Религиозная свобода в Украине образца 2010 года

Религиозная свобода в Украине образца 2010 года - фото 1
По состоянию на 1 января 2010 года в Украине насчитывалось 35184 религиозные организации, в частности: УПЦ — 12082 , УПЦ КП — 4415, УАПЦ — 1234. УГКЦ насчитывает 3765 религиозных организаций, РКЦ — 1079. Протестантские церкви насчитывают почти 8500 религиозных организаций, в частности: баптисты — 2725, пятидесятники — 1692, адвентисты седьмого дня — 1069. По сравнению с январем 2009 наблюдается незначительный рост.

karapinka_m.jpgУкраина является одним из мировых лидеров по соблюдениюю религиозной свободы, — об этом в начале года заявил глава (теперь уже экс) Государственного комитета по делам национальностей и религий Юрий Решетников. Он обосновал свои слова статистикой.

По состоянию на 1 января 2010 года в Украине насчитывалось 35184 религиозные организации, в частности: УПЦ — 12082 , УПЦ КП — 4415, УАПЦ — 1234. УГКЦ насчитывает 3765 религиозных организаций, РКЦ — 1079. Протестантские церкви насчитывают почти 8500 религиозных организаций, в частности: баптисты — 2725, пятидесятники — 1692, адвентисты седьмого дня — 1069. По сравнению с январем 2009 наблюдается незначительный рост.

Сможет ли новоназначенный глава Госкомнацрелигий с такой же уверенностью говорить о религиозной свободе в Украине? Что будет отображать статистика? Является ли ощущение закручивания гаек, преобладающее среди журналистов и в обществе, в целом более верным, чем статистика и отразится ли на религиозных организациях?

Для того чтобы говорить более или менее предметно, мы сгруппировали факты, с помощью которых можно отследить изменения и тенденции.

Политические риски

Новый год начался с ощущения угрозы для религиозной свободы в Украине — инаугурации новоизбранного Президента Виктора Януковича, где Русская Православная Церковь и ее глава стали явными фаворитами власти. Патриарх Кирилл также одним из первых — еще до окончания подсчета голосов, 9 февраля, — поздравил В.Януковича с избранием на пост Главы Украинского государства.

То, что будущий Президент Виктор Янукович не будет таким поликонфессиональным и благосклонным ко всем религиям, каким был Президент Ющенко, было понятно еще до выборов. Он всегда придерживался образа «православного кандидата», принадлежащего к канонической Церкви. Однозначно и выразительно заявленная поддержка Украинской Православной Церкви Московского Патриархата, наиболее четко проявилась во время инаугурации новоизбранного Президента и участия в ней Патриарха Кирилла, который как глава всей Церкви (не только ее национального «подразделения») благословил Виктора Януковича на президентство. Он и возглавил молебен по случаю вступления в должность Президента в Киево-Печерской Лавре, на которую не были приглашены главы других церквей и религиозные организации. Это подвергли критике не только религиозные организации, но и политики, усмотревшие в этом «угрозу национальной безопасности».

Виктор Янукович отказался от символической «легитимизации» своей власти от всех религиозных организаций, общего молебна Предстоятелей различных Церквей в Соборе св. Софии за успех президентства, а обошелся лишь благословением той Церкви, к которой он принадлежит. Другие конфессии были приглашены только на торжественное заседание Верховной Рады, не как фактор легитимизации, а просто как свидетели.

Нарушив традиционный толерантный протокол относительно религиозного аспекта инаугурации, Виктор Янукович натолкнулся на чрезмерную идентификацию с Русской Православной Церковью, а не УПЦ МП. Об этом свидетельствовали лозунги «Наш Патриарх — Кирилл, наш Президент — Янукович!» Хотя молебен и благословение не имели официального характера, этот символизм был быстро считан и стал причиной волнений относительно угроз религиозной свободе в Украине. Хотя в дальнейших шагах Януковича не было продолжения этого вектора, однако символизм инаугурации является решающим для понимания перемен, происходящих в отношениях государственной власти и религиозных сообществ.

Вместо ожидаемых конфликтов такое поведение спровоцировало только обиду, проявившуюся в приветствиях, призывах и обращениях лидеров Церквей и религиозных организаций. Интересным является тот факт, что, защищая свои права, Церкви и религиозные организации обращаются к Конституции, как например УГКЦ: «Наше государство является поликонфессиональным, в отличие от некоторых стран мира, в которых только одна религиозная организация утешается привилегированным статусом в противоположность всем другим деноминациям. Согласно законодательству Украины, все наши Церкви и вероисповедальные сообщества, надлежащих образом зарегистрированные в государственных органах, наделены одинаковыми правами».

Изменения к законодательству — укрепление власти

Символизм действий политиков важен, но еще важнее долгосрочные решения, например изменения к законодательству. Самым важным законом для религиозных организаций является Закон Украины «О свободе совести и религиозных организациях», и турбулентность вокруг изменений к этому закону настораживает.

