• Главная
  • Топ—100’2007: религиозное измерение...

Топ—100’2007: религиозное измерение

03.09.2007, 16:30
Марьяна КАРАПИНКА, эксперт Центра религиозного мониторинга

Марьяна КАРАПИНКА, эксперт Центра религиозного мониторинга

Уже пятый год подряд журнал «Корреспондент» берется за достаточно рискованное и часто неблагодарное в нашем запутанном обществе дело – определение «почетной» сотни самых влиятельных в Украине людей. Правда, в самом журнале их называют 100 самых влиятельных украинцев, что является неточным, поскольку далеко не все из них украинцы, даже по гражданству. В этом году, определяя влиятельных политиков, бизнесменов, деятелей культуры, спортсменов, сами издатели журнала называют этот список «Топ 100 эпохи безвластия». Анализируя список, легко проследить противостояние между двумя блоками или «пирамидами» власти не только на уровне личностей, которые занимают две первые позиции в списке, но и среди политиков, бизнесменов и деятелей культуры, которых можно прямо или опосредственно отнести к одной из пирамид, о чем свидетельствует временный или, возможно, долговечный паритет сил – безвластие или медленное построение демократии – решать политологам, а сейчас нас больше интересует религиозный аспект Топ-100. Но сразу стоит отметить, что, хотя в список влиятельных украинцев вошли люди разных рангов и профессий, он сфокусирован на украинском политикуме, и все персоналии, в том числе религиозные деятели, анализируются через призму участия или отношения к политической жизни. И ввиду этого религии и церковным лидерам отводится место хотя и не последнее, но все-таки далекое от начала списка.

Из церковных деятелей в Топ-100 вошли Митрополит Владимир (Сабодан), Предстоятель Украинской Православной Церкви (Московского патриархата) (33 место), Патриарх Филарет (Денисенко), Предстоятель Украинской Православной Церкви Киевского Патриархата (35 место), Патриарх Любомир (Гузар), глава Украинской Греко-Католической Церкви (45 место) и Яков Дов Блайх, главный раввин Киева и Украины, глава Совета раввинов Еврейской конфедерации Украины. Но можно ли этими четырьмя людьми измерить влияние религии и духовности украинского общества? Ведь, хотя собственность лидеров Церквей и религиозных организаций не измеряется миллионами или гектарами, их влияние распространяется на миллионы верующих и в сумме охватывает всю Украину. Кроме того, многие люди, которые попали в Топ-100, часто открыто декларируют свою религиозную принадлежность и преданность своей религии, что в той или иной мере влияет на решения самых влиятельных.

В этом контексте интересно вспомнить дебаты Соединенных Штатов Америки во время выборов в президенты страны Джона Кеннеди, который был первым и пока еще единственным католиком на этой должности, когда американское общество серьезно дебатировало о том, насколько религиозные убеждения будут влиять на политические решения. Потому духовный аспект в Топ-100 2007 года нельзя свести лишь к людям, которых мы прямо зачисляем к религиозным лидерам. Ведь и лидеры списка Ющенко и Янукович часто позиционируют себя преданными православными христианами, известны религиозные убеждения Киевского мера Черновецкого, часто упоминается в СМИ проповедническое служение Турчинова. Да и среди прочих упомянутых в списке VIP-персон многие не скрывают свои религиозно-конфессиональные симпатии.

Религиозность, не обязательно связанная с официальной принадлежностью к определенной конфессии, в некоторой степени присуща каждому человеку, но это неизмеримая величина, поэтому определить влияние религии среди Топ-100 самых влиятельных украинцев, а также место определенных религиозных лидеров в этом списке, с математической точностью слишком сложно. И, как отметила редактор отдела Культура журнала «Корреспондент» Ирина Илюшина, даже невозможно. «Мы пользовались данными Государственного комитета по вопросам религии, то есть статистикой по разным конфессиям, а также данными социологических исследований. Опосредственными данными для нас была частота упоминания в СМИ, контакты с политиками, успешность конкретных инициатив церковных деятелей и их активность за пределами пасторского служения», — прокомментировала она для РИСУ.

Лидер среди религиозных деятелей Митрополит Владимир занял следующую позицию после Андрея Данилко (Верки Сердючки), что может свидетельствовать о том, что религия занимает не слишком высокое место по важности в украинском обществе или, по крайней мере, рейтинг не приписывает им большого влияния. Как отмечает один из экспертов, который участвовал в формировании Топ-100 2007 года, вице-ректор Украинского католического университета Мирослав Маринович, не очень заметно, что религиозный аспект интересует составителей подобных рейтингов, что определенным образом отражает отношение к религиозному вопросу в украинской журналистике, где религиозная тематика становится актуальной всего лишь несколько раз в год «на большие праздники». Хотя, скорее подобный казус можно объяснить тем, что в рейтинге частично путаются категории временной популярности и реального влияния. В отличие от прочих категорий, позиции религиозных лидеров не менялись слишком драматически, то есть их влияние не зависит от популярности.

Интересно, что религиозные лидеры, которые попали в список самых влиятельных украинцев, отразили определенным образом паритет политических сил, ведь Митрополит Владимир и Патриарх Филарет, которые заняли соответственно 33 и 35 ступеньки рейтинга, соответственно поддерживали (поддерживают?) лидеров противоположных политических блоков Виктора Януковича и Виктора Ющенко. Патриарха Любомира Гузара назвали «тихой сапой», так как он и Церковь, которую он возглавляет, не поддерживает отдельные политические силы, больше концентрируясь на построении и укреплении внутренних структур Церкви. Роль такого же иностранца, который не столько старается вмешиваться во внутренние политические распри украинцев, а больше заботится об имидже украинского еврейства зарубежом, отведена в рейтинге главному раввину страны Якову Дов Блайху.

Кажется, составителям этого рейтинга необходимо также напомнить, что из года в год, согласно уважаемым социологическим исследованиям, именно Церковь занимает наивысшие рейтинги народного доверия, а политики и власть получают как раз наоборот – самые низкие. Так может, это важнее, чем исключительно субъективные мнения экспертов?