Обзор государственно-конфессиональных отношений в Украине в 2011 году

Обзор государственно-конфессиональных отношений в Украине в 2011 году - фото 1
2011 год в Украине был насыщенным событиями в сфере государственно-конфессиональных отношений. Если в целом охарактеризовать этот год в контексте развития взаимоотношений между государством и конфессиями, то он оказался динамичным, сложным, несколько спорным, но в итоге положительным.

Александр ЗаецОсновными вопросами повестки дня в этой сфере были: диалог между властью и конфессиями, функционирование государственного органа по делам религий, совершенствование законодательства о свободе совести и религиозных организациях, визы для религиозных деятелей-иностранцев, тарифы на коммунальные услуги для религиозных организаций, защита нравственных ценностей.

Функционирование государственного органа по делам религий

Фактически 2011 год для украинских конфессий начался 9 декабря 2010 года с Указа Президента Украины № 1085/2010 «Об оптимизации системы центральных органов исполнительной власти». Глава государства решил ликвидировать Госкомнацрелигий, а его функции по проведению государственной политики в сфере религии и церкви возложил на вновь созданное Министерство культуры. При этом государственная регистрация религиозных организаций передана в компетенцию Государственной регистрационной службы Украины.

В контексте этих изменений возник вопрос о внесении изменений в действующий Закон Украины «О свободе совести и религиозных организациях», в том числе о порядке регистрации религиозных организаций. Уже 14 декабря 2010 года Всеукраинский Совет Церквей и религиозных организаций (ВСЦиРО) на своем внеочередном заседании проанализировал вышеуказанную ситуацию и спланировал ряд мер с целью недопущения процессов, которые могли бы негативно сказаться на свободе вероисповедания в Украине.

Как следствие, 20 декабря 2010 года состоялся "круглый стол" на тему «Диалог между властью и конфессиями в контексте европейской системы ценностей», организованный совместно Представительством Фонда Конрада Аденауэра в Украине, ВСЦиРО и Институтом религиозной свободы. 8 февраля 2011 года Центр Разумкова при участии членов ВСЦиРО, политиков и экспертов провел еще один "круглый стол" под названием «Государственно-конфессиональные отношения в Украине, их особенности и тенденции развития».

Результатом указанных и других мероприятий конфессий стала встреча 17 февраля 2011 года Министра культуры Украины Михаила Кулиняка и председателя Государственной регистрационной службы Украины Леонида Ефименко с ВСЦиРО. Разговор касался дальнейшего функционирования государственного органа по делам религий с учетом ликвидации Госкомнацрелигий и передачи его функций Минкультуры. Также речь шла о порядке получения религиозными организациями статуса юридического лица и создании в Минкультуры рабочей группы по подготовке законопроектов в сфере свободы совести при участии представителей конфессий.

В октябре 2011 года Минкультуры создало в своей структуре Департамент по делам национальностей и религий, а также утвердило его штатное расписание и начало набор сотрудников.

Вместе с тем, в связи с массовым увольнением сотрудников Госкомнацрелигий (февраль – март 2011 г.) и задержкой с утверждением структуры и штатного расписания Минкультуры, религиозные организации в течение нескольких месяцев сталкивались с трудностями, связанными с регистрацией их уставов или внесением изменений в зарегистрированные уставы согласно статьи 14 Закона Украины «О свободе совести и религиозных организациях». В тоже время, другие вопросы в соответствии с действующим законодательством, такие как: вопросы визовой поддержки для иностранных религиозных деятелей, получение религиозными организациями грузов гуманитарной помощи, консультативная помощь и прочее, совместно решались и Госкомнацрелигий, и Минкультуры.

Диалог между властью и конфессиями

21 апреля 2011 года Виктор Янукович впервые в статусе Президента Украины встретился с главами конфессий в формате Всеукраинского Совета Церквей и религиозных организаций.

Встреча В.Януковича с ВСЦиРО показала важность развития диалога между властью и конфессиями в Украине на высоком уровне. Главы конфессий поставили перед Президентом ряд вопросов, которые условно можно классифицировать следующим образом:

  • актуальные вопросы государственно-конфессиональных отношений в Украине (совершенствование законодательства о свободе вероисповедания, реституция церковного имущества, образовательный аспект, военное капелланство, социально-гуманитарная деятельность религиозных организаций и т.п.);
  • защита и утверждение нравственных ценностей в обществе;
  • укрепление конституционных основ свободы вероисповедания и института семьи;
  • современные социальные вызовы в Украине (рост "пропасти" между богатыми и бедными, проблемы защиты детей без родительской опеки и обездоленных, рост цен на потребительские товары и коммунальные услуги и т.д.).

