Авторские колонки

  • 15 декабря 2015, 16:48 | Колонка Михаила Черенкова | 

    Украинский протестантизм в системе общественно-политических координат

    Церкви в ответе не только за себя, за свой имидж в обществе и статус в отношениях с государством. Их внутренние процессы, их самоопределение становятся критическим фактором для выживания государства и гражданского общества.

  • 26 ноября 2015, 21:03 | Колонка Екатерины Щоткиной | 

    Многовекторное наследие Митрополита Владимира

    УПЦ МП после Митрополита Владимира переживает период полураспада. Линии разлома проходят не столько по территориям, границам епархий, полосам отчуждения, сколько по принципу доверия священноначалию.

  • 15 октября 2015, 09:13 | Колонка Екатерины Щоткиной | 

    В религиозных конфликтах религия ни при чем

    Религиозные конфликты не сходят с повестки дня, муссируются, и вскоре ловишь себя на том, что и сам что-то бормочешь про «священную войну» или вовсе «крестовый поход».

  • 13 октября 2015, 16:40 | Колонка Михаила Черенкова | 

    О секулярности после

    Вокруг все громче говорят, почти кричат, о постсекулярности. Почему кричат? Потому что уже стреляют. Потому что секулярные политики испуганно обсуждают религиозный сценарий «судного дня». Потому Украина и Сирия, помимо внутренних конфликтов, стали территорией глобального религиозного противостояния.

  • 6 октября 2015, 09:34 | Колонка Олега Гавриша | 

    Христианство и Евромайдан: общее и различное

    До двухлетия Евромайдана осталось всего пару месяцев и, в каком-то смысле, можно подводить итог тому, что произошло, и поделиться личными мыслями и переживаниями. Сразу оговорюсь, что не претендую на истину в последней инстанции. Все изложенное ниже – всего лишь моя личная рефлексия и мнение.

  • 13 июля 2015, 14:33 | Колонка Татьяны Деркач | 

    УАПЦ и два стакана

    Опубликован протокол заседания Архиерейского собора УАПЦ от 9 июля 2015 года по вопросу объединения с УПЦ КП. Первая реакция – желание откомментировать в черно-белой гамме. Или «все пропало, снова зрада!», или «ну и слава Богу, недолго мучилась старушка в высоковольтных проводах».

  • 11 июня 2015, 16:25 | Колонка Татьяны Деркач | 

    Принуждение к автокефалии: уйти, чтоб остаться?

    Недавно православное сообщество всколыхнуло довольно прямое и откровенное интервью опального и оппозиционного диакона РПЦ Андрея Кураева, где он, среди всего прочего, говорит о необходимости принудительного дарования автокефалии УПЦ.

  • 11 мая 2015, 09:21 | Колонка Екатерины Щоткиной | 

    Священная гибридная война

    Вытеснение религии гражданским культом, конечно, совсем не новая практика. То же самое происходило у фашистов и нацистов в прошлом веке. Кстати, параллелей гражданских религий фашизма с нынешними духовными метаморфозами в РФ масса. Правда, как и всякое повторение истории, доля фарса тут колоссальная.

  • 12 марта 2015, 10:40 | Колонка Михаила Черенкова | 

    Перед лицом Левиафана

    События последних лет открыли новый образ постмодернизма. Не мозаичный, всетолерантный, игровой, соблазнительный. Но агрессивный, жестокий, абсолютистский, тоталитарный. Эту разновидность породило постсоветское пространство, потому она образуется в основном из местного материала — из причудливой и гремучей смеси ностальгически-яростного советизма и «политического православия», обильно приправленной постмодернистким цинизмом.

  • 28 января 2015, 15:15 | Колонка Екатерины Щоткиной | 

    «Русское достоинство» от Патриарха Кирилла

    Выступление Патриарха Кирилла перед российской Госдумой было очень своевременным – даже символически своевременным – и почти откровенным. «Почти», потому что не хватило Патриарху самой малой, крошечной толики искренности – произнести вслух слово «Украина». Он упорно держал это слово в уме – но из уст так и не выпустил.

