Александр ЗАЕЦ: Межконфессиональный диалог – это постоянный процесс, который развивается и со временем трансформируется

15 декабря 2015, 09:56 | Аналитика | 0 |   | Код для блога |  | 

Александр ЗАЕЦ,

глава правления Института религиозной свободы, Киев

Заєць.jpegПрежде чем говорить о современном состоянии межконфессионального диалога в Украине, следует отметить, что с самого начала провозглашения независимости, несмотря на конкуренцию и определенные конфликты в религиозной среде, в Украине начались межконфессиональные встречи и диалог. В контексте этого необходимо также отметить позитивную роль, которую сыграли органы власти, содействуя в контактах между представителями разных конфессий, а также проводя соответствующую работу по решению религиозных конфликтов на основании нового законодательства о свободе совести и религиозных организациях.

Со временем межконфессиональный диалог до определенной степени формализовался в виде соответствующих институций, которые на сегодняшнее время обеспечивают его достаточную эффективность, постоянство и продолжительность. Как пример, в начале 1990-х годов было создано Украинское библейское общество, а в 1996 году был основан Всеукраинский Совет Церквей и религиозных организаций, который первые годы своего существования действовал при организационной помощи Государственного комитета Украины по делам религий. Важным событием в сфере межконфессионального диалога стало создание в 2002–2003 годах Совета представителей христианских церквей Украины, который ввел в своей деятельности принципы самоуправления, что в дальнейшем было применено и развито Всеукраинским Советом Церквей и религиозных организаций и некоторыми другим межконфессиональными институциями.

Межконфессиональный диалог в Украине имеет более 20-летнюю традицию и на сегодня продолжает довольно интенсивно развиваться – в разных форматах и на разных «площадках». Некоторые межконфессиональные проекты развиваются, некоторые консервируются, некоторые прекратили свою деятельность, идет процесс создания некоторых новых проектов – эти трансформации межконфессионального диалога в Украине происходят соответственно актуальным вызовам времени.

Среди действующих межконфессиональных организаций Украины можем выделить следующие:

  • Всеукраинский Совет Церквей и религиозных организаций, в состав которого входят православные, католики, протестанты, иудеи и мусульмане;
  • Совет представителей христианских церквей Украины (православные, католики, протестанты);
  • Совет евангельских протестантских церквей Украины (разные протестантские церкви);
  • Украинский межцерковный совет (преимущественно харизматические и некоторые пятидесятнические церкви);
  • также следует отметить разные консультативно-совещательные органы при центральных органах власти и межконфессиональные советы при областных администрациях, местных советах.

Наиболее известной межконфессиональной институцией Украины является Всеукраинский Совет Церквей и религиозных организаций, который представляет подавляющее большинство религиозного сообщества Украины. Совет Церквей действует независимо от органов власти, политических партий и движений, строя свои отношения с властью на партнерских началах. Совет Церквей имеет отношения с парламентом, президентом, правительством и соответствующими министерствами.

Важно отметить, что Всеукраинский Совет Церквей и другие межконфессиональные институции в Украине совершают свою деятельность без финансовой поддержки со стороны государства – за счет собственных средств или фандрайзинга. Это очень важная составляющая самоорганизации религиозного сообщества в налаживании постоянного и продолжительного диалога, поскольку в таком случае межконфессиональные институции не зависят от политической воли правительства относительно финансирования их деятельности и находятся под меньшим риском использовать их в политических целях через предоставление необходимого для их деятельности финансировании. Хотя отдельные общественные инициативы в сфере государственно-церковного или межконфессионального диалога могут финансироваться государством, чему есть примеры в других странах Европы и региона ОБСЕ.

Основные вопросы, которые понимаются в формате ВСЦиРО, – это:

  • законодательные инициативы;
  • мониторинг состояния свободы вероисповедания в Украине;
  • развитие межконфессионального и общественного диалога;
  • сотрудничество в решении социальных проблем, предоставлении гуманитарной помощи нуждающимся;
  • участие в преодолении коррупционных факторов в государстве;
  • экологические вопросы;
  • защита общественной морали, в частности традиционной семьи и брака;
  • популяризация здорового образа жизни и вопросов биоэтики.

Совет Церквей, кроме деятельности внутри страны/общества, имеет международный аспект своей деятельности. За последние годы Совет Церквей и религиозные деятели, члены Совета, совершили совместные рабочие поездки в Израиль, Канаду, США, ЕС, содействуя развитию отношений между Украиной и названными государствами и ЕС.

