Все дороги ведут в Рим. Размышления по поводу встречи Папы и митрополита Илариона

1 июня 2018, 13:26 | Аналитика | 5 |   | Код для блога |  | 

Анатолий Бабинский

Рим действительно вселенский престол Церкви, даже если некоторые не признают этого прямо и однозначно. Все дороги ведут в Рим, даже для тех, кто думает, что идет абсолютно в другую сторону или идет своим «особенным путем». Прошло всего несколько дней со времени визита в Рим Константинопольского Патриарха Варфоломея, как 30 мая на встречу с Папой прибыла многочисленная делегация Московского Патриархата. Возглавил делегацию председатель Отдела внешних церковных отношений Московского Патриархата – митрополит Иларион (Алфеев). Не так давно стало известно, что именно благодаря ему имя Папы, без его на то согласия, появилось под скандальным «совместным заявлением» о мире в Сирии, которое было распространено Московским Патриархатом. Похоже, что с начала мая митрополит Иларион больше времени проводит в самолетах, чем на земле. За это время он посетил ряд Православных Церквей, и главной темой обсуждений, без сомнения, стал вопрос вероятного создания на территории Украины параллельной Московскому Патриархату и канонически признанной Константинополем (и в идеале большинством других Православных Церквей) церковной структуры. Об этом в украинской и мировой прессе написано уже достаточно статей, поэтому останавливаться здесь на этом нет смысла.

В этой статье стоит обратить внимание только на православно-католический аспект вопроса. Ибо, судя по скупым сообщениям о встрече Папы и российской делегации, там тоже шла речь о ситуации в Украине. В конце концов, как ни странно, большинство контактов Москвы и Ватикана обычно касаются не так России, как Украины, и особенно Украинской Греко-Католической Церкви. Об этом тоже, вроде, много сказано, но суть, как всегда, сводится к очень простым вещам: понимая, что УГКЦ – полностью легитимная и довольно влиятельная в глазах мирового христианства церковная община, Московский Патриархат пытается вытеснить или хотя бы ограничить ее роль. Не желая вести диалог с самой УГКЦ, к чему Русскую Церковь призвали представители Римской курии в годовщину Гаванской встречи, чиновники Московского Патриархата пытаются влиять на деятельность греко-католиков руками самого Рима, раз за разом шантажируя его угрозой прекратить любой диалог и контакты.

После начала вооруженной агрессии России против Украины Ватикан в глазах МП стал важным партнером еще по одной причине. Апостольский престол, как один из важнейших мировых центров, – это достаточно красивые и удобные двери для выхода, или хотя бы создания вида выхода, из международной изоляции. Симптоматично, но именно после оккупации Крыма и российских военных авантюр в Украине и Сирии в Рим потянулись многочисленные делегации светских и церковных чиновников, в том числе представителей дипломатического отдела Московского Патриархата в Украине. После обнародования отчета международной Совместной следственной группы по расследованию сбивания малайзийского «Боинга», который стал первым чрезвычайно важным международным подтверждением российского военного вторжения в Украину, это паломничество, вероятно, не остановится, а только усилится.

Не стоит быть настолько наивным, чтобы считать, будто в Риме этого не понимают. Стратегия Римского престола в таких вопросах хорошо известна: говорить со всеми, кто проявляет хотя бы толику доброй воли. Другим важным нюансом в ватиканской дипломатии всегда является то, «за что», а не «против чего» выступает Апостольский престол. Во многих исторических моментах именно этот аспект порождал много обвинений в адрес Ватикана. Поскольку большее внимание обращали на то, «против чего» Рим не выступил, минуя вниманием то, «к чему» он призвал.

Визит делегации РПЦ в Ватикан

Со встречи Папы с очередной делегацией Русской Церкви есть два сообщения. Одно римское, другое – распространенное Отделом внешних церковных связей Московского Патриархата. Ключевое сообщение сначала отличалось одним важным нюансом. На российском сайте говорилось о том, что «по словам Папы, униатизм как метод совершенно неприемлем в отношениях между православными и католиками на современном этапе, лишь братский диалог является единственным возможным путем к большему единству». Сюжет, который вышел на сайте Romereports этих, вероятно сказанных Папой, слов не дал. Не исключено, что эта фраза из Гаванской декларации действительно прозвучала. Однако в Московском Патриархате всегда обходят вниманием тот факт, что для Католической Церкви термины «униатизм» и «уния» не тождественны. Осуждая униатизм как метод единства, что сделала и УГКЦ, католики не осуждают унию как таковую.

Сюжет, который дал Romereports, сначала содержал редакторский комментарий с упоминанием об Украине и УГКЦ, но потом эти слова исчезли как из самого сюжета, так и из его транскрипции. Стоит заметить, что официальные ресурсы Ватикана об этой встрече или промолчали, или не касались содержания выступлений во время встречи.

