• Главная
  • Предоставляет ли Церковь "духовные услуги"?...

Предоставляет ли Церковь "духовные услуги"?

18.02.2007, 01:40
Александр ЗОЛОТУХИН, консультант по бухгалтерскому учету и налогообложению, г. Полтава

Александр ЗОЛОТУХИН, консультант по бухгалтерскому учету и налогообложению, г. Полтава

В церковной среде распространено мнение, что Церковь не предоставляет никаких «духовных услуг», основную часть средств, которые она получает, есть Жертва, которую человек дает Богу. В свою очередь, служители культа (например, в православии – священнослужители – диаконы, священники, епископы), которые совершают богослужения в Церкви и пр., есть своего рода посредниками между Богом и людьми и их миссия заключается в первую очередь в Служении Богу и т.п.

Из этого делается вывод, что совершение в Церкви акта взаимодействия между верующими (в православии – прихожанами, членами прихода – церковной общины) и служителями культа (представителями Церкви), в результате которого передается/получается жертва, с одной стороны, и оказывается встречное служение, с другой, не может в принципе рассматриваться как некий акт взаимообмена – «я – тебе, а ты – мне», потому что устремления как первых, так и вторых направлены к Богу, а не друг к другу. А значит, такой акт нельзя рассматривать как куплю-продажу или услуги. Соответственно, и государственные законы, регулирующие гражданско-правовые отношения, возникающие в результате осуществления операций купли-продажи товаров (предоставления услуг, выполнения работ) не распространяются на указанные операции. Вроде бы получается, что они вообще выпадают из гражданского оборота.

Так ли это? – Постараемся ответить в этой статье.

Примерный перечень актов взаимодействий, которые совершаются в Церкви


Перечень таких взаимодействий, разумеется, различен для разных религий, конфессий.

Закон № 987 (Закон Украины от 23.04.1991 г. № 987-ХІІ «О свободе совести и религиозных организациях», с изменениями и дополнениями) выделяет из них две группы (см. ст. 21, ст. 22):

1. Богослужения и

2. Распространение предметов культового назначения.

Богослужения
представляют собой «…совокупность священных обрядов и действий, посредством которых выражаются вера Церкви и благоговейные чувства ее членов.» 1, «…выполнение в Церкви религиозных обрядов…»2. С внешней стороны они являются сочетанием особых священнодействий и молитв.

Например, в православии совершают такие богослужения:

— Собственно богослужения, которые разделяются на три цикла – суточный (девятый час, вечерня, утреня, Божественная литургия и т.д.), недельный (каждый день недели посвящается особому воспоминанию, скажем, воскресенье – Воскресению Христову) и годовой (ежедневные празднования в честь священных событий);

Таинства (крещение, миропомазание, причащение, покаяние, священство, брак и елеосвящение). Таинство – это «Церковно-культовый обряд, который вроде бы имеет чудодейственную силу…»3, «Таинства Церкви – богоустановленные священные действия, в которых под видимым образом сообщается невидимая Божественная благодать.»4;

Молебны, которые представляют собой «…благодарственное или просительное богослужение, совершаемое по частной или общественной нужде, в храме или вне его…»5, «…краткое богослужение за счастливое окончание дела, за здоровье, благополучие чего-нибудь.»6;

Панихиды«Церковная служба по умершему.»7, «заупокойные богослужения, на котором молитвенно поминаются усопшие…»8;

Освящения (помещений, автомобилей, продуктов, икон, креста, храмов и т.д.) – «…церковный обряд, который символизирует очищение чего-нибудь от греховности, предоставление чему-нибудь святости…».9

Некоторые из богослужений священник совершает по заказу отдельных лиц – физических (граждан) или юридических (предприятий, организаций). Это в первую очередь крещение, брак, молебны, панихиды, освящения. Называются такие богослужения требами.

А все другие богослужения совершаются в соответствии с суточным, недельным и годовым циклами, как предусмотрено церковным уставом (типиконом) и распорядком служения, который индивидуален для каждого прихода, или сверх этого по необходимости (например, освящение храма).

Кстати, типикон (церковный устав) - это не гражданский устав, который регулирует гражданско-правовые отношения религиозной организации. Это внутренний документ Церкви, который входит в систему церковного права и не подлежит регистрации в гражданских органах10.

Более коммерческий оттенок имеет вроде бы вторая группа актов - распространение предметов культового назначения.

Хотя под распространением понимается не только продажа, а и раздача, передача и т.п. многим для приобретения, ознакомления и т.п.11 То есть этот акт подразумевает в том числе раздачу соответствующих предметов даром, а не только за плату.

