• Главная
  • Мысли относительно подходов к реформированию законодательства Украины в сфере свободы совести и деятельности религиозных организаций...

Мысли относительно подходов к реформированию законодательства Украины в сфере свободы совести и деятельности религиозных организаций

29.11.2007, 12:26
Мысли относительно подходов к реформированию законодательства Украины в сфере свободы совести и деятельности религиозных организаций - фото 1
Максим ВАСИН, эксперт по правовым вопросам Института религиозной свободы, магистр права

vasin.jpgМаксим ВАСИН, эксперт по правовым вопросам Института религиозной свободы, магистр права

За шестнадцать лет нормотворческой работы законодательство в сфере свободы совести и деятельности религиозных организаций в независимой Украине давно вышло за пределы базового закона «О свободе совести и религиозных организациях», который был принят в апреле 1991 года и последний раз избирательно редактировался в 2003 году. Однако за это время было принято множество специальных нормативных актов, которые направлены регулировать специфические сферы общественной жизни и при этом регламентируют отдельные взаимоотношения, непосредственно связанные с реализацией права на свободу совести и вероисповедания.

Очевидно для того, чтобы перечислить и тем более проанализировать все нормы, так или иначе связанные со свободой совести и деятельностью религиозных организаций, этой статьи будет недостаточно. Однако, в этой работе попробуем сосредоточиться на наиболее актуальных вопросах - тех законодательных инициативах, которые давно ожидаемы в религиозной среде, и возможностях их практического внедрения.

Вопрос принятия новой редакции Закона Украины «О свободе совести и религиозных организациях» в последнее время очень часто затрагивается и в экспертных, и в научных кругах, и в планах законодательных работ, [1] и даже в тексте соглашения возможной демократической коалиции в Верховной Раде Украины шестого созыва [2]. Бесспорно, действующий закон уже достаточно устарел, не отвечает многим реалиям настоящего, и, несмотря на свою демократичность, может и должен быть еще больше усовершенствован.

Следует заметить, что часто во властных кабинетах и партийных штабах, говоря о необходимости принятия новой редакции Закона о свободе совести, не слишком проникаются вопросом о сущности будущих изменений в этой сфере и анализом того, какие достижения и, возможно, проигрыши принес в наше общество действующий Закон. Как бы то ни было, однако с уверенностью можно сказать, что на сегодня в Украине можно наблюдать рост религиозной сферы (по состоянию на 01.01.1997 года - 18479 религиозных общин, по состоянию на 01.01.2007 года - 31749 религиозных общин) [3] и развитие сети религиозных учебных заведений, что свидетельствует о создании законодательных условий для реализации гражданами своего права на свободу вероисповедания и удовлетворения религиозных потребностей населения. И это заслуга не только действующей редакции закона, потому что, как не парадоксально, отсутствие законодательной регламентации отдельных видов религиозной деятельности побуждало к внедрению в межконфессиональных и государственно-церковных отношениях определенных правовых традиций, таких как создание независимых консультативно-совещательных межконфессиональных советов на всеукраинском и областном уровнях.

С другой стороны, Закон нуждается в существенных и комплексных поправках, цель и смысловое наполнение которых должно не ухудшить существующий уровень религиозной свободы в Украине, а усовершенствовать или внедрить отдельные правовые механизмы реализации права на свободу совести и вероисповедания, обеспечить условия беспрепятственной деятельности религиозных организаций. Среди таких проблем есть вопрос возвращения прежнего церковного имущества (что более рационально решать отдельным специальным законом), а также вопрос устранения процедуры «двойной регистрации» религиозных организаций, исключения положений относительно поочередного использования культовых зданий представителями разных конфессий, согласования существующих норм относительно порядка проведения богослужений и мирных сборов верующих граждан с положениями Конституции Украины, обеспечения трудовых и пенсионных прав работников религиозных организаций, уравнивания в правах студентов религиозных учебных заведений со студентами государственных учебных заведений, обеспечения прав иностранцев при создании религиозной организации и во время религиозной деятельности в Украине, мониторинга и ответственности отдельных людей и религиозной организации в целом за злоупотребление предоставленными правами и доверием верующих людей, и тому подобное.

Ввиду большого количества проблемных вопросов, которые следует решить, у многих сразу возникает мысль о том, что все они могут быть решены новой редакцией Закона о свободе совести и религиозных организациях. Однако такой подход имеет по крайней мере три аспекта, которые могут осложнить или сделать невозможной его реализацию. Во-первых, как показывает жизнь, религиозное сообщество является в сущности достаточно консервативным, поскольку верующие и священнослужители привыкли к определенным правилам поведения и взаимоотношений с властными структурами, потому попытка радикального реформирования действующего законодательства может привести к сопротивлению рядовых верующих - тех, для кого данный закон принимается. Как пример можно вспомнить процесс введения идентификационных номеров налогоплательщиков, когда, несмотря на то, что церковные первоиерархи не были против введения этих номеров, многие православные верующие и представители других церквей увидели в этом признаки апокалиптических событий, и выступили с решительным протестом. По этому поводу в Верховной Раде Украины в июне 2005 года даже были проведены специальные парламентские слушания [4].

