• Главная
  • „Церковь — это собственно и есть граждане Украины, а следовательно она не может стоять в стороне от общественной жизни”...

„Церковь — это собственно и есть граждане Украины, а следовательно она не может стоять в стороне от общественной жизни”

11.04.2007, 10:36
Юрий РЕШЕТНИКОВ, к.филос.н., Украинская ассоциация религиозной свободы

Юрий РЕШЕТНИКОВ, к.филос.н., Украинская ассоциация религиозной свободы

Следует отдать должное депутатам из коалиции, которые сделали неплохой пиар обращению руководителей шести христианских Церквей к украинскому народу по поводу политической ситуации в государстве. Особенно следует это отметить в связи с тем, что обращение Предстоятеля Украинской Православной Церкви по этому же поводу, которое было опубликовано накануне, осталось практически без широкого общественного внимания, несмотря на свою взвешенность, действительную духовную мудрость и не меньшую, чем обращение шести, значимость. Одним из признаков потенциальной весомости обращения митрополита Владимира является то, что в день его оглашения с его автором лично встречался Президент Украины с целью обсуждения путей выхода из нынешнего общественно-политического кризиса.

Кроме того, что обращение митрополита Владимира и обращение руководителей шести христианских Церквей посвящены одному насущному общественно-политическому вопросу, можно увидеть много общего и в самих текстах. Так в обоих обращениях содержится констатация того, что Церковь всегда была и есть с народом (а разве может быть по-другому? Ведь Церковь собственно и есть народ, по крайней мере его воцерковленная часть). Оба обращения предлагают политикам пожертвовать своими амбициями и призывают всех людей, а в первую очередь христиан, верных Церквей, к усиленной молитве о Государстве, мире и согласии в нем.

Кроме схожести, между упомянутыми обращениями есть и различия, в первую очередь связанные с тем, что если обращение митрополита Владимира имеет, на наш взгляд, более духовный характер, то обращение руководителей шести Церквей уделяет значительное внимание, скажем так, политико-юридическим моментам в контексте их морального значения: проблеме коррупции, ответственности политиков за свои предвыборные обещания, перипетиям вокруг Универсала национального единства, источнику власти, и, как вывод, четко сформулированной поддержке идеи относительно необходимости проведения досрочных парламентских выборов.

Очевидно, что если обращение предстоятеля УПЦ имеет более универсальный характер, обращено ко всем гражданам Украины независимо от их политических симпатий, призывая политиков к переговорам, что обусловлено, в частности, и наличием среди верных самой этой Церкви сторонников двух политических лагерей, то обращение шести является выразительной поддержкой позиции Президента Украины и соответствующих политических сил.

Вместе с тем, не вызывает сомнения, что руководители Церквей имеют право на свою позицию относительно тех или иных общественно значимых вопросов, которая обуславливается различными причинами. Очевидно, что для всех подписантов обращения шести близко европейское видение Президента Украины, и одновременно не может не настораживать опасность пересмотра внешней политики Украины со стороны нынешней коалиции, скажем так, в северо-восточном направлении. Очевидна проевропейскость как католических, так и протестантских Церквей, что также обуславливает их поддержку Президента с одновременным опасением относительно приверженности многих представителей парламентского большинства исключительно УПЦ и предвзятого отношения к другим конфессиям. Добавим еще и безусловную надежду УПЦ КП именно на Президента в вопросе своего признания, в частности со стороны мирового Православия. Высказанная в обращении позиция является свидетельством того, что в среде соответствующих Церквей, или по крайней мере у их руководителей, рейтинг Президента, благодаря его декларациям относительно необходимости развития партнерских отношений между Государством и Церковью, воспитания подрастающего поколения на христианских моральных принципах и т.п., остается значительно более высоким, по сравнению с рейтингом Верховной Рады и особенно нынешней коалиции, которая за неполный год своего пребывания при власти не сделала ничего, чтобы завоевать доверие Церквей, а наоборот явно выразила свою в лучшем случае безразличную к нуждам Церквей, а в худшем - советско-атеистическую сущность.

Собственно, реакция коалициантов на обращение руководителей Церквей ярко показала их постсоветский тип мышления, в соответствии с которым Церковь может разве только крашанки святить, но ни в коем случае не имеет права высказываться относительно общественных вопросов, а тем более давать оценку действиям власти. Напомним, что в советское время Церковь была насильственно вытеснена на маргинес общественной жизни, а с другой стороны, не только Церковь, но и никто не мог высказывать свое мнение, отличное от единственно верного мнения руководящей партии. Хотя с тех пор общественная ситуация коренным образом изменилась, однако для некоторых народных депутатов Украины близкой остается именно советская модель построения государственно-церковных отношений, а с другой стороны, они. Кажется, никак не могут осознать то. Что Церковь – это собственно и есть граждане Украины, а следовательно она не может стоят в стороне от общественной жизни.

Отметим и то, что своим обращением руководители Церквей никоим образом не нарушили законодательство относительно отделения Церкви от государства и невмешательство Церкви в политический процесс. Напомним, что соответствующая статья 5 Закона Украины «О свободе совести и религиозные организации» определяет, что религиозные организации не принимают участие в деятельности политических партий и не предоставляют политическим партиям финансовую поддержку, не выдвигают кандидатов в органы государственной власти, не ведут агитации или финансирования избирательных компаний кандидатов в эти органы. Очевидно та же самая статья определяет, что религиозные организации имеют право принимать участие в общественной жизни, а священнослужители имеют право на участие в политической жизни наравне со всеми гражданами.

А идея написать в ответ на обращение руководителей Церквей письмо Папе Римскому свидетельствует как о полном незнании значительной частью депутатского корпуса внутренних отношений в Римо-Католической Церкви, так и про не особенно высокий уровень их мышления. Такая реакция напоминает спор в детской песочнице, когда один мальчик говорит другому: «Вот я сейчас пожалуюсь твоему папе, и он тебе задаст». Детский садик и только, хотя и для взрослых.

Создается впечатление, что такая реакция депутатов еще больше убедит подписантов Обращения в правильности избранной ими позиции.