Главы конфессий также предложили Президенту создать постоянный механизм взаимодействия между его администрацией и Всеукраинским Советом Церквей и религиозных организаций в формате постоянно действующего консультативно-совещательного органа.

6 июня 2011 года Президент В.Янукович дал ряд поручений центральным и местным органам исполнительной власти по результатам встречи с членами ВСЦиРО. Однако в документе нашли свое отражение лишь часть вопросов, которые были поставлены главами конфессий, а исполнение этого поручения соответствующими органами власти не привело к существенным сдвигам в сфере государственно-конфессиональных отношений в Украине.

Вместе с тем, встреча Главы государства с ВСЦиРО дала определенный толчок развитию государственно-конфессионального диалога на всеукраинском и региональном уровнях. В частности, по линии ряда центральных органов исполнительной власти – Министерство культуры, Министерство образования и науки, молодежи и спорта, Министерство обороны и другие. Также в большинстве областей, в том числе в Киеве, состоялись встречи глав госадминистраций с представителями конфессий.

На протяжении прошлого года продолжали развиваться контакты и диалог между конфессиями и представителями парламентских фракций и групп. Среди них Христианско-Демократический Союз, БЮТ-Батьківщина, Фронт змін, Партия регионов.

Следует также упомянуть о встрече Первого вице-премьер-министра Украины Андрея Клюева с руководителями ряда евангельских церквей в феврале 2011 года.

Среди проблемных моментов государственно-церковного диалога в 2011 году следует отметить отсутствие диалога с конфесиями со стороны Министерства юстиции Украины и Министерства иностранных дел Украины. Не смотря на обещание Президента Украины, в 2011 году так и не была возобновлена ​​деятельность правительственной Комиссии по вопросам обеспечения реализации прав религиозных организаций, последнее заседание которой состоялось еще в 2009 году.

Законодательство о свободе совести и религиозных организациях

12 января 2011 года Указом Президента Украины № 24/2011 «О плане мероприятий по выполнению обязанностей и обязательств Украины, вытекающих из ее членства в Совете Европы» Министерству культуры было поручено разработать и представить Правительству новую редакцию Закона Украины «О свободе совести и религиозных организациях».

Указанная инициатива в сочетании с ликвидацией Госкомнацрелигий вызвала обеспокоенность в религиозной среде. И, как следствие, 17 февраля 2011 года состоялась вышеупомянутая встреча Министра культуры Михаила Кулиняка с членами ВСЦиРО, на которой было решено создать в министерстве Рабочую группу по подготовке законопроектов в сфере свободы совести с участием представителей конфессий. Начиная с марта прошлого года, Рабочая группа рассмотрела предложения об усовершенствовании этого Закона, которые сводились к подтверждению заявленной ранее позиции Всеукраинского Совета Церквей и религиозных организации в отношении предлагаемых законодательных изменений.

19 июля 2011 года ВСЦиРО на своем заседании рассмотрел предложения Рабочей группы Минкультуры и выразил свою позицию в обращении к Президенту В.Януковичу. В документе среди всего прочего было сказано: "Общая позиция конфессий в поднятом вопросе осталась неизменной в отсутствие консенсуса относительно предлагаемых законодательных изменений на данном этапе разработка новой редакции Закона Украины «О свободе совести и религиозных организациях» должна быть отложена ".

Таким образом, вопрос разработки новой редакции Закона «О свободе совести и религиозных организациях» в 2011 году был снят с повестки дня. Напомним, что во время вышеупомянутой встречи с ВСЦиРО Виктор Янукович отметил, что изменения в указанный Закон должны быть согласованы общим консенсусом между представителями различных конфессий.

Как в 2012 году будут развиваться события по данному вопросу – покажет время. Но учитывая запланированные на осень парламентские выборы, вероятнее всего, что работа над законодательными изменениями в этой сфере продолжится в формате консультаций между представителями власти и конфессий.

Визы для иностранных религиозных деятелей

В рамках этой статьи нет возможности подробно изложить проблематику оформления виз и пребывании в Украине иностранцев с целью религиозной деятельности и религиозного обучения. Поэтому речь пойдет об основных трудностях, которые возникли в этой сфере в 2011 году в результате изменений законодательства.

1 июня 2011 года Правительство Украины приняло постановление № 567 «Об утверждении Правил оформления виз для въезда в Украину и транзитного проезда через ее территорию», которым отменило разграничение виз по типам, в том числе религиозную визу (Р), и ввело два типа виз – краткосрочные и долгосрочные.