Проект закона “О внесении изменений и дополнений в Закон Украины «О свободе совести и религиозных организациях»” (№ 6493) от 7 июня 2010 года, так и не ставший законом, а отозванный с рассмотрения Верховной Радой, мог усилить зависимость религиозных организаций от власти. Он также ограничивал деятельность религиозных организаций, которые могут быть опасны для страны, но критерии настолько произвольны и размыты, что в случае принятия закона можно ставить вопрос о запрете монастырей и многих церковных практик. Этот закон не принят, но все-таки опасность остается, пока не будут четко определены права и ограничения государства относительно вмешательств в дела религиозных организаций.

Также опасны для соблюдения религиозной свободы законопроекты о запрете тоталитарных сект и об организации и проведении мирных мероприятий, которые существенно будут ограничивать деятельность религиозных организаций.

Экономическая политика кнута и пряника

Первый квартал 2010 прошел в борьбе за тарифы, снижение которых очень важно для того, чтобы содержать сакральные сооружения. Следует заметить, что борьба за тарифы длилась намного дольше, но только накануне выборов религиозные организации получили скидку. 4 марта вступило в силу решение Правительства за подписью Юлии Тимошенко, согласно которому для различных категорий потребителей, в том числе и религиозных организаций, в 2010 году цены на природный газ не будут повышены.

Эта маленькая финансовая победа полностью упразднена в июле — Кабинет Министров Украины почти вдвое с 1 июля увеличивает ставку аренды государственного и коммунального имущества для Церквей, религиозных и других неприбыльных организаций.

Храмы Киева вместо льготных получили тарифы на отопление в 5 раз выше, ведь тарифы — этот вопрос местной власти. Единственному храму УГКЦ в Одессе коммунальные службы отрезали газ и грозятся отрезать воду, хотя все счета были оплачены. Не идеологическое, а именно финансовое давление очень опасно для соблюдения религиозных свобод. Например, государство не вернуло УГКЦ 4 миллиона гривен НДС за строительство храма в Киеве, что замедлило темпы строительства.

Бытовые конфликты, достижения и потери

Если отойти от макроуровня и посмотреть, чем живут религиозные общины на местах, то драматических изменений в межконфессиональных и церковно-государственных отношениях не заметно. Те же споры относительно имущественных и других вопросов, которые, учитывая изменения в государстве, получают другую окраску. Наиболее распространенными остаются споры относительно права собственности на святыни между церквями и государством и разными конфессиями.

Одним из громких зимних конфликтов был спор между Тернопольским областным советом и Почаевской лаврой относительно финансовых и имущественных вопросов, а в частности законности передачи храмового комплекса в Почаеве УПЦ (передан в аренду до 2052 года) и использования последней месторождений песка.

Земля является весомым фактором влияния на деятельность религиозных организаций, а коррупционная разрешительная система играет роль «лежачего полицейского» на пути развития Церквей. За 10 лет в Киеве УГКЦ получила только один земельный участок, хотя количество верующих возрастает. Община г. Ялты уже на протяжении 18 лет не может получить земельный участок для строительства своего храма, хотя вся документация готова. 15 гектаров заповедника «Святые горы» выделили под строительство базы отдыха. Постоянные споры о застройке церковных заповедников происходят в Киеве.

Передача культовых сооружений в собственность общин происходит с переменным успехом. С начала года передали костел в Хирове на Львовщине, костел в Черновцах, где был государственный архив, помещение Костела иезуитов во Львове передали в аренду Центра военного капелланства УГКЦ, Николаевский губернатор пообещал окончательно вернуть РКЦ здание Краеведческого музея. Все еще спорным остается вопрос Костела Марии Магдалины во Львове, община которого много лет добивается передачи костела. Его же помещение еще на 20 лет предоставили в аренду Дому органной и камерной музыки.

Также на местах время от времени вспыхивают конфликты относительно имущества между конфессиями: на Винничине четыре священника УПЦ КП перешли в УПЦ МП вместе с храмами и верующими, апелляционный суд столицы подтвердил законность возвращения УАПЦ храма в Каневе, на который незаконно претендовала УПЦ КП.

Какой вывод можно сделать на основе приведенных фактов? Напрашивается очевидный — на фоне получающих резонанс в медиа и внимание общественного мнения символических действий политиков относительно Церквей на религиозные организации осуществляется давление, прежде всего финансовое, являющееся достаточным, чтобы дестабилизировать их служение. Риск несоблюдения религиозных свобод может быть минимизирован не за счет громких заявлений и акций, а нового законодательства, которое защитит религиозные организации от турбулентности политической ситуации и прекратит регистрацию религиозных общин без правовых причин.

Один из сложнейших вопросов для понимания соблюдения религиозной свободы в Украине, который вместе с тем тяжело отследить, — это отношение Церквей, являющихся большинством в регионе, к Церквям, находящимся в меньшинстве, различие в их трактовании со стороны власти, преодоление стереотипов, которые все еще существуют у разных конфессий относительно друг друга. Но это проблема личной религиозной памяти и идентичностей, требующая более продолжительного времени и более кардинальных изменений в сознании.