Да и распространяются ведь не автомобили или пластиковые панели, а предметы, необходимые для проведения богослужений. Именно в этом смысле, на взгляд автора, понимаются «предметы культового назначения». В Перечне № 101012 приведен перечень таких предметов, операции по распространению которых освобождены от обложения НДС – свечи, иконы, кресты и т.п. Разумеется, что предметы культового назначения не исчерпываются указанным Перечнем. Фактически он значительно шире. Просто операции по распространению предметов, не попавших в Перечень, не освобождаются от обложения НДС – только и всего.

Исходя из приведенного выше, говорить о коммерческом оттенке в данной ситуации не совсем корректно.

Хотя ниже мы покажем, что Церковь может осуществлять и вполне «коммерческие» операции.

Источники поступления средств в Церкви


Закон № 987, который бы, по идее, должен содержать четкий перечень разрешенных источников поступления средств для Церкви, такого перечня не содержит.

Лишь с анализа различных норм Закона можем сделать вывод, что это могут быть в первую очередь:

средства от распространения предметов религиозного назначения (ст.22: «...Религиозные организации имеют право… распространять предметы религиозного назначения, религиозную литературу и прочие информационные материалы религиозного содержания…») и

добровольные пожертвования граждан, организаций (ст.18: «…Религиозные организации имеют право обращаться за добровольными финансовыми и прочими пожертвованиями и получать их…»).

О других возможных источниках дохода Закон № 987 умалчивает.

Хотя, например, за совершение треб обычно устанавливается плата. Она может быть фиксированной или ориентировочной (кто сколько даст). Хотя требы могут совершаться и бесплатно. Решается этот вопрос в каждом приходе индивидуально. Но взимание указанной платы могут расценить как принудительное обложение верующих, что религиозные организации не имеют права делать (см. ст. 18 Закона № 987), а в этом случае существует потенциальная возможность требовать через суд прекращения деятельности религиозной организации (ст. 16 Закона № 987).

Во избежание подобного недоразумения религиозным организациям целесообразно получать только добровольные пожертвования.

На практике верующим бывает иногда тяжело сориентироваться в размере пожертвования, который дать, что называется, принято (психологический эффект: «чтобы все, как у людей»). Поэтому всегда желательно указывать ценовые ориентиры для пожертвований. Форма установления такого ориентира может быть различной. Например, можно оттолкнуться от себестоимости проведения того или иного богослужения или приобретения (изготовления) предмета религиозного назначения. В соответствующих местах храма вывесить обьявления примерно такого содержания, которые и будут играть роль ориентира:

«Братья и сестры. Просим обратить Ваше внимание, что в нашем храме себестоимость проведения треб составляет: крещение - Х грн., …; изготовление свечей – Y грн. за штуку, … Просим оказать посильную помощь храму для возмещения указанных расходов…»

Как это не покажется странным, но Закон № 987 не содержит прямого запрета на осуществление религиозной организацией деятельности, не связанной с проведением богослужений, как, впрочем, не содержит и прямого разрешения. Эту особенность религиозные организации могут использовать, чтобы обосновывать оказание ими как сопутствующих культовым услуг (проведение похорон13, организация паломничеств и т.д.), так и всех прочих (например, оказание автоуслуг и т.п.).

Но главное при этом, чтобы все источники поступления средств, виды актов взаимодействия (услуг, распространения предметов культового назначения), сопутствующих услуг, видов деятельности и пр., получаемые/оказываемые религиозной организацией, были в обязательном порядке предусмотрены ее уставом (положением), с указанием цели получения/оказания: содержание религиозной организации.

Экономическая сущность торговли в Церкви


Как мы показали выше, за проведение некоторых видов богослужений, распространение предметов культового назначения религиозная организация может взимать плату. Другим источником поступления средств есть добровольные пожертвования, третьим – оказание прочих услуг, не связанных прямо с богослужебной деятельностью.

Третий источник в большинстве своем является обыкновенной операцией купли-продажи, со всеми вытекающими гражданско-правовыми, налоговыми и учетными последствиями.

А вот первый и второй, наоборот, в большинстве своем имеют характер Жертвы. Очень понятно и доступно описывает экономическую сущность подобных операций известный православный миссионер диакон Андрей Кураев в своей статье «Откуда у церкви деньги?»14. Ниже приведем свободный пересказ основных положений этой статьи.

В те далекие времена основания Церкви (около 2 тыс. лет назад и позднее) все, что нужно было для проведения богослужений – воск для свечей, хлеб и вино для таинства Причастия, оливковое масло для лампад, ладан для благовонного каждения и пр., - у крестьян, которые составляли основную массу верующих, было под рукой. Они и приносили все это в храм.

