• Главная
  • Народные депутаты посягают на право церквей принимать участие в общественной жизни?...

Народные депутаты посягают на право церквей принимать участие в общественной жизни?

12.04.2007, 17:08
Максим ВАСИН, эксперт по правовым вопросам Института религиозной свободы, магистр права

Максим ВАСИН, эксперт по правовым вопросам Института религиозной свободы, магистр права

Парламентское обращение

Последние политические события в Украине не обошли и религиозную среду. Недавно в Информационном агентстве «Интерфакс-Украина» руководители и полномочные представители Церквей – участники Всеукраинского Совета Церквей и религиозных организаций обратились к украинскому народу [1] по поводу общественно-политической ситуации, которая в последнее время сложилась в Украине.

Отдельные политики, представители парламентского большинства, восприняли эту инициативу как вмешательство в государственные дела и поспешили с ответом. В частности, социалист В.Шибко оглашенное пастырское обращение назвал «вмешательством в политическую жизнь» [2] и призвал депутатов обратиться к Папе Римскому Бенедикту XVI с обращением об осуждении такого поступка украинских католических Церквей, поскольку «Папа Римский об этом ничего не знает». В свою очередь Председатель Верховной Рады Украины А.Мороз поддержал такое предложение и решил: «…обратиться отдельно к Его Святости Папе Римскому и отдельно к иерархам церквей, которые есть на Украине … посоветуем, чтобы норма Конституции о разграничении функций церкви и государства придерживалась безусловно всеми» [3].

По итогом обсуждения в сессионном зале депутаты правящей коалиции решили дать свою оценку действиям первоиерархов Церквей, призывая Римского понтифика к соответствующей реакции на инициативу католических конфессий Украины. Результатом стало принятие постановления «Об Обращении Верховной Рады Украины к Его Святости Папе Римскому Бенедикту XVI» [4], которое было поддержано 260 голосами депутатов.

Политико-правовые аспекты

Согласно статье 35 Конституции Украины «Церковь и религиозные организации в Украине отделены от государства». В этом контексте Закон Украины «О свободе совести и религиозных организациях» в статье пятой “Отделение церкви (религиозных организаций) от государства” предусматривает запрет религиозным организациям осуществлять государственные функции, а государству – вмешиваться в законную деятельность религиозных организаций. Закон также закрепляет права и обязанности государства и религиозных организаций в сфере общественно-политической жизни. При этом в части седьмой этой статьи Закона указано, что «Религиозные организации имеют право принимать участие в общественной жизни, а также использовать наравне с общественными объединениями средства массовой информации».

Таким образом Конституция и законодательство Украины не запрещают Церквям и религиозным организациям принимать участие в общественной жизни, в частности, путем оглашения обращений к своим верным, общественности или представителям власти, становясь на защиту общественной морали, общечеловеческих ценностей, истины и т.п. При этом, имея самый высокий уровень доверия населения, именно религиозные институции согласно своим внутренним правилам имеют призвание предостерегать людей от зла, неправды, искушения к греху, пропаганды насилия или кровопролития. Украинская история уже имела примеры совместного призыва Церквей и религиозных организаций к украинскому народу сохранить мир, единство и независимость нашего государства, что в определенной мере содействовало недопущению обострения общественного противостояния.

Взирая на это, необоснованными выглядят обвинения спикера парламента А.Мороза и отдельных парламентариев в адрес руководителей Церквей в незаконном вмешательстве в политическую жизнь страны. Поскольку конституционный принцип отделения церкви и религиозных организаций от государства не означает отделение их от общества. Хотя это и не так, однако если следовать логике А.Мороза, тогда вмешательством в политическую жизнь можно назвать и обращение Блаженнейшего Владимира, Предстоятеля Украинской Православной Церкви (Московского Патриархата) по поводу последних событий в политической жизни Украины, где содержится призыв к политикам: «Ради сохранения спокойствия в стране и блага народа пожертвуйте своими амбициями и сядьте за стол переговоров» [5], который созвучен с заявлениями Премьер-министра Украины В. Януковича и самого А.Мороза.

Подытоживая, следует отметить, что если бы парламентарии действительно хотели бы неуклонно придерживаться положений Конституции Украины в отношении разграничения функций государства и церкви, то не обращались бы к Папе Римскому с жалобой на действия руководителей украинских католических Церквей. Поскольку сам этот факт можно расценить как вмешательство государства в внутреннюю деятельность религиозных организаций и проявление неуважения к их внутренним правилам, что запрещено этой же статьей пятой Закона Украины «О свободе совести и религиозных организациях».

С другой стороны, вызывает удивление реакция парламента именно на упомянутое Обращение Церквей и религиозных организаций. Ведь на протяжении 2006–2007 гг. участники Всеукраинского Совета Церквей и религиозных организаций направили десятки обращений [6] к руководству парламента по поводу законодательного обеспечения деятельности религиозных организаций и необходимости решения актуальных вопросов свободы вероисповедания. Однако ни на одно из этих обращений не пришли ответы, не говоря уже о том, что ни один из озвученных конфессиями вопросов не был решен народными избранниками. Учитывая вышесказанное вывод напрашивается сам.

Вместо эпилога

Факт появления упомянутого обращение парламента свидетельствует о том, что в настоящее время в украинском политикуме еще остались стереотипы советского прошлого, когда существовало враждебное отношении к Церквям, а свобода вероисповедания вообще отрицалась. В тех условиях Церквям в лучшем случае разрешалось осуществлять свою религиозную деятельность только в пределах храма или молитвенного дома, а об общественной активности никто и не думал.

Сегодня же, когда Украина развивается в направлении демократических преобразований и построения гражданского общества, активная позиция и участие населения, объединений граждан и религиозных организаций в общественной жизни страны имеет определяющую роль для украинского государственного строительства.

Поэтому можно констатировать, что Церкви и религиозные организации Украины всегда будут уделять внимание вопросам защиты общественной морали, укреплению института семьи, законодательного обеспечения свободы вероисповедания и деятельности религиозных организаций. Как результат руководители украинских конфессий, осуществляя собственную миссию и пользуясь своими законными правами, и в последующем будут обращаться к представителям власти и общественности с соответствующими заявлениями.



1 См.: www.interfax.com.ua/ua/press-releases/23331/
2 См.: www.rada.gov.ua/zakon/new/STENOGR/06040703_28.htm
3 См.: www.rada.gov.ua/zakon/new/STENOGR/06040703_28.htm
4 См.: zakon.rada.gov.ua/cgi-bin/laws/main.cgi?nreg=902-16
5 См.: pravoslavye.org.ua/index.php?r_type=news&action=fullinfo&id=15077
6 См. например:
www.risu.org.ua/ukr/news/article;13001/, www.risu.org.ua/ukr/news/article;12177/, www.risu.org.ua/ukr/news/article;12269/, www.risu.org.ua/ukr/news/article;14672/, www.risu.org.ua/ukr/news/article;14739/