Признание Элладской Церкви и «эффект домино»

Признание Элладской Церкви и «эффект домино» - фото 1
Элладская Церковь вплотную подошла к оформлению юридических отношений с ПЦУ. С установлением дипломатических отношений с Афинами «канонический занавес» для Киева окончательно упадет и откроются двери для контактов с другим православным миром.

Несколько дней назад церковные медиа были прикованы к мониторам компьютеров, ожидая долгожданное решение Синода Элладской Церкви. Оно касалось признания ПЦУ. Хотя еще десять дней назад никто особо не ждал судьбоносных решений на августовском заседании. Все ждут октября, именно тогда, согласно уставу Элладской Церкви, будет проходить Синод иерархии (по-нашему Собор епископов). Собрание всех епископов, а их сейчас в Церкви Греции больше 140, – все же более презентабельное мероприятие, чем обычный Синод из 12 митрополитов. Именно Синод иерархии, как более представительный орган, должен был бы принять решение о признании ПЦУ.

Встреча Еронима и Эпифания на Фанаре. Фото ББС

Что произошло?

Однако буквально за неделю стала появляться информация, что тема Украины может фигурировать уже в конце августа. И действительно, на Синоде был заслушан отчет двух комиссий, которые изучали украинский церковный вопрос. Они дали положительный отзыв, в частности, подтвердили каноническое право Вселенского Патриархата предоставлять автокефалию, а также привилегию предстоятелю Элладской Церкви окончательно решать этот вопрос.

Дело в том, что признание Церковью Греции ПЦУ означает вступление в официальные сношения и, прежде всего, совместное причастие. Именно для решения этих вопросов Синод и признал привилегию предстоятеля заниматься такими вопросами.

В то же время архиепископ Афинский и всей Эллады, понимая, какие неистовое давление и информационная атака будут осуществлены против него Московским Патриархатом при признании ПЦУ, решил заручиться поддержкой всех епископов своей Церкви. Грубо говоря, он просто хочет не персональную, а коллективную ответственность за принятие решения и хотя бы частично уменьшить долю грязи со стороны России в свой адрес.

Читайте также: Как Россия борется с украинской автокефалией

Именно Синод иерархии должен поставить последнюю точку в вопросе официального признания Афинами ПЦУ, тем более что фактически уже были прецеденты сослужения епископата ПЦУ и Элладской Церкви. Так что, де-факто уже определенное признание есть. Осталось оформить его де-юре. Именно для этого и были заслушаны комиссии и выработано решение Синода.

Эффект домино?

В экспертных кругах давно говорят о том, что процесс признания тормозится тем, что ни одна Церковь не хочет быть первой. Причина банальна – боятся Москвы. Кто-то боится обнародования компромата, кто-то перекрытия финансовых потоков, а кто-то и опасается за собственную жизнь.

Стоит отметить, что говорить о «медлительности» признания ПЦУ нет оснований. Ведь Церковь – достаточно консервативный институт, и время в ней течет несколько иначе. К примеру, Московский Патриархат 4 года ждал, пока его не признают другие Патриархаты. Ведь первичная Грамота об утверждении патриаршества в Москве была подписана Константинопольским Патриархом в 1589 г., а признание со стороны Александрии, Антиохии и Иерусалима произошло только в 1593 году.

Сейчас в мировом православии сразу несколько автокефальных Церквей довольно дружески относятся к Украине и готовы признать ПЦУ в краткосрочной перспективе.

Кипр

Кроме Элладской Церкви, с определенным оптимизмом к нам относится Церковь Кипра. У нее был единственный вопрос по хиротониям, совершенным представителями ПЦУ. В ответ на это Вселенский Патриарх прислал им историко-каноническое исследование относительно признания хиротоний, совершенных в расколе, при условии наличия апостольского преемства. Перевод этого текста есть на портале Cerkvarium. Что касается вопроса апостольского преемства, то недавно был опубликован аналитический материал относительно этого. Более того, Архиепископ Кипра Хризостом III в начале этого года взял на себя миссию по примирению и преодолению раскола в православном мире.

Румыния

Также есть значительный оптимизм относительно Румынской Церкви. В Бухаресте нет возражений относительно хиротоний или других канонических вопросов, их только интересует судьба румыноязычных приходов на Буковине. Синод ПЦУ создал в пределах Украины Православный румынский викариат, который подчиняется напрямую Предстоятелю – Митрополиту Епифанию. Такая же структура, только для украинцев, функционирует в Румынии. Викариат создан для этнического меньшинства для сохранения своих культурных и этнических традиций (календарь, язык богослужения и т.д.). Фактически это было единственное условие Бухареста относительно признания. В ПЦУ его выполнили и теперь можно ожидать на признание.

Болгары

Болгарская Патриархия прошла внутреннюю эволюцию и существенно отдрейфовала из откровенно пророссийского лагеря в 2016 г. (они тогда проигнорировали Всеправославный Собор на Крите) к проукраинской Церкви в 2018-м. Последней каплей был скандальный визит Патриарха Кирилла в Болгарию в марте прошлого года, где он учил Патриарха Неофита и высшее политическое руководство страны «Родину любить».

Визит Кирилла в Болгарию

Подробнее об этом визите: Закулисье болгарского вояжа Патриарха Кирилла

Грузия

Древняя Грузинская Церковь тоже продемонстрировала за последние три года выход из пророссийского лагеря. Теперь все чаще можно услышать сильные проукраинские заявления ее иерархов, а также критику в адрес Московского Патриархата. Россияне шантажировали грузин, что в случае признания украинской автокефалии Москва признает автокефалию Абхазии. Однако, похоже, на Тбилиси больше не действуют эти угрозы. По крайней мере, они не боятся открыто критиковать россиян.

Подробнее о ситуации в Грузинской Церкви: Церковная геополитика: Грузинский кейс

***

Элладская Церковь вплотную подошла к оформлению юридических отношений с ПЦУ. Пара уже попробовала совместную жизнь, бытовых претензий не возникло, и вот, наконец, готовится штамп в паспорте. С установлением дипломатических отношений с Афинами «канонический занавес» для Киева окончательно упадет и откроются двери для контактов с другим православным миром. «Коммунистическое православие» повторит судьбу соцлагеря и окончательно перестанет кошмарить верующих. По крайней мере, в Восточной Европе.