Два предложения, прозвучавшие прямой речью Папы в сюжете Romereports, следует процитировать полностью: «Перед вами я хочу подтвердить, прежде всего, перед вами, дорогой брат, и перед вами всеми, что Католическая Церковь никогда не позволит действовать со своей стороны так, чтобы провоцировать раскол. Мы никогда не позволим этого. Я не хочу этого. В Москве, в России, есть только один Патриархат, ваш. И у нас не будет другого…» И далее: «Католическая Церковь, Католические Церкви не должны вмешиваться во внутренние дела Русской Православной Церкви даже в политических вопросах. Это моя позиция и позиция Святого Престола. Те, кто вмешивается, не слушаются Святого Престола».

Эти две фразы выявляют нам главную причину, почему именно делегация Московского Патриархата в это непростое время пришла к Папе. Накануне встречи в который раз прозвучали слова митрополита Илариона о том, что «автокефалия Православной Церкви в Украине – это путь в унию». Также в адрес греко-католиков прозвучало обвинение, что именно они вместе с «раскольниками» и украинскими политиками добиваются автокефалии. Без сомнения, митрополит Иларион прибыл в Рим, чтобы в очередной раз озвучить эти тезисы перед Папой. Похоже, что на самой торжественной аудиенции митрополит не говорил об Украине ничего, но состоялась также частная встреча, где об этом говорилось. И слова Папы были собственно реакцией на тот разговор.

Визит делегации РПЦ в Ватикан

Ответ Папы довольно интересный. Во-первых, говоря с представителем Московского Патриархата, он четко артикулирует, что именно Россия – территория, на которой Католическая Церковь не признает никакого другого Патриархата. Об Украине нет ни слова. Нет сомнений, что здесь Папа сказал то, что сказал. В Риме очень хорошо осознают, насколько чувствительный это вопрос украино-российских отношений. Уже промолчу о том, что в воспитанном обществе не принято говорить за спинами тех, о ком говорят. Поэтому, общаясь с иерархом Русской Церкви, Папа говорит именно о России.

Второе предложение не менее интересное. Во-первых, Папа говорит о Католической Церкви и Католических Церквах, напоминая митрополиту Илариону, что в рамках Католической Церкви есть свои Поместные Церкви. Это важный нюанс, поскольку в Московском Патриархате все, что связано с Папой, трактуют как сплошную, даже не Католическую, а Римско-Католическую (Латинскую) Церковь. В заключение Папа сказал, что он против вмешательства любой Католической Поместной Церкви в дела Русской Церкви.

Последние слова действительно могли бы понравиться митрополиту Илариону, который постоянно пытается донести Папе тезис о вмешательстве украинских греко-католиков в дела Русской Православной Церкви. Однако есть один нюанс: Папа говорит о России, где УГКЦ не имеет собственных структур. Только несколько общин действуют в оккупированном российскими войсками Крыму, который Ватикан считает территорией Украины. Как уже упоминалось выше, Romereports, который проинтерпретировал эти слова так, словно они были сказаны в адрес украинских греко-католиков, потом убрал это со своего звукоряда.

Абстрагируясь от последней римской встречи представителей РПЦ и Папы, в контексте «украинского автокефального вопроса», все, в чем можно упрекнуть Украинскую Греко-Католическую Церковь, это, пожалуй, в том, что о. Владимир Ярема (впоследствии Патриарх УАПЦ Димитрий), который в 1989 году объявил о своем выходе из юрисдикции Русской Православной Церкви и возглавил возрождение УАПЦ, еще во времена Митрополита Андрея Шептицкого учился во Львовской греко-католической семинарии.

В своей оценке процесса создания единой Поместной Православной Церкви, который был инициирован частью украинских православных епископов и клира, в том числе УПЦ (МП) и Константинопольским Патриархатом и поддержан украинской властью, Глава УГКЦ сказал лишь, что он надеется, что таким образом будет преодолена изоляция огромной части православных верующих в Украине от остального православного мира, а впоследствии удастся залечить рану раскола в украинском Православии. Отметив при этом, что весь этот процесс – внутреннее дело Православной Церкви, и УГКЦ никак в него не вмешивается. Насколько мне известно, в Риме относительно этого получили соответствующий меморандум от УГКЦ.

Говорят, что митрополит Никодим Ротов, наставник нынешнего Московского Патриарха и предшественник митрополита Илариона на посту МИД РПЦ, очень восхищался иезуитами – их интеллектуальной и духовной формацией, в частности и «Духовными упражнениями» св. Игнатия. Однако в целом в Русской Церкви образ иезуита совсем иной. Обычно это синоним человека, который одно думает, а другое говорит: лица коварного, готового к любой подлости ради достижения цели. В свете целого скандала вокруг фальсификации подписи Папы под «общим заявлением» с Патриархом Кириллом по Сирии, выглядит так, что ведущим дипломатам РПЦ удалось усвоить только этот последний, карикатурный образ иезуита. Папа Франциск – первый иезуит на кафедре Петра. Не карикатурный, а реальный и с хорошим чувством юмора: Католическая Церковь признает только один Патриархат... на территории России... Об остальном догадывайтесь сами.