С момента введения в действие постановления (с 10 сентября 2011 г.), иностранные религиозные деятели могли оформить краткосрочные или долгосрочные визы на основании приглашения религиозной организации, заверенного Минкультуры, с единственной целью визита – для работы в религиозной организации. Долгосрочная виза открывается, как правило, на 45 дней, которые предоставляются иностранцу для оформления в территориальных органах Государственной миграционной службы Украины вида на временное жительство в Украине. В свою очередь, процедура предоставление вида на жительство предусмотрена приказом МВД Украины от 23.08.2011 г. № 602.

Из-за указанного постановления Правительства возникало немало сложностей в оформлении приглашений и документов на долгосрочное пребывание в Украине иностранных религиозных деятелей, которые прибывали с целью проповеднической деятельности без трудоустройства в религиозных организациях и для обучения в духовных учебных заведениях.

22 сентября 2011 года Верховная Рада приняла Закон Украины «О правовом статусе иностранцев и лиц без гражданства». Часть шестая статьи 4 Закона предусматривает, что приглашение для иностранца религиозная организация должна согласовывать с государственным органом, который осуществил её регистрацию. При этом остается не ясной практическая реализация этой поправки: то ли религиозные организации должны обращаться за согласованием в органы, которые зарегистрировали их устав (Минкультуры, Совет министров АР Крым, областные, Киевская и Севастопольская городские госадминистрации), то ли к государственному регистратору на местном уровне.

Законом была расширена цель визита иностранных религиозных деятелей в Украину. Кроме работы в религиозной организации, теперь религиозные деятели могут посещать Украину для "проповедования религиозных вероучений, религиозных обрядов или другой канонической деятельности". Такая более широкая формулировка частично решила проблемы, возникшие в связи с постановлением Правительства от 01.06.2011 года № 567.

Для исполнения указанного Закона, 26 декабря 2011 года Кабинет Министров Украины постановлением № 1340 внес изменения в Правила оформления виз для въезда в Украину и транзитного проезда через ее территорию. Однако МВД Украины, на момент вступления в силу данного Закона, не привело свой приказ в соответствие с законодательными изменениями.

В итоге, в 2011 году для иностранцев усложнился порядок оформления документов, необходимых для долгосрочного пребывания в Украине с целью религиозной деятельности.

Тарифы на коммунальные услуги для религиозных организаций

1 июня 2011 года Кабинет Министров Украины принял постановление № 869 «Об обеспечении единого подхода к формированию тарифов на жилищно-коммунальные услуги» и отменил решение предыдущего Правительства об установлении для религиозных организаций цен на коммунальные услуги на уровне тарифов как для населения (Постановление КМУ от 24.02 .2010 года № 182).

Правительство приняло такое решение, несмотря на то, что в апреле 2011 года на встрече с членами ВСЦиРО Президент Виктор Янукович подчеркнул: "требуют решения вопросы, связанные с тарифами на электроэнергию и коммунальные услуги". Однако решение этих вопросов оказалось не в пользу религиозных организаций.

По результатам рассмотрения этой проблематики на заседании от 22 сентября 2011 года Всеукраинский Совет Церквей и религиозных организаций направил соответствующие обращения к Президенту и Премьер-министру Украины.

После этого, 17 октября 2011 года, Кабинет Министров Украины пересмотрел свое решение и Постановлением № 1199 восстановил тарифы на коммунальные услуги для религиозных организаций на уровне как для населения, которые вступили в силу с 1 декабря 2011 года.

Защита общественной морали

В течение прошлого года усилия конфессий в сфере защиты общественной морали были направлены на сохранение Национальной экспертной комиссии Украины по вопросам защиты общественной морали (НЭК) и утверждение высоких нравственных ценностей в Украине.

Упомянутым Указом от 09.12.2010 года № 1085/2010 Президент Украины поручил Правительству "решить в установленном порядке вопрос о ликвидации Национальной экспертной комиссии Украины по вопросам защиты общественной морали". То есть Правительство должно было разработать соответствующий законопроект, внести его на рассмотрение парламента, и уже Верховная Рада должна была принять решение о целесообразности существования НЭК. Такая процедура связана с тем, что функционирование НЭК предусмотрено Законом Украины «О защите общественной морали».

Однако в то же время на рассмотрении в Верховной Раде находился законопроект № 6532 (авторы – А.Шевченко, Ю.Мирошниченко и другие), которым предусматривалось полностью отменить Закон Украины «О защите общественной морали» и, соответственно, ликвидировать НЭК. При поддержке парламентского большинства 11 января 2011 года этот законопроект был принят в первом чтении (за основу) 324 голосами "за".

