Мнение эксперта: с каждым годом внимание граждан и власти к визитам Патриарха Кирилла в Украину заметно уменьшается

Мнение эксперта: с каждым годом внимание граждан и власти к визитам Патриарха Кирилла в Украину заметно уменьшается - фото 1
При этом такие визиты не содержат импульс к налаживанию межправославного диалога с целью преодоления разделений в украинском православии, а также часто ассоциируются в украинском обществе с негативными моментами в политике РФ по отношению к Украине.

Итоги очередного визита главы РПЦ Патриарха Кирилла в Украину

Александр Заец26-28 июля 2011 года состоялся визит Патриарха Московского и всея Руси Кирилла в Украину. В ходе поездки он встретился с Патриархом-Католикосом Грузинской православной церкви Илией II, принял участие в торжественных богослужениях УПЦ (МП) в связи с празднованием Дня Крещения Киевской Руси, провел в Киево-Печерской Лавре заседание Священного Синода Русской православной церкви (РПЦ), посетил открытие Международного форума православных женщин, встретился с ректорами высших учебных заведений Украины, возложил цветы на могилу Неизвестного солдата и к Памятнику жертвам Голодомора. Помимо этого состоялись неофициальные встречи Патриарха Кирилла с руководством страны: в Крыму – с Президентом Украины, а в Киеве – с Премьер-министром Украины.

Такие визиты не содержат импульс к налаживанию межправославного диалога с целью преодоления разделений в украинском православии, а также часто ассоциируются в украинском обществе с негативными моментами в политике РФ по отношению к Украине.

Стоит отметить, что из года в год наблюдается тенденция к уменьшению общественного внимания к приездам главы РПЦ в Украину. В определенной мере это связано с тем, что участившиеся визиты Патриарха Кирилла теряют свою исключительность, приобретают будничный характер, несут в себе идеологическую подоплеку, неприемлемую для абсолютного большинства украинцев. При этом такие визиты не содержат импульс к налаживанию межправославного диалога с целью преодоления разделений в украинском православии, а также часто ассоциируются в украинском обществе с негативными моментами в политике РФ по отношению к Украине.

Вместе с тем, для УПЦ (МП) приезд Патриарха Кирилла носил пастырско-религиозный характер – тысячи верующих этой церкви имели возможность посетить богослужения с его участием. Помимо этого, в этот раз визит состоялся на фоне прошедшего накануне Собора Украинской Православной Церкви (Московский Патриархат), на котором состоялась дискуссия по поводу статуса УПЦ (МП) и ее взаимоотношений с РПЦ.

В ходе следующей поездки в Украину, которая запланирована на сентябрь этого года, Патриарх Кирилл намерен посетить Черновцы.

Собор УПЦ (МП) и Священный Синод РПЦ

Говоря подробнее, то самым резонансным событием накануне приезда Патриарха Кирилла в Украину стал упомянутый Собор УПЦ (МП), который прошел 8 июля 2011 года в Киево-Печерской Лавре. Решение о созыве Собора принял Митрополит Владимир, которое 28 июня 2011 года поддержал Священный Синод УПЦ (МП).

На рассмотрение Собором УПЦ (МП) были вынесены следующие вопросы: 1) доклад Предстоятеля Церкви о развитии церковной жизни на протяжении последних 19 лет, 2) утверждение ранее принятых постановлений Священного Синода и Собора епископов УПЦ (МП), 3) внесение изменений и дополнений в Устав об управлении Церковью, а также 4) определение планов на будущее. Забегая наперед, следует отметить, что две последние цели, которые были поставлены Священным Синодом УПЦ (МП), фактически не были достигнуты.

Целью внесения изменений и дополнений в Устав об управлении УПЦ (МП), который был утвержден Собором епископов УПЦ (МП) в декабре 2007 года, была необходимость зафиксировать изменения в системе управления Церковью, которые произошли в связи с июньскими решениями Священного Синода УПЦ (МП). К ним относятся: 1) создание Высшего Церковного Совета УПЦ (МП); 2) расширение состава Священного Синода, который вышел за установленные Уставом количественные рамки.

В Московском Патриархате и части УПЦ (МП) посчитали, что на Соборе в Устав об управлении Церкви могут быть внесены изменения, которые усилят автономный статус УПЦ (МП) внутри РПЦ, а также укрепят позиции одной из внутрицерковных групп на будущих выборах Предстоятеля УПЦ (МП).

В связи с указанным, планируемые поправки в Устав об управлении Церкви не получили поддержку на Соборе епископов УПЦ (МП) и по причине этого не были вынесены на утверждение Собора УПЦ (МП). Собор епископов принял решение создать постоянно действующую Межсоборную комиссию во главе с митрополитом Донецким и Мариупольским Илларионом для рассмотрения всех предложений, которые поступили по этому поводу и были высказаны во время Соборе епископов. Также архиереи Церкви приняли решение изменить название Высшего Церковного Совета УПЦ (МП) переименовав его в Координационный Совет, который по статусу должен действовать как совещательный орган при Предстоятеле УПЦ (МП) и координировать деятельность Синодальных учреждений.