Фото с сайта mospat.ru

Система Orphus
Рейтинг
0
0
5комментариев

Комментарии

добавить коментарий 
  • Fr. Valerii | 4 июня 2018, 00:04
    Комментировать комментарий

    "У Москві, в Росії, є лише один Патріархат, ваш. І в нас не буде іншого" - Звучить так, ніби МП перебуває в унії з Ватиканом ...

  • Михаил | 1 июня 2018, 22:45
    Комментировать комментарий

    На удивление правильная и аналитическая статья. Не те обычные глупости, которые пишут про Ватикан и Папу.

  • В. Ясеневий | 1 июня 2018, 21:14
    Комментировать комментарий

    Складається враження, що не лише єзуїти, але й всі єпископи і кардинали РКЦ і УГКЦ одне думають, а інше говорять; і не тільки готові, але й цілком підло діють задля конкретної мети, в осягненні якої не гребують нічим : ні Заповідями Божими, ні совістю, ні людяністю...А в осягненні мети на першому місці постала не жертовна любов до БОГА і ближніх,коли ближній на першому місці,БО в ньому реально присутній ХРИСТОС, а показова зовнішня ПОБОЖНІСТЬ, у відправах,дотриманнях канонів і т.д., коли т.з богослужіння СТАЛО самодостатнім і немов би метою його осягнення.

  • В. Ясеневий | 1 июня 2018, 19:09
    Комментировать комментарий

    Східна духовність 1-го тисячоліття повністю і категорично заперечує і небезпідставно відкидає т.з. "Духовні вправи" Ігнатія Лойоли, та інших Західних вчителів духовного життя 2-гого тисячоліття християнства...Східні Великі святі вчителі категорично забороняли в молитовній практиці" УЯВЛЯТИ СОБІ , РОЗВАЖАТИ СОБІ" певні образи і події..., бо це шлях до ПРЕЛЄСТІ, тобто - до відпадіння від ХРИСТА і служіння лукавому...Як це, взагалі, поборює пристрасті і гріхи???

  • Agiopolis | 1 июня 2018, 15:40
    Комментировать комментарий

    Здогадалися! Визнає тільки Католицьку Церкву в рф - не схизматиків же.

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные посетители Войти

Точка зрения

  • 15 октября 2019, 16:37 | Колонка Татьяны Деркач | 

    Признание ПЦУ Элладской Церковью: чем может ответить Москва

    12 октября 2019 года войдет в историю украинского православия как переломный рубеж: Элладская Церковь первой среди Поместных Церквей официально присоединилась к признанию ПЦУ. В Московском Патриархате не смогли скрыть разочарования и шок.

  • 10 сентября 2019, 11:16 | Колонка Виктора Еленского | 

    Вмешиваться нельзя игнорировать, или Что делать государству с религиозной политикой?

    У всех государств мира есть политика в отношении религии и объединений, которые создают граждане на ее, религии, почве. У атеистического правительства Китая и теократического правительства Ирана, могущественных США и крошечной Андорры – словом, у всех.

Последние комментарии

  • Ігор Затятий | 22 октября 2019, 14:28

    Під гаслом: "Згинь нечисть!"

  • velovs@ukr.net | 22 октября 2019, 13:06

    Крайня підозрілість і параноя - вона, зазвичай, є типовою рисою всіх диктаторів і авторитарних правителів, а надто тих, що своє владарювання здобували чи/та утверджували чималою людською кров'ю...

  • velovs@ukr.net | 22 октября 2019, 09:38

    І наразі саме УКРАЇНА є тим - чи не ГОЛОВНИМ (хоча і далеко не єдиним) полем всесвітньої - і, насамперед, ДУХОВНОЇ - битви, в якій нині (і в особливо запеклий і вельми масштабний спосіб)

  • velovs@ukr.net | 22 октября 2019, 08:08

    Нет: это именно агрессивно-шовинистический "русский мир" и имперское "политическое православие" есть одной из главных составляющих АДСКОЙ (дьявольско-демонческой) "вот,

  • Paraeklezyarh | 22 октября 2019, 00:12

    Звичайно що належатиме. По іншому і бути не може. Ось тільки часу на це потрібно не мало. Бо ще не все ,,"населеніє" розуміє (а вірніше, не хоче розуміти) що живуть вже давно не в Київській

Популярные статьи месяца