Эти предметы были частью урожая, который крестьянин вырастил. Крестьянин понимал, что не только благодаря своему труду, но большей частью благодаря дарам природы (солнцу, дождю, земле) он все это имеет. Поэтому исходя из чувства справедливости нужно быть благодарным Небу. Вот частичку своего труда, своего урожая крестьянин и приносил к алтарю как Жертва Богу за его благодеяния.

Сегодня, однако, люди не делают вино, не пекут хлеб, не держат пчел и не вытапливают воск. Они живут другими работами, которые и дают им заработок и пропитание. Но все же религиозная совесть напоминает человеку, что он пользуется теми талантами, теми возможностями, теми дарами, которые даровал ему Творец. Поэтому хотя бы частичку своего труда он должен вернуть с благодарностью Ему, в Его храм.

Но каким образом сегодня принести в храм частичку своего труда людям разных профессий, скажем журналисту или ученому? Не экземпляр же газеты со своей статьей приносить и пр.

Да ведь зарабатывают люди так называемый «всеобщий эквивалент» - деньги. Вот деньги люди и несут в храм. Только деньги не используют в богослужениях. Поэтому предварительно их следует обменять на предметы, которые нужны для проведения богослужений – свечи, масло, ладан…

Становится понятным поэтому, что в данном случае отсутствует привычная нам торговля (товаров, услуг). Происходит совершенно особый акт взаимодействия: человек приносит свою Жертву. Здесь говорит его совесть, а не его жадность. Человек фактически отдает, а не получает.

А что говорит церковное право?


Прежде всего определимся с тем, что же представляет собой церковное право.

Статус Церкви в государстве устанавливается самим государством, то есть, законодательством страны ее местонахождения. Этот тезис вытекает из абз.1 ст. 5 Закона № 987, который гласит, что в Украине осуществление государственной политики относительно религии и церкви принадлежит исключительно к ведению государства. Следовательно, законы (Конституция, Кодексы, законы, подзаконные акты), издаваемые государством, регулируют в первую очередь ее так называемые «внешние» отношения – отношения с государством и другими общественными образованиями.

Но помимо этого Церковь нуждается в регулировании своей внутрицерковной жизни – устройства Церкви, способов поддержания церковного мира и благочиния, средств восстановления нарушенного церковного порядка и пр.

Нормы и правила, регулирующие эти аспекты, составляют церковное право. «Этими нормами, правилами, законами Церковь оберегает свой богозданный строй.»15

Источниками церковного права являются в первую очередь Священное Писание и Священное Предание.

Отношение государства к наличию в Церкви внутреннего церковного права выражено в абз. 4 ст. 5 Закона № 987 одной емкой фразой: «Государство не вмешивается в осуществляемую в рамках закона16 деятельность религиозных орагнизаций…». Поэтому если проявления этой деятельности в рамках церковного права противоречат законам, установленным государством, религиозная организация, допустившая нарушение, может быть наказана в порядке, предусмотренном законом.

Следует также сказать, что документы, которые определяют вероисповедную деятельность, решают другие внутренние вопросы религиозной организации, не подлежат регистрации в государственных органах (ст. 12 Закона № 987 А документы эти и есть составной частью церковного права.

Так вот после анализа церковного права можно сделать вывод, что «Жертва призвана поддерживать… служителей Церкви… и …народ Божий (Флп.4, 14-18).»17.

Например, в своем Послании к Коринфянам апостол Павел предписывает церковной общине самой содержать пастырей: «Разве не знаете, что священнодействующие питаются от святилища? Что служащие жертвеннику берут долю от жертвенника?» (1 Кор. 9, 13-14).

В Апостольском правиле 41-м также говорится, что священнослужители «…да не терпят недостатка ни в каком отношении. Ибо закон Божий постановил, да служащие алтарю от алтаря питаются, якоже и воин никогда не подъемлет оружия на врага на своем пропитании.»18

То есть, Жертва - это средство для содержания религиозной организации - храма, священнослужителей и пр. А как же в таком случае быть с приведенным выше утверждением, что Жертва приносится Богу?

Для начала приведем выдержку из псалма 50 (покаянного): «Ибо жертвы Ты не желаешь, - я дал бы ее; к всесожжению не благоволишь. Жертва Богу дух сокрушенный; сердца сокрушенного и смиренного Ты не презришь, Боже.» (Пс. 50, 18-19).

Исходя из приведенного выше, в большинстве случаев, на взгляд автора, Жертва, которую человек приносит в Церковь в виде денежных средств или прочего имущества, состоит как бы из двух составляющих: нематериальной (духовной) – сокрушенного и смиренного сердца, которое и есть фактическая жертва Богу и материальной – денежных знаков и прочего имущества, которую человек жертвует на содержание религиозной организации. Эта последняя переходит в собственность организации, вовлекается в гражданский оборот. А не в собственность к Богу, так как «…к Богу неприменимы юридические понятия гражданского права…»19. «…отдавайте кесарево кесарю, а Божие Богу.» (Мат. 22, 21; Мар. 12, 17).

