать их. И здесь, соответственно, первая реакция Москвы может быть такой, что все эти переговоры не нужны. Но, в принципе, Москва всегда думает: а какая альтернатива, отпустить автокефалов, и пусть они там с Константинополем работают, и все? И, соответственно, тогда пускай уже лучше ведут переговоры с нами, чем с Константинополем. Так что Москва с пониманием и пользой для себя отнесется к этим переговорам.