Колонка Михаила Черенкова

О христианстве, морали, власти и обществе

07.10.2011, 11:05
О христианстве, морали, власти и обществе - фото 1
Во фрагментированном обществе христианство, мораль, власть и общество существуют в параллельных измерениях. Встречаются такие феномены как асоциальное христианство, аморальная власть, номинально христианское, но неморальное общество.

Михаил Черенков6 октября состоялась встреча представителей христианских конфессий Украины и представителей межфракционной депутатской группы «За духовность, моральность и здоровье Украины», на которой обговаривались возможности христианского влияния на общество, его социальное и духовное состояние. В отличие от регламентированных встреч ВСЦиО, подобные мероприятия дают возможность услышать голоса представителей поместных церквей, священнослужителей всех уровней.

Слушая выступления участников, я записал несколько своих комментариев, которые считаю уместным обнародовать ради дальнейшей дискуссии – как по поводу данных инициатив, так и в больших, общецерковных масштабах.

Разуверившееся общество утратило надежду и на власть, и на оппозицию. Власть олицетворяют люди неморальные, с которыми можно объединяться в межфракционную группу сколько угодно, но духовности и моральности это не поможет. Остается надежда на самоорганизацию общества, прежде всего христианского сообщества – до сих пор неиспользованного актива.

Общество погибает не столько от существующих проблем, сколько от недостатка солидарности. Христианству следует вспомнить о своих универсальных измерениях, сблизить в себе и собой разные социальные группы и политические позиции.

Было бы наивно перекладывать всю ответственность за моральные поступки на индивидов и не видеть общественных структур греха, которые провоцируют грех индивидуальный, подталкивают к греху, учат ему. Структуры греха состоят из коррупции, злоупотребления властью, подавления инициативы и прочее, а уже потом проявляются в конкретных аморальных действиях простых граждан.

Вседозволенность исходит сверху, ведь обедневший народ видит каждый день растущие доходы власть имущих, видит распущенность мажоров и наглость чинуш. Римляне говорили: «Quod licet jovi, non licet bovi», украинцы же говорят: «Quod licet jovi, licet bovi», то есть: если наши «юпитеры» позволяют себе все, почему обычные люди должны придерживаться морали и закона?

Грех – не только духовный феномен, от него святой водой не избавишься. Грех простых людей – также форма социального протеста против «беспредела» господ «голубых кровей» и безответственного «их» государства.

Что можно сделать в таких условиях? Сколько можно стучать в закрытые двери власти, которая обещала «услышать каждого»? Церкви служат обществу ежедневной социальной и духовной помощью. Государство принимает все, что дают, поощряет давать больше, но при этом не прислушивается к советам церквей, игнорирует обращения, не поддерживает их общественных инициатив.

В такой ситуации вырисовывается пять долгосрочных задач для христианского сообщества Украины в его общественно-полезной деятельности.

Во-первых, формирование целостной социальной позиции, в которой будут учтены как последствия, так и причины морального и духовного кризиса общества. Важно избегать избирательного подхода в защите духовности и морали, когда выбираются проходящие и вторичные темы и замалчиваются наиболее злободневные проблемы, взявшись за которые можно получить кучу лишних проблем. Так можно перекладывать все моральные проблемы на либеральный Запад, но нельзя закрыть глаза на дебилизацию украинцев русскоязычными медийными продуктами, такими как сериалы «Школа» или «Наша Раша».

Во-вторых, церквам стоит активизировать обратную связь с обществом и властью, видеть за круглыми столами не только главу межфракционной группы, который прикладывает действительно много усилий, а ее членов, депутатов всех фракций. В режиме откровенного разговора можно будет убедиться в мотивах, посмотреть в глаза, сблизить позиции. Следует обеспечить прямое общение народных избранников с представителями церквей, общественную взаимную подотчетность. Так следует сделать и иерархам церквей – регулярно оговаривать с верующими общественно важные вопросы, доносить задекларированную позицию до каждого христианина.

В-третьих, нужно создать механизм контроля над исполнением инициатив, соблюдением законов и правил общественного поведения. Всем известно, что курение в публичных местах запрещено, но я ни разу не видел, чтобы милиционеры сделали хотя бы замечание тем, кто курит рядом с детьми. В подобных случаях каждый христианин должен проявлять свою гражданскую позицию и вмешиваться в ситуацию. Но как можно привлечь к этому государственные и правовые механизмы? Законы не работают, ментальность неизменна. Бывает и так, что закон, написанный с благими намерениями, начинает жить своей собственной жизнью для других целей. Так новая редакция Закона Украины о защите общественной морали может использоваться для ограничения конституционных прав и свобод граждан, ведь у нас «закон как дышло» и может обернуться против тех, кто доносит правдивую информацию и критическую оценку. Тогда закон будет защищать не общественную мораль, а власть от морали или власть от общества.

В-четвертых, внутри церковной общины следует взращивать солидарность, инициативность, активность; реагировать в случаях нарушения общественной морали; делать общие заявления. Зло, названное по имени, утрачивает силу.

В-пятых, необходимо пересмотреть внутренние церковные позиции, акцентировав в них социально полезное служение на профессиональной основе, объединив профессиональное призвание и христианскую миссию. Если церкви хотят влиять на новые поколения украинцев, они должны уже сегодня поддержать престижность «неприбыльных» профессий воспитателей, педагогов, социальных работников, направив на соответствующие факультеты свою молодежь. Будущее церкви не за агрессивной проповедью, войнами за канонические территории или политическими привилегиями, а за мягкими формами влияния на мировоззрение, моральность и духовность молодых людей.

Последние колонки

Последние новости

Вчера
26 марта