11 друзей Оушена-2: из чего состоит поддержка УПЦ МП?

11 друзей Оушена-2: из чего состоит поддержка УПЦ МП? - фото 1
Хотя видно, что в УПЦ (МП) тщательно годами собирали в отдельную папочку все нужные им высказывания своих друзей из других Поместных Церквей, все карты спутал Синаксис Вселенского Патриархата.

Начало здесь

Наше исследование пересекло экватор, но мы доведем его до конца.

Традиционные союзники УПЦ (МП) – поляки. Документ приводит цитату, приписываемую Священному Синоду Польской Православной Церкви: «Мы, как Польская Православная Церковь, высказываем четкую позицию, а именно, что церковная жизнь канонической Церкви должна быть основана на догматах и святых канонах Православия. Нарушение этих принципов ведет к хаосу в церковной жизни». «На Украине существуют определенные группы раскольников, которые сперва должны покаяться и вернуться в лоно Канонической Церкви. Только после этого станет возможным обсуждение автокефалии». «Мы не можем руководствоваться политической конъюнктурой в вопросах догм и канонов».

Напомню детективную историю, связанную с этим текстом. Вначале на сайте Польской Православной Церкви появляется объявление, подписанное секретарем канцелярии Собора, о том, что 9 мая 2018 года проходил Собор епископов этой Церкви. В нем сухо и нейтрально сказано: «Ustosunkowano się do pisma Jego Eminencji, Metropolity Kijowskiego i całej Ukrainy Onufrego informującego o aktualnej sytuacji cerkiewnej w Ukrainie, wyrażając jednoznaczne stanowisko Polskiego Autokefalicznego Kościoła Prawosławnego, iż życie cerkiewno – kanoniczne Cerkwi powinno odbywać się na zasadach opartych na nauce dogmatyczno – kanonicznej Cerkwi prawosławnej. Naruszenie tej zasady wnosi chaos w życie Cerkwi» («У відповіді на лист Його Високопреосвященства, митрополита Київського і всієї України Онуфрія, який інформує про поточний стан Православної Церкви в Україні, висловлена чітка позиція Польської Автокефальної Православної Церкви, що церковно-канонічне життя Церкви повинно базуватися на догматично-канонічних засадах Православної Церкви. Порушення цих основ вносить хаос у життя Церкви»). То есть, речь шла о том, что накануне этого Собора Митрополит Онуфрий направил в Польшу письмо (о гонениях, разумеется), на которое Собор и отреагировал, как оказывается, тоже письмом. Однако текст ответного письма поляков на официальном сайте ПАПЦ опубликован не был. В это же время на сайте информационно-просветительского отдела УПЦ (МП) появляется сообщение с более подробным описанием содержания польского ответа. Вот там уже фигурируют и раскольники, и политическая конъюнктура, и прочие привычные нам мемы. Это дало основания Ростиславу Павленко, тогдашнему заместителю главы Администрации Президента Украины, публично обратить внимание на нестыковки в текстах. И вот тогда выяснилось, что, хотя расширенные цитаты из письма поляков, которое пришло в канцелярию Киевской митрополии УПЦ, однако никто его не будет официально публиковать. Протоиерей Николай Данилевич просто предложил всем поверить на слово «серьезной структуре» (то есть, УПЦ (МП)). Мол, фирма веников не вяжет, врать не будет и т.д.

180914_skan.jpg

Можно предположить следующее: такое письмо с таким текстом действительно есть (впрочем, насчет аутентичности текста теперь уже большие сомнения), но поляки его написали под клятвенное обещание нигде не светить. Так сказать, отписка под диктовку, но только для внутреннего пользования. Но те, кто надеется, что поляки перейдут к активной стадии бунта против действий Константинополя в Украине, могут быть впоследствии разочарованы.

