• Главная
  • Выступление главы Правительства в ПАСЕ: вопрос антисемитизма и ксенофобии в Украине...

Выступление главы Правительства в ПАСЕ: вопрос антисемитизма и ксенофобии в Украине

18.04.2008, 23:46
Максим ВАСИН, исполнительный директор Института религиозной свободы (г. Киев), магистр права

Максим ВАСИН, исполнительный директор Института религиозной свободы (г. Киев), магистр права

Комментарий к выступлению Премьер-министра Украины Ю.Тимошенко на заседании ПАСЕ от 16 апреля 2008 года

Недавний визит Премьер-министра Украины Юлии Тимошенко в Страсбург и выступление на сессии Парламентской Ассамблеи Совета Европы не остался без внимания ни отечественных, ни зарубежных журналистов. Тем не менее, кроме вопросов экономического характера и заявлений относительно возможных форм государственного устройства Украины во время выступления главы Правительства был поднят не менее важный вопрос – относительно наличия антисемитизма и ксенофобии в Украине.

Такая обеспокоенность европейских парламентариев была озвучена председателем одной из политических групп ПАСЕ швейцарцем Андреасом Гроссом, который в своем вопросе попросил госпожу Тимошенко прокомментировать факты конфискации и последующего сжигания иудейских молитвенников на Глуховской таможни в мае прошлого года, а также относительно передачи дома купеческой синагоги (в настоящий момент – кинотеатр «Кинопанорама») мэром Киева в собственность частному лицу вопреки обязательствам Украины перед Советом Европы относительно реституции экспроприируемого имущества религиозных организаций[1]. И дело не в том, что случаи антисемитизма и нарушения прав религиозных общин случаются и в странах с развитой демократией, однако существует потребность в быстром и адекватном реагировании власти на них, что не будет позволять этим явлениям приобрести систематический характер.

Что же касается Украины, то в ответ на поставленный вопрос глава Правительства Ю.Тимошенко заметила, что отмеченные случаи являются единичными и их нельзя расценивать как настроения украинского народа или государственную политику. С другой стороны следует заметить, что озвученным европарламентарием фактам до настоящего времени еще не было дано надлежащей оценки, а соответствующие виновные должностные лица пока не получили надлежащего наказания. Так, в инциденте с изъятием и сожжением Глуховской таможней еврейских молитвенников, которые следовали в Украину как подарок гражданам иудейского вероисповедания, начальник таможни получил лишь дисциплинарное взыскание. При этом примененная форма ответственности удивляет в сравнении с тем, что соответствующей комиссией Глуховской таможни вместо ранее подписанного акта о возвращении молитвенников иудейской общине был составлен другой акт, – об утилизации книг культового назначения, который содержал такую мотивацию: «учитывая то, что книги являются исключительно религиозной литературой иудейского вероисповедания, они подлежат утилизации». Вряд ли лишение премии или другое дисциплинарное взыскание может воспрепятствовать появлению новых подобных фактов антисемитизма и оскорбления религиозных чувств верующих иудейского или другого вероисповедания.

Относительно ситуации с передачей Киевской городской властью в частные руки бывшего культового сооружения – иудейской синагоги, а в настоящее время кинотеатра «Кинопанорама», то это является не новым случаем для Украины, в частности и для Киева. Из-за несовершенства действующего законодательства многие бывшие культовые сооружения в последнее время в соответствии решениям органов местного самоуправления из коммунальной собственности попадают в частную с целью последующей их перепродажи или переоборудования в гостиничные комплексы, развлекательные заведения или казино, как например произошло с бывшим молитвенным домом в центре Киева. При этом сегодня это происходит в Украине, несмотря на то, что и вышеупомянутый молитвенный дом, и здание кинотеатра «Кинопанорама», и другие культовые сооружения, которые были приватизированы или проданы в собственность частных лиц, уже несколько лет находятся в составленном местными государственными администрациями и Фондом государственного имущества Украины перечне культовых сооружений и других церковных сооружений, которые подлежат возвращению религиозным организациям.

Учитывая отмеченное, вопросы, поднятые перед представителями украинской стороны в Парламентской Ассамблее Совета Европы, уже тревожат не только украинское религиозное сообщество и общественность, но и высокие международные институции. Поэтому украинской власти следует перейди от слов к конкретным делам в сфере реального обеспечения права на свободу вероисповедания и сдвижения с места процесса реституции имущества, которое раньше находилось в собственности религиозных организаций.

В этом контексте оптимистичные надежды предоставляет личная позиция Премьер-министра Украины Ю.Тимошенко по этому поводу, которая была произнесена во время недавней встречи с членами Всеукраинского Совета Церквей и религиозных организаций от 11.04.2008 года[2].

Главой Правительства в частности была отмечена необходимость разработки и внесения соответствующих изменений в отечественное законодательство для того, чтобы вышеупомянутые и другие актуальные проблемы деятельности религиозных организаций были решены. При этом Юлия Тимошенко считает, что религиозные организации имеют право на возвращение имущества, которое находится не только в государственной собственности, но и в коммунальной[3]. Поэтому остается надежда, что в решении упомянутых и других проблем функционирования религиозных организаций в ближайшее время будут приняты практические меры, которые позволят Украине получить одобрительные отзывы от европейских и других наших международных партнеров.


Список ссылок:

1 Стенограмма заседания ПАСЕ от 16.04.2008 года //
http://assembly.coe.int/Main.asp?link=/Documents/Records/2008/E/0804161000E.htm
2 Правительственный портал // http://www.kmu.gov.ua/control/publish/article?art_id=125743755
3 Официальный веб-сайт Госкомнацрелигий // http://www.scnm.gov.ua/control/uk/publish/article;jsessionid=7F9D05ABB10055294558D3740674339E?art_id=54190