О Жертве, обе составляющих которой принадлежат именно Богу, хотя и с некоторой долей условности, можно говорить только в том случае, когда она полностью используется в процессе богослужения. Например, человек, сделавший свечу, принесший ее в храм, возжигая ее перед образом и молитвенно обращаясь к Богу, действительно приносит Богу Жертву в ее материальной и нематериальной составляющей.

Хотя, разумеется, в подавляющем числе случаев намерение человека, приносящего Жертву, обращено к Богу, а не религиозной организации. Да и Жертва эта, не будучи потреблена сразу при совершении богослужения, формирует имущество организации, которое все равно прямо или косвенно используется для проведения богослужений.

«Духовные услуги» в свете законодательства Украины


Мы выше уже говорили, что правовой статус Церкви в государстве определяется законодательством страны ее местонахождения. Из этого вытекает, что если законодательством Украины для операций, которые мы рассматриваем, будет присвоен особый статус и поступающие от верующих средства будут названы «Жертвой», мы с полным правом также сможем использовать этот термин в вопросах регулирования соответствующих гражданских правоотношений.

Но такого правового термина законодательство Украины не содержит.

Есть «пожертвование» - дарение недвижимых и движимых вещей, в частности денег и ценных бумаг в т.ч. физическим лицам, юридическим лицам (к которым относятся и религиозные организации), для достижения ими определенной, наперед обусловленной цели (ст. 729 ГКУ20). Особенности правового регулирования операций пожертвования предусмотрены главой 55 ГКУ.

Есть «услуги» - обязательства одной стороны (исполнителя) за заданием другой стороны (заказчика) предоставить услугу, которая потребляется в процессе осуществления некоторых действий или осуществления некоторой деятельности (ст. 901 ГКУ). Кстати, согласно Словарю21 под услугой понимается действие, поступок, который предоставляет пользу, помощь другому; деятельность предприятий, организаций, выполняемая для удовлетворения чьих-нибудь нужд.

Есть «купля-продажа» - передача одной стороной (продавцом) имущества (товара) в собственность другой стороне (покупателю) (ст. 655 ГКУ.

Поэтому все акты взаимодействия, которые совершаются в украинской Церкви, следует рассматривать с применением этих терминов.

Церковь получает от верующих пожертвования и сама предоставляет пожертвования нуждающимся.

Церковь оказывает услуги. Но не «духовные», а культовые.

Церковь продает (например, предметы культового назначения), Церковь покупает все нужное для своей деятельности. И т.д. в соответствии с ГКУ и другим законодательством Украины.



1 Молотков С.Е. Практическая энциклопедия православного христианина. – Санкт-Петербург: издательство «Сатисъ», 2004. С.25 (прим. авт.)
2 Великий тлумачний словник сучасної української мови/ Уклад. і голов. ред. В.Т.Бусел. – К.; Ірпінь: ВТФ „Перун”, 2004. – С.58 (прим. авт.)
3 Там же, 1 с.1227 (прим. авт.)
4 См. сноску № 1, с.183 (прим. авт.)
5 Там же, с.101 (прим. авт.)
6 См. сноску 2, с. 536 (прим. авт.)
7 Там же, с.701 (прим. авт.)
8 См. сноску № 1, с.122 (прим. авт.)
9 См. сноску № 2, с. 682 (прим. авт.)
10 О церковном праве более подробно будет сказано ниже. (прим. авт.)
11 См. сноску № 2, с. 1068 (прим. авт.)
12 Перечень культовых услуг и предметов культового назначения, операции по предоставлению и продаже которых освобождаются от обложения налогом на добавленную стоимость, утвержденный постановлением КМУ от 12.09.1997 г. № 1010 (прим. авт.)
13 Такой вид культовых услуг предусмотрен также Перечнем № 1010 (прим. авт.)
14 См.: www.kuraev.ru/dengi.html. (прим. авт.)
15 Протоиерей Владислав Цыпин. Курс церковного права. – Клин: издательство «Христианская жизнь», 2004. с.4. (прим. авт.)
16 Выделено автором. (прим. авт.)
17 См. сноску 15. С.591 (прим. авт.)
18 Там же, с. 609 (прим. авт.)
19 Там же, с.588 (прим. авт.)
20 Гражданский Кодекс Украины, от 16.01.2003 г. № 435-IV, с изменениями и дополнениями (прим. авт.)
21 См. сноску № 2, с.894 (прим. авт.)