В итоге, постановлениями Собора УПЦ (МП) были утверждены все действия и решения Священного Синода и Собора епископов УПЦ (МП) за период с 1992 по 2011 годы, но Устав об управлении Церкви был утвержден в редакции декабря 2007 года.

После этого, 27 июля 2011 года, под руководством Патриарха Кирилла в Киево-Печерской Лавре состоялось заседание Священного Синода РПЦ. Одним из ключевых вопросов повестки дня стал доклад Митрополита Киевского и всея Украины Владимира о состоявшихся 8 июля этого года Соборе епископов и Соборе УПЦ (МП). Синод РПЦ (журнал № 65) принял к сведению доклад Предстоятеля УПЦ (МП), выразил ему благодарность за деятельность и укрепление церковного единства, а также принял к сведению “решение Собора епископов Украинской Православной Церкви о создании Межсоборной комиссии, которой, в частности, поручена доработка отдельных положений устава Украинской Православной Церкви, выразив надежду, что комиссия учтет пожелания, высказанные в ходе Собора епископов Украинской Православной Церкви, а также поступившие в адрес Собора предложения”.

Анализ событий, связанных с проведением и результатами Собора УПЦ (МП), указывает на то, что в Московском Патриархате очевидна обеспокоенность по поводу решений руководства УПЦ (МП) воспользоваться правами и статусом, предоставленными ей в соответствии с Томосом Патриарха РПЦ Алексия II (1990 г.) и утвержденного решением Поместного Собора РПЦ (2009 г.).

Патриарх Кирилл и Патриарх-Католикос Илия II

В 2011 году Киев стал местом встречи между Патриархом РПЦ Кириллом и Патриархом-Католикосом Грузинской Православной Церкви Илией II. Причиной встречи на “нейтральной территории” стали отношения между РФ и Грузией в связи с военным конфликтом 2008 года.

Во время встречи стороны отметили достаточно интенсивный уровень контактов между своими Церквями в контексте сложных российско-грузинских отношений, обсудили церковную ситуацию в Абхазии и Южной Осетии и вопросы дальнейшего сотрудничества. По окончании встречи Патриарх Кирилл сказал, что “совершенно очевидно, что существует каноническая юрисдикция Грузинского Патриархата на территории Абхазии, Южной Осетии”. Вместе с тем, глава РПЦ заявил о том, что стороны договорились продолжить диалог с целью «выйти в будущем на какие-то решения, которые помогли бы двум Церквям в тесном взаимодействии содействовать умиротворению жизни православных людей в этих местах [Абхазия и Южная Осетия – прим. автора], водворению канонического порядка и, что самое главное, предотвращению любых раскольнических действий...”.

В свою очередь Патриарх-Католикос Илия II выразил благодарность Патриарху Кириллу, что “он еще раз подтвердил юрисдикцию Грузинской Православной Церкви над Абхазией и Цхинвали”. Он выразил уверенность, что жители Абхазии и Южной Осетии вернутся в лоно Грузинской церкви, и называл сепаратизм “опасной болезнью”. Кроме этого, Патриарх-Католикос Илия II выразил мнение, что украинское православие может быть объединено вокруг Иисуса Христа. "Надеюсь, что Господь объединит Украину и здесь будет единая паства", – сказал он.

В то же время, Предстоятель УПЦ КП Патриарх Филарет по поручению Священного Синода УПЦ Киевского Патриархата обратился с письмом к Патриарху-Католикосу Илии II, в котором, выразив слова дружбы и признательности Грузинской Православной Церкви, предостерег его в том, что “нынешнее руководство Московского Патриархата в межцерковных отношениях действует неискренне, прикрывая канонами свои политические интересы и нарушая каноны там, где, на его взгляд, выгодно”.

Патриарх Кирилл и представители украинской власти

Перед прибытием в Киев Патриарх Кирилл неофициально встретился в Крыму с Президентом Украины Виктором Януковичем. О чем стороны говорили – неизвестно, можно только догадываться. Уже в Киеве состоялась неофициальная встреча Патриарха Кирилла и Премьер-министра Украины Николая Азарова, о которой также почти ничего неизвестно.

В киевском аэропорту главу РПЦ встречали вице-премьер-министр Украины Сергей Тигипко, первый заместитель Министра культуры Украины Юрий Богуцкий и некоторые народные депутаты. Позже, во время богослужения на Владимирской горке, из представителей власти присутствовали советник Президента Украины Анна Герман, а также ряд депутатов и чиновников. На встрече Патриарха с группой ректоров высших учебных заведений Украины присутствовал министр образования и науки, молодежи и спорта Украины Дмитрий Табачник. Как сообщил официальный сайт Московского Патриархата, провожали Патриарха Кирилла в аэропорту «Борисполь» только церковные деятели.

