• Главная
  • К вопросу об изменении парадигмы христианского евангельского образования в Украине...

К вопросу об изменении парадигмы христианского евангельского образования в Украине

03.03.2010, 16:05
Информационно-аналитический центр Донецкого христианского университета провел социологический опрос с целью выяснить проблемные аспекты в отношении евангельских христиан-баптистов к высшему духовному и светскому образованию.

Елена ПАНИЧ

В ноябре 2009 – январе 2010 года информационно-аналитическим центром Донецкого христианского университета был проведен социологический опрос с целью выяснить проблемные аспекты в отношении верующих конфессии евангельских христиан-баптистов к высшему духовному и светскому образованию на современном этапе.

Необходимость данного исследования обусловлена осознанием того факта, что возрастание общего уровня образования в обществе создает необходимость для верующих тоже повышать свой уровень образования, чтобы более качественно взаимодействовать с другими социальными группами. Однако исторические условия советского времени объективно способствовали распространению среди евангельских христиан-баптистов настороженного отношения к высшему образованию, особенно гуманитарному, как к чему-то такому, что потенциально может способствовать разрушению их веры и общинной культуры. Об этом свидетельствует традиционно низкий в этой среде спрос на высшее светское образование, преимущественная ориентация на заочную форму обучения и особая приверженность к «прикладным» и техническим специальностям. В 1990-е годы много верующих были склонны получать богословское образование в различных духовных семинариях, библейских школах, колледжах и университетах, которые активно появлялись на постсоветском пространстве. Однако в течение последних десяти лет появилось некоторое разочарование и в этом образовании, так как западная богословская парадигма, на которой оно было основано по причине отсутствия своей, национальной парадигмы, достаточно быстро обнаружила свое несоответствие особенностям восточнославянской евангельской культуры. В связи с этим христианские университеты нуждаются в реформировании своей структуры и переоценке своей миссии в соответствии с потребностями и запросами верующих на современном этапе. На выявление этих запросов и потребностей и было направлено это исследование.

В качестве респондентов в опросе приняли участие 409 человек, которые являются членами или приближенными различных церквей Донбасского региона. Из них 235 мужчин (57%) и 174 женщины (43%) (этот «гендерный перекос» обусловлен тем, что опрашивался фактически самый активный контингент верующих, почти полностью задействованный в различных видах церковного служения). Средний возраст респондентов – 31,34 года: мужчин – 32,79, женщин – 29,4. Больше 50% опрошенных составляет молодежь от 12 до 30 лет. При этом только около 26% имеют законченное высшее образование. Приблизительно столько же указали, что они – студенты, 25% – относят себя к числу рабочих, 17% – к сотрудникам или собственникам частных предприятий, среди других социальных категорий – врачи, преподаватели, домохозяйки, пенсионеры и др.

Проведенное социологическое исследование отразило в основном региональную специфику, однако, с определенными оговорками его результаты можно экстраполировать на всю Украину. Согласно данным опроса, подавляющее большинство респондентов (70%) одновременно нуждаются и в светском, и духовном высшем образовании, 26% ответили, что отдали бы предпочтение только духовному образованию, и 2% – только светскому. Около 2% респондентов вообще не испытывают нужды в высшем образовании.

На вопрос «что для Вас значит получить высшее образование сегодня[1] наиболее популярным был ответ «быть полезным в церкви» (67% ответов, в том числе 66% – мужчин, 70% – женщин), на втором месте – «получить нужные знания» (48%, в том числе 49%-мужчин, 47% – женщин). В среднем 44% респондентов считают, что получить высшее образование  значит «быть полезным в обществе» (42% мужчин и 46% женщин) и способствует «развитию личности» (40% мужчин, 49% женщин).