Это же можно сказать и о чехах. Препарируемый нами лонгрид упоминает слова митрополита Чешских земель и Словакии Ростислава (Гонта), сказанные им на встрече с тремя бывшими президентами Украины: «Раскол, спровоцированный человеческим эгоизмом, можно исцелить только покаянием и возвратом в лоно Церкви. Новая автокефалия должна быть результатом общего консенсуса». Тот редкий случай, когда все совпадает – и оригинал на офсайте ПЦЧЗС, и перевод на сайте УПЦ (МП). Одно непонятно: а где здесь категорическое непринятие будущей украинской автокефалии? Довольно общие фразы о том, как, по мнению Митрополита Ростислава, должно в идеале происходить предоставление автокефалии. Причем некоторые тезисы довольно сомнительны с точки зрения и логики, и «реал политик»: одно дело быть в демократическом государстве Православной Церковью религиозного меньшинства, другое – бороться с соблазнами симфонии, считая себя государствообразующей конфессией. И уж тем более не стоит относиться к этим размышлениям как к догмату: история Чешской автокефалии весьма бурная и содержит и политику, и эгоизм, и нарушение канонов, и отсутствие консенсуса.

Теперь на очереди хор болгарской делегации. Патриарх Болгарский Неофит якобы высказывает обычные слова дружеской поддержки Предстоятелю УПЦ (МП): «У меня всегда были очень хорошие отношения с Митрополитом Онуфрием. Мы знаем, что он любит народ Украины и смиренно работает на благо народа и всех православных христиан. Мы молимся, чтобы Господь даровал ему сил и здоровье, дабы вынести все те испытания, что Господь ему послал и которые он преодолевает с достоинством». К последнему пожеланию мы тоже бы искренне присоединились – не у всех хватает достоинства пережить происходящее. Но не можем: таких слов в оригинале послания Патриарха Неофита, сделанного аж в феврале 2017 года во время визита управделами Киевской митрополии митрополита Антония Паканича в Болгарию, нет. А есть вполне нейтральное пожелание: «Мы будем молиться, чтобы Господь дал ему здоровье и сил успешно нести то послушание, на которое он был поставлен Господом и которое он несет с достоинством». Конечно, между послушанием и испытанием такая же разница, как между сионистом и пианистом, но «пипл же схавает»? И где же тут осуждение украинской автокефалии? Вопрос риторический.

Что касается высказывания епископа Мельникского Герасима (Георгиева), сказанного им на встрече с Ростиславом Павленко (Болгарская Церковь хорошо осведомлена о проблемах украинской ситуации и ее сложности, но необходимо строго блюсти церковные каноны, которых Православная Церковь придерживалась столетия), то оно опять таки нейтрально. Это при том, что сам епископ реально является большим русофилом, и авторы лонгрида могли бы наскрести его более радикальные высказывания. Кстати, именно эта русофилия дает основания сомневаться, что в Болгарской Церкви действительно хорошо осведомлены об украинской ситуации.

Завершаем болгарский кейс высказыванием митрополита Ловчанского (а не Ловечского!) Гавриила (доморощенные фейкографы даже титулы епископов не могут скопипастить): «В расколе нет Божией Благодати. А без Божией Благодати нет Церкви. Люди должны вернуться в каноническую Церковь, где есть благодать и спасение. Раскол — губительное и злокачественное явление». В таком именно виде эта цитата гуглится на сайте «Правлайф» в связи с вояжом митрополита Антония (Паканича) в Болгарию в феврале 2017 г. В свою очередь «Правлайф» же эту цитату не сам выдумал – честно сослался на Информационно-просветительский отдел УПЦ.

180914_skan2.jpg

Идем по ссылке – и бинго: попадаем на еще одну страницу «Правлайфа», где уже нет такой цитаты!

180914_skan3.jpg

Зато есть ссылка на первоисточник – тот самый Информационно-просветительский отдел УПЦ. Там тоже все чинно-благородно. В общем, хождение по закольцованным ссылкам напомнило блуждание по Хемптонкортскому лабиринту героев Джерома К. Джерома, время от времени мы тоже натыкались на брошенную булочку, но выхода так и не нашли. Остается надеяться, что митрополит Гавриил будет доволен, когда благодаря Константинопольскому Патриархату украинские «раскольники» вернутся в лоно канонической Церкви.