Во-вторых, в существующих в Украине общественно-политических условиях даже наилучшая новая редакция указанного Закона подвергается опасности ревизии и тотальной коррекции при условии попадания в сессионный зал парламента. Публикации в СМИ неоднократно описывали неединичные случаи, когда во время рассмотрения в парламенте вопросов, связанных с религией, депутатский корпус поляризовался и прибегал к противостоянию, отстаиванию узкоконфессиональных позиций. Подобным образом новая редакция Закона, разработанная в 2006 году Министерством юстиции Украины при участии представителей религиозных объединений, общественных экспертов и научных работников, уже на этапе согласования с соответствующими министерствами и ведомствами лишилась существенных новаций, которые были принципиальными и для разработчиков, и для представителей украинских церквей. Учитывая это, и с целью недопущения последующего перекраивания по содержанию хорошего законопроекта, учитывая политические вкусы депутатов и соответствующих чиновников, Всеукраинский Совет Церквей и религиозных организаций 24 ноября 2006 года обнародовал обращение к руководству государства, в котором было отмечено, что «с целью достижения консенсуса считаем целесообразным продлить консультации относительно доработки концепции государственно-конфессиональных отношений и новой редакции Закона Украины „О свободе совести и религиозных организаций”»[5].

И третье, будет ошибкой считать, что даже комплексные изменения в Законе о свободе совести и религиозных организациях могут быть панацеей от всех проблем религиозной жизни. Потому что, ввиду вышеупомянутого разнообразия законодательных актов в сфере свободы совести и деятельности религиозных организаций, все равно будет существовать потребность во внесении изменений в отдельные специальные законы и нормативные акты. Например, вопрос возобновления права на постоянное землепользование не может быть решен без внесения соответствующих изменений в Земельный кодекс Украины. Вопрос отмены процедуры «двойной регистрации» будет нуждаться во внесении изменений в Закон «О государственной регистрации юридических лиц и физических лиц - предпринимателей», а проблема запрещения приватизации прежнего церковного имущества может быть решена путем внесения изменений в ряд законов или через принятие отдельного закона. И этот перечень можно продолжать.

Подытоживая сказанное, можно сделать вывод о том, что в теперешних условиях необходимо большее внимание уделить именно возможности реформирования украинского законодательства в сфере свободы совести и деятельности религиозных организаций именно через механизм внесения отдельных поправок к специальным законодательным актам, не касаясь при этом базового Закона о свободе совести и религиозных организациях. В условиях, когда законодательной ветви власти недостает понимания необходимости религиозной свободы и осведомленных в этой проблематике специалистов, нельзя рисковать многолетним достоянием молодой украинской демократии в сфере обеспечения прав на свободу совести и вероисповедания. Потому, перед тем, как отдавать на рассмотрение парламентариев новую редакцию Закона о свободе совести и религиозных организациях, уместно проверить их заинтересованность и возможность улучшить условия социально-полезной деятельности религиозных организаций путем внесения на голосование отдельных поправок к другим законам. Такой подход позволит небольшими шагами, но продвигаться в направлении реформирования законодательства Украины в этой чувствительной для общества сфере.

В основе этой статьи лежит доклад, подготовленный для научно-практической конференции «Религия и Церковь в современной Украине: состояние, проблемы, перспективы», организованной Государственным комитетом по делам национальностей и религий 21 сентября 2007 года.

Ссылка на источники:
1 Сайт Верховной Рады Украины // http://zakon.rada.gov.ua/cgi-bin/laws/main.cgi?nreg=397-16

2 Соглашение о создании Коалиции демократических сил в Верховной Раде Украины VI созыва. - Стр. 18 // http://www.pravda.com.ua/_site/html/download/ugoda.doc

3 Отчет Государственного комитета по делам религий «О сети церквей и религиозных организаций» по состоянию на 01.01.1997 г. Отчет Государственного департамента по делам религий «О состоянии церквей и религиозных организаций» по состоянию на 01.01.2007 г. (раздел „Статистика религий в Украине” на портале РИСУ)

4 Парламентские слушания на тему «Свобода совести и идентификация личности» // http://zakon.rada.gov.ua/cgi-bin/laws/main.cgi?nreg=2485-15 http://zakon.rada.gov.ua/cgi-bin/laws/main.cgi?nreg=2965-15

5 Коммерсантъ-Украина № 213 от 27.11.2006 г. // http://www.kommersant.ua/doc.html?DocID=725154&IssueId=35783; РІСУ // http://www.risu.org.ua/ukr/news/article;13001/