Cкладывается впечатление, что руководство Украинского государства в большей степени реагирует на позицию и обращения Предстоятеля УПЦ (МП), нежели главы РПЦ.

Анализируя характер встреч, официальных мероприятий и уровень представительства чиновников во время пребывания Патриарха Кирилла в Украине, прослеживается тенденция к снижению уровня внимания представителей украинской власти к подобным событиям. Более того, складывается впечатление, что руководство Украинского государства в большей степени реагирует на позицию и обращения Предстоятеля УПЦ (МП), нежели главы РПЦ. Однако не стоит забывать, что Патриарх Кирилл во время своих выступлений к православным верующим Украины продолжает высказывать идеологическо-политические тезисы, которые всё чаще эксперты связывают с геополитическими интересами РФ. Подобные действия не могут остаться незамеченными в Украине, исходя из национальных интересов страны.

УПЦ КП та УПЦ (МП)

Во время празднования Дня Крещения Киевской Руси 27 июля 2011 года в Киеве под председательствованием Патриарха Киевского и всея Руси-Украины Филарета состоялось заседание Священного Синода УПЦ Киевского Патриархата, на котором было принято обращение УПЦ КП к Митрополиту Владимиру, епископату, духовенству и прихожанам УПЦ (МП). В обращении подчеркивалась готовность к установлению диалога и ожидание от УПЦ (МП) конструктивных действий в этом направлении. Такой диалог, по мнению УПЦ КП, является единственным верным путем к восстановлению церковного единства, имеющим конечной целью создание единой Поместной Православной Украинской Церкви, объединенной вокруг Киевского престола.

Крестный ход в очередной раз продемонстрировал, что Киевский Патриархат имеет широкую поддержку в украинском обществе.

Киевский Патриархат в рамках празднования Крещения Киевской Руси провел в Киеве ежегодный Крестный ход от Владимирского собора до Владимирской горки с остановкой на молебен около Софии Киевской. Как сообщает сайт УПЦ КП, в праздничном шествии приняли участие до 20 тысяч верующих (по другим данным – около 10 тыс.), из них – 1,5 тысячи священников.

Следует отметить, что из года в год возрастает количество участников данного мероприятия и уровень его организации. Крестный ход в очередной раз продемонстрировал, что Киевский Патриархат имеет широкую поддержку в украинском обществе.

Итоги

1. Частые визиты Патриарха Кирилла в Украину с одной стороны направлены на увеличение его и Московской Патриархии влияние на УПЦ (МП), с другой – такая позиция РПЦ вызывает соответствующие альтернативные реакции в УПЦ (МП). Если говорить об общественном интересе к данным визитам в Украину, то с каждым годом внимание граждан и власти к ним заметно уменьшается.

2. Проведение июльского Собора УПЦ (МП) показало, что в Московской Патриархии болезненно реагируют на то, когда УПЦ (МП) пытается наполнять реальным содержанием свой статус, который предоставлен ей внутри РПЦ.

3. Московский Патриархат, всячески блокируя контакты и диалог УПЦ (МП) с другими Православными Церквями в Украине (УПЦ КП и УАПЦ), фактически показывает, что РПЦ утрачивает возможности для оказания позитивного влияния на преодоление разделения в украинском православии.

4. В контексте вышеуказанного украинская власть в свою очередь может выразить заинтересованность и поддержку установлению межправославного диалога в Украине. Предпосылкой к этому может стать одно из обязательств Украины перед Советом Европы, которое подразумевает, что Украина будет “оказывать содействие мирному разрешению существующих конфликтов между православными церквями при обеспечении независимости церкви в ее отношениях с государством”, что невозможно без конструктивного межправославного и церковно-государственного диалога.

5. Предстоятель РПЦ, неоднократно бывая в Украине, ни разу не проявлял инициативы встретиться с представителями Всеукраинского Совета Церквей и религиозных организаций (ВСЦиРО), в деятельности которого принимает участие УПЦ (МП). С одной стороны, это может быть обусловлено тем, что в ВСЦиРО также представлены УПЦ КП, УГКЦ, УАПЦ, с которыми он не желает встречаться. С другой стороны, такая позиция диссонирует с его имиджем религиозного деятеля, открытого к межконфессиональному диалогу, и может расцениваться как неуважительное отношение к представителям других конфессий, представленных в Украине.

6. В заключение стоит отметить, что вопросы, которые РПЦ поднимает на международном уровне по поводу утверждения и защиты моральных ценностей в обществе, могли бы стать хорошей основой для будущих межцерковных и межконфессиональных встреч Патриарха Кирилла в Украине.