Всеукраинский Совет Церквей и религиозных организаций, Совещание представителей христианских церквей Украины, Совет Евангельских Протестантских Церквей Украины неоднократно обращались к Президенту В.Януковичу и Правительству по поводу сохранения НЭК. Этот вопрос поднимался также главами евангельских церквей во время вышеупомянутой встречи с Первым вице-премьер-министром Украины Андреем Клюевым.

В итоге, 12 мая 2011 года Верховная Рада во втором чтении отклонила законопроект № 6532 – "за" проголосовали лишь 12 депутатов. Таким образом, НЭК продолжила свою деятельность, хотя и остаются некоторые проблемы в ее функционировании.

9 ноября 2011 года Всеукраинский Совет Церквей и религиозных организаций в обращении к участникам парламентских слушаний «Состояние общественной морали в Украине» выразил позицию о поддержке целесообразности существования законодательства о защите общественной морали, деятельности НЭК и усовершенствования механизмов защиты моральных основ в Украине. Следует отметить, что парламентский Комитет по вопросам культуры и духовности на слушаниях предоставил возможность для выступления только одному представителю от ВСЦиРО, что не соответствовало принципу пропорциональности выступлений от различных общественных институтов.

Следует также отметить, что в течение 2011 года Совет Евангельских Протестантских Церквей Украины неоднократно обращался к Министерству юстиции, Министерству культуры и Донецкой областной госадминистрации по поводу деятельности общественной ЛГБТ-организации «Центр святого сотника Корнилия». По мнению глав Церквей, эта организация своими действиями оскорбляет религиозные чувства верующих различных христианских конфессий и по факту осуществляет религиозную деятельность, которая не предусмотрена законодательством Украины об общественных организациях. Полученные ответы от органов власти носили сугубо формальный характер.

Евангельские церкви также обращались в Министерство юстиции и Генеральную прокуратуру Украины по поводу усыновления и вывоза за пределы Украины ребенка, рожденного от суррогатной матери, иностранными гражданами, которые находятся в однополом браке. Ответы из органов юстиции и прокуратуры показали формальную реакцию властей на затронутые проблемные вопросы.

Итоги

Встреча Президента В.Януковича с Всеукраинским Советом Церквей и религиозных организаций в апреле 2011 года начала государственно-конфессиональный диалог на высшем уровне, показала важность такого диалога для власти и общества и дала толчок к дальнейшему развитию контактов между органами власти и конфессиями на центральном и местном уровнях. Вместе с тем, результатам встречи Главы государства с руководителями конфессий не хватало практического содержания.

В связи с ликвидацией Госкомнацрелигий и созданием Министерства культуры, в 2011 году возникали определенные трудности с регистрацией уставов религиозных организаций и внесением изменений в них. Другие вопросы, которые относятся к компетенции государственного органа по делам религий, в прошлом году решались в установленном порядке совместными усилиями Госкомнацрелигий и Минкультуры. В данный момент, в составе Министерства сформирован Департамент по делам религий и национальностей, который призван обеспечивать выполнение возложенных на Минкультуры функций по проведению государственной политики в сфере религии.

Ситуация вокруг законопроекта о внесении изменений в Закон Украины «О свободе совести и религиозных организациях» показала, насколько важными являются диалог между властью и конфессиями в нынешних общественно-политических условиях, а также координация государственной политики по отношению к религиозной сфере в системе органов власти. Вместе с тем, такие проблемные вопросы, как усложнение оформления визовых документов для иностранцев, повышение тарифов на коммунальные услуги для религиозных организаций, защита моральных основ, проблемы с внесением религиозных организаций в реестр неприбыльных организаций, являются прежде всего свидетельством недостатка или отсутствия государственно-церковного диалога со стороны соответствующих министерств та інших органів влади.

Наиболее активным субъектом государственно-конфессиональных отношений в 2011 году был Всеукраинский Совет Церквей и религиозных организаций. В значительной степени благодаря его деятельности и активной позиции ряда конфессий в прошлом году были преодолены вызовы, касающиеся свободы вероисповедания и деятельности религиозных организаций в Украине.

Вместе с этим, в Украине, кроме проблемных вопросов в сфере государственно-церковных отношений, есть серьезные вызовы в общественной сфере, которые можно преодолеть или хотя бы минимизировать только совместными усилиями государства, конфессий и общественности. В этом контексте важным является продолжение диалога и сотрудничества между властью и конфессиями на всех уровнях в 2012 году.