Среди ответов на вопрос «для чего, прежде всего, может быть полезным высшее образование служителю евангельской церкви?», доминировало мнение, что «для благовестия и свидетельства неверующим» (62% ), значительно меньше (28% ) считают, что это может быть полезным «для служения в сфере христианского образования», 25% – «чтобы содержать себя и свою семью» (среди опрошенных мужчин так думают 27%, женщин – 24%),  23% – «для душепопечительства», 21% – «для собственного духовного развития» (мужчин – 17%, женщин – 26%), 18% – «для проповеди верующим» (мужчин – 23%, женщин -12%).  Интересно, что «женская» часть евангельских церквей, которая традиционно только слушает проповеди, а не произносит их, по всей видимости, привыкла считать, что проповедническая деятельность не требует особой интеллектуальной подготовки. В то же время верующие чувствуют в целом возрастание интеллектуального уровня общества, с которым им нужно вести диалог, и это дает им осознание необходимости повышать свой собственный образовательный уровень. 

Показательным является вопрос о факторах, которые влияют на выбор верующим высшего учебного заведения, в котором он предпочитал бы учиться. Подавляющее большинство ответили, что больше всего их привлекла бы возможность получить качественные знания (63%), на втором месте по важности – цена обучения (51%, абсолютно одинаково как для мужчин, так и для женщин), на третьем – наличие в вузе нужной респонденту специальности (45%). Заметна заинтересованность верующих в духовно-нравственной репутации вуза (34%). Достаточно важным также является такой фактор, как возможность получить диплом государственного образца – в среднем 25% выборов, причем для женщин этот фактор оказался более важным (29%), чем для мужчин (22%). В числе менее значительных факторов отмечены рекомендации авторитетных людей (15%) и комфортные условия обучения (11%).

При этом 48% респондентов отдали бы предпочтение заочной форме обучения (51% мужчин и 44% женщин) и 42% – очной (38% мужчин и 48% женщин), остальные выбрали другие формы – вечернюю, дистанционную, комбинированную.

Абсолютное большинство респондентов (больше 90%) считает целесообразным предоставить духовным учебным заведениям в Украине возможность выдавать дипломы государственного образца. Около 40% респондентов уверены, что это необходимо для распространения христианской нравственности и духовности в стране (так думают 34% опрошенных мужчин и 47% женщин),  27% считает, что это расширит возможности служения и трудоустройства верующих (это важно для 25% мужчин и 29% женщин), 22% респондентов полагают, что такая реформа позволила бы поднять престиж самих духовных учебных заведений, и около 10% ответили, что пошли бы учиться в такой вуз с большим удовольствием, чем в другие духовные высшие учебные заведения.

Среди небогословских специальностей, которые были бы наиболее привлекательны для верующих в духовных высших заведениях, респонденты чаще всего избирали психологию и консультирование (48% в среднем, в том числе 43% мужчин и 55% женщин), 26% – педагогику (женщин-34%, мужчин 20%). 27% – религиоведение (29% мужчин и 24% женщин), 24% – историю (в том числе 31% мужчин и 16% женщин). Менее привлекательны для респондентов оказались журналистика и менеджмент (по 17%), философия и культурология (по 11%). Среди других желаемых специальностей назывались медицина, бухгалтерский учет, юриспруденция, музыкальные специальности. Интересно, что 70% опрошенных заинтересовала бы специальность «религиоведение» в духовном высшем учебном заведении, но, судя по общей логике ответов, эту специальность они понимают больше в связи с историей, а не философией.

В общем и целом исследование показало, что у верующих все больше нарастает потребность совмещать богословские знания с практичной специальностью, которая бы позволяла им реализовать себя в профессиональной сфере, не отрываясь от духовного контекста. Именно невозможность получить такое образование ставит их в ситуацию сложного выбора между светским и духовным вузом. В связи с этим для евангельских духовных учебных заведений важно переосмыслить и постепенно изменить парадигму своего развития для того, чтобы быть способными комплексно удовлетворять нужды членов своей конфессии. Но с другой стороны, для этого им необходимо содействие государства, чтобы получить право выдавать признанные государством дипломы, расширяющие возможности трудоустройства для верующих евангельских конфессий.

Елена Панич, проректор по научной работе Донецкого христианского университета, кандидат исторических наук, доцент


[1] Этот и другие вопросы предполагали более, чем один вариант ответа.