Заявление следующего друга УПЦ (МП) – митрополита Китрусского, Катерининского и Пталамонского Георгия из Элладской Церкви – это часть его интервью по случаю приезда на празднование 50-летия управделами Киевской митрополии митрополита Антония (Паканича) в июле 2017 г. Разумеется, лонгрид перекрутил цитату, обозвав Элладскую Церковь Греческой: «Греческая Православная Церковь, как и все остальные церквы мира, признает только каноническую Украинскую Православную Церковь, главой которой является митрополит Онуфрий». Ну, признает. Если б признавали остальных, то и сыра-бора сегодня б не было. Другой вопрос, что такое избирательное признание одних и упорная блокада других – это не то, чем стоило бы хвастаться церковным иерархам. А вот Патриарх Варфоломей на последнем Синаксе заявил, что в его личных глазах каноничность Митрополита Киевского Онуфрия, нарушающего требование поминания Константинопольского Патриарха своим Предстоятелем, – тоже штука весьма условная. И чье (не)признание в данном случае весомее?

Кстати, в том интервью были фразы и пожестче. Что говорит о крайней небрежности авторов лонгрида: нарезали быстро и что под руку попадет.

Поддержка Кипрской Церкви представлена митрополитом Лимассольским Афанасием: «В первую очередь, вопрос предоставления автокефалии должен решаться Патриархом Московским, в чей юрисдикции находится УПЦ, затем — канонической Украинской Церковью, а потом всеми Православными Церквами, при наставлении Вселенского Патриархата. Но первое слово — за Матерью Украинской Церкви, коей является Московский Патриархат. Русской Церкви принадлежит первое слово в этом процессе». Высказывание взято из его интервью, взятом во время съемок фильма об УПЦ в том же июле 2017 г., и, за исключением мелких деталей, цитату можно считать аутентичной. Тут хотелось бы повторить эксперимент и уже из дня сегодняшнего, после того как Вселенский Патриарх заявил о своем каноническом праве на Украину и о своих привилегиях Матери-Церкви, спросить владыку Афанасия: готов ли он повторить свои слова о юрисдикции Москвы над Киевом? Кстати, в конце интервью митрополит, назвав себя «убогим братом», предупреждает: «слово мое весьма незначительно». И просит украинцев держаться канонической Церкви. Кто ж тогда знал, что монополии на каноничность УПЦ придет конец буквально через год? В общем, и тут пролет: полноту Кипрской Церкви Лимассольский епископ не представляет.

А вот следующая цитата, приписываемая Лимассольскому митрополиту, просто шедевральна. В оригинале лонгрида она звучит так: «Какое отношение имеет Вселенский Патриархат к филаретовскому расколу? Как его преодолеть? Мы желаем, чтобы наши братья, ныне схизматики, вернулись в Церковь под руководство Митрополита Онуфрия. Это единственная каноническая Церковь Украины, единая с Московским Патриархатом и со всеми Православными Церквами. Мы молимся за это». Снова открываем тот же самое интервью – и что мы видим? Давайте я лучше это заскриню:

180914_skan4.jpg

Зачем утруждать себя правилами fair play, если на кону судьба канонической Церкви? Можно в уста церковного иерарха вложить и разухабистый вопрос корреспондента, берущего интервью, – кто же будет проверять?

Завершаем обзор заявлением Синода епископов РПЦЗ. Точнее, даже не будем его цитировать, ибо, вопреки настойчивой пропаганде РПЦ, это не 15-я Поместная Церковь, а часть РПЦ (как и Белорусский экзархат, тоже на днях разразившийся «своим мнением» по украинскому вопросу). Этому заявлению можно противопоставить, к примеру, заявление представителей Американской архиепископии в юрисдикции Константинополя в поддержку своей родной Церкви с жесткими выпадами в сторону Москвы.

Подытожим наши исследования. Хотя видно, что в УПЦ (МП) тщательно годами собирали в отдельную папочку все нужные им высказывания своих друзей из других Поместных Церквей, все карты спутал Синаксис Вселенского Патриархата. Заявление Патриарха Варфоломея о своей ответственности за Украину обнулило большинство из этих слов поддержки, превратив огромную, кропотливую и дорогостоящую работу по самозащите в тот самый пресловутый «пшик». Строительство дома на песке – всегда занятие с непредсказуемым результатом.