Нельзя обойти вниманием важную роль церквей и религиозных организаций во время Майдана – без религиозного фактора Майдан не был бы тем мирным протестом за фундаментальные свободы и права, каким он был. После Революции достоинства украинские конфессии продолжают выполнять важную роль в обществе в условиях конфликта с Россией.

Следует отметить, что в Украине, кроме незаконно аннексированного Крыма и временно оккупированных территорий Донбасса, обеспечивается надлежащий уровень свободы вероисповедания. Это не означает, что не существует проблем в религиозной сфере – определенные проблемы есть, но, несмотря на это, в стране достаточно высокий уровень религиозной свободы.

К сожалению, есть грубые нарушения права на свободу совести на оккупированных территориях Крыма и Донбасса. Эти вопросы на повестке дня украинских церквей и религиозных организаций, которые делают все возможное, чтобы помочь верующим этих оккупированных регионов, и призывают к соответствующим действиям на международном уровне (ОБСЕ, Совет Европы, ЕС).

Церкви и религиозные организации являются неотъемлемой частью общества и составной гражданского общества. Конфессии и межконфессиональные институции открыты к диалогу с властью, обществом и другими конфессиями. Межконфессиональный диалог является важной составной утверждения в обществе согласия, мира, единства, утверждения прав человека.

Межконфессиональный диалог – это постоянный процесс, происходящий в обществе, которое динамично развивается. Существующие межконфессиональные институции, реагируя на современные вызовы, работают над своим развитием – совершенствуют свою структуру, трансформируются или создают новые площадки для диалога и сотрудничества как между конфессиями, так и с обществом и властью. В перспективе можно прогнозировать дальнейшее развитие существующих межконфессиональных институций и создание новых.

Публикуется на основе выступления на Национальной встрече представителей религиозных и основанных на убеждениях общин (Киев, 8 декабря 2015г.)

Система Orphus
Рейтинг
0
0
0комментариев

Комментарии

добавить коментарий 

    Оставлять комментарии могут только зарегистрированные посетители Войти

    Точка зрения

    • 2 января 2020, 15:59 | Аналитика | 

      Украинское Православие 2019 – итоги года

      Уходящий год выделил два основных направления развития событий. Во-первых, это признание ПЦУ, сначала фактическое – через сослужение отдельных клириков, а потом и на уровне синодальных решений и сослужения Предстоятелей. Во-вторых, превращение РПЦ в мононацинальную.

    • 27 декабря 2019, 14:38 | Колонка Татьяны Деркач | 

      Обманчивый Амман: разрулит ли украинский кризис совет Предстоятелей в Иордании

      В церковной и экспертной среде бурно обсуждается предложение Патриарха Иерусалимского Феофила ІІІ провести в Аммане (Иордания) встречу Предстоятелей Поместных Церквей в целях попытки урегулирования украинского вопроса. РПЦ уже больше года пытается протолкнуть проведение подобного собрания, и вот, вроде бы, наконец, что-то сдвинулось с места.

    Последние комментарии

    • velovs@ukr.net | 16 февраля 2020, 18:59

      Р. S. Крім того. Бачачи, що Ви - людина достатньо розумна і логічно та самостійно мисляча, можу запропонувати Вам уважно ознайомитися та всерйоз поміркувати, зокрема, от над цим (як на мій

    • velovs@ukr.net | 16 февраля 2020, 18:51

      Цілком погоджуюсь і підтримую. Та щиро дякую за цю Вашу змістовну, розумну і конструктивну відповідь. :) ------------- Разом з тим. Дещо дивує і навіть насторожує, зокрема, той факт, що, скажімо, оті

    • shkuleta | 16 февраля 2020, 18:28

      А от щодо поведінки ПЦУ під час проведення останніх президентських виборів, коля Церква фактично підтримала одного з кандидатів - ось це був поганий сигнал. От це мене дуже глибоко засмучувало. Не

    • shkuleta | 16 февраля 2020, 18:22

      Епопея ця затіяна аж ніяк не зараз, їй уже більше тисячі років. Київ прохав у Константинополя автокефалію аж 6 разів - перший раз одразу при Володимирі, другий раз за часів Петра Могили, третій раз

    • velovs@ukr.net | 16 февраля 2020, 16:56

      Р. S. Іншими словами. Якщо ієрархія ПЦУ буде, по суті, жити й надихатися цими старими - московсько-філаретівськими стереотипами (основними правилами церковного устрою і життя-буття) і там (де-факто)

    Популярные статьи месяца