  • 20 января 2015, 13:51 | Колонка Екатерины Щоткиной | 

    Нуждаетесь в защите «религиозных чувств»? Обращайтесь в Руссмир

    Парижская трагедия неожиданно громко аукнулась в моем родном медиапространстве. Неожиданно, потому что мы в плену собственной трагедии, потому что порог чувствительности повышен, потому что Париж далеко, потому что Парижу на нас до сих пор было наплевать, как нам на него и подавно. Другое насторожило меня в нашей отечественной реакции на парижский расстрел: как быстро, почти без паузы, мы перешли от осуждения убийства к осуждению жертв.

  • 28 декабря 2014, 12:45 | Колонка Михаила Черенкова | 

    «Великое возвращение»? Христианский фактор в событиях уходящего года

    Знаки возвращения и встречи можно видеть всюду. В служении священников и мирян всех конфессий на Майдане. В принципиальной и последовательной позиции Всеукраинской Рады Церквей и религиозных организаций. В «духовных сотнях» капелланов самых разных Церквей. В благотворительной и духовной помощи защитникам, пострадавшим и беженцам.

  • 4 ноября 2014, 09:12 | Колонка Екатерины Щоткиной | 

    Война слов

    Собственно, ничего удивительного, война – время лжи. Надеюсь, в том, что у нас именно война, а не «АТО» - все уже уяснили, и продолжают с этим спорить только из крайнего лингвистического принципа. И, увы, нет ничего странного в том, что подмену понятий «по законам военного времени» приветствуют и практикуют даже вполне адекватные «профессионалы слова».

  • 22 сентября 2014, 10:41 | Колонка Татьяны Деркач | 

    Двуликая УПЦ: имеем ли право на децимацию?

    Терпимость к бесчинствам внутри Церкви – прямой путь к перенесению ответственности за них на всех. Поэтому руководство УПЦ должно найти в себе силы сделать осознанный выбор: или преступление клира будет наказано «своими силами», или о содержимом всей бочки будут судить исключительно по запаху дегтя на поверхности.

  • 12 сентября 2014, 09:43 | Колонка Елены Паныч | 

    Евангельская эмиграция и украинско-российский конфликт

    Можно быть гонимым меньшинством, но представлять себя неотделимым от геополитического и культурного пространства империи, осознавать себя в категориях «единства», «целостности», «братства», общего языка и т.д., и т.п. Тогда любые попытки разрушить это пространство будут восприниматься как святотатство, нарушение сакраментального единения, которое стало единением церковным.

  • 8 сентября 2014, 11:55 | Колонка Екатерины Щоткиной | 

    Россия, решив воевать с Киевом, поднялась на войну сама с собой

    «Русское православие», как и вся «особая русская духовность» — родом из Киева. Поэтому Россия готова уничтожить его – но не расстаться.

  • 5 сентября 2014, 12:09 | Колонка Олега Гавриша | 

    Кто готовит приход антихриста

    Его приход в мир готовят ультраортодоксы вместе со своими «Русскими православными армиями», гиркиными, священниками из Луганской области и «Русским миром». Если бы Путина не было, то сатане нужно было бы его придумать.

  • 20 августа 2014, 13:30 | Колонка Михаила Черенкова | 

    Негативная экклесиология: церкви, которых быть не должно

    В последнее время многие из нас с недоумением обнаружили, что Церковь, которую привычно именовали Христовой, окружена клонами на потребу политики. На то оно и «последнее время», что вскрывается обман внешнего подобия и открывается ужасающая правда внутренней пустоты.

  • 11 августа 2014, 17:12 | Колонка Татьяны Деркач | 

    Жаркий август 2014-го: УПЦ (МП) в ожидании vox Dei

    Уход Митрополита Владимира (Сабодана) из мира грешных обнажил огромную пустоту – духовную, эмоциональную, интеллектуальную, кадровую, — на которой 22 года пыталась удержаться огромная, неповоротливая и архаичная машина, именуемая УПЦ (МП).

  • 11 августа 2014, 12:06 | Колонка Олега Гавриша | view video | 

    Скиния свободы

    Украинцы - мудрый народ. И главное - у нас намного больше, в процентном отношении, христиан чем в России. Не важно, западной или восточной веры, главное - христианской. Живя бок о бок многие века, западные и восточные христиане в нашей стране научились уважать и ценить друг друга. Такого опыта нет в некогда моноэтничной, монорелигиозной, а затем шовинистической России.