Религиозная сеть Украины: общие тренды vs локальные особенности

21.06.2017, 10:44
Религиозная сеть Украины: общие тренды vs локальные особенности - фото 1

Министерство культуры Украины в конце марта обнародовало новые данные по статистике количества религиозных организаций. Государственный орган ежегодно дает информацию о «религиозной карте» Украины, которую готовят специалисты Департамента по вопросам религий и национальностей.

Министерство культуры Украины в конце марта обнародовало новые данные по статистике количества религиозных организаций. Государственный орган ежегодно дает информацию о «религиозной карте» Украины, которую готовят специалисты Департамента по вопросам религий и национальностей.

По сравнению с прошлым годом количество религиозных приходов несущественно увеличилось – на 202 общины, что равняется половине процента от всей сети. Следует отметить, что в течение последних трех лет количество религиозных общин постепенно растет, хотя до сих пор эта цифра ниже довоенных показателей. Объясняется это тем, что религиозные организации на оккупированных территориях Донбасса и аннексированного Крыма не учитываются Минкультом из-за невозможности посчитать их точное количество.

Итак, если на 1 января 2014 г. в Украине было зарегистрировано 35646 общин, то в 2015 году их уже было 33781, после этого начинается постепенный рост до 34183 в 2016 и 34385 в этом году. Вместе с этим власти начали выявлять фиктивные приходы, то есть те, которые существуют только на бумаге. В прошлом году таковых было 588, а в этом – уже 854. Почти половина из них приходится на крупнейшие украинские конфессии: 184 – УПЦ (МП), 270 – УПЦ КП, 44 – УАПЦ и 33 – УГКЦ.

Что касается регионального распределения, то здесь наблюдаются весьма интересные тенденции. Больше всего религиозных организаций сосредоточено в Львовской области – 2928, большая часть из которых (1503) – греко-католические. Православные в этой области представлены в основном Киевским Патриархатом (265) и Автокефальной Церковью (228), Московскому Патриархату здесь принадлежит 19 храмов. Следует отметить, что мы подаем цифры только по действующим общинам, пользующимся или имеющим в собственности культовое сооружение, не беря во внимание недействующие приходы, общины без регистрации и другие юридические лица, которые не являются общиной.

Второе место занимает Винницкая область. Здесь насчитывается 1893 зарегистрированных, действующих общин и еще 222 незарегистрированных. С большим отрывом доминирует УПЦ (МП) – 716 храмов, далее почти вплотную идут римо-католики (85), УПЦ КП (80) и неопротестантские общины евангельского направления (76).

На третьем месте находится Закарпатье, где официально функционируют 1726 общин и ведут свою деятельность без регистрации еще 113. Конфессиональное многообразие здесь следующее: с небольшим отрывом лидирует Московский Патриархат (585), следом идут греко-католики (358), а уже за ними Реформаторская церковь (113), евангельские протестанты (111) и римо-католики (84). Интересно, что греко-католики Закарпатья представляют собой автономную структуру – Мукачевскую епархию, которая подчиняется напрямую Святому Престолу, собственно поэтому их не включают в состав УГКЦ. Такие особенности административной структуры связаны с тем, что закарпатцы перешли в единство с Римом не во время Брестской (1596), а в результате Ужгородской унии (1646), после чего и была сформирована автономная Мукачево-Пряшевская епархия, об истории которой можно прочитать на сайте РИСУ. Следует отметить, что и Реформаторская церковь – сугубо закарпатское, региональное явление, поскольку состоит она преимущественно из этнических венгров, компактно проживающих на юге Закарпатья.

Меньше всего храмов в Сумской (184), Николаевской (224) и Запорожской (247) областях. Лидер по количеству церквей здесь Московский Патриархат.

Интересно, что статистика по некоторым аспектам диссонирует опросу общественного мнения. Так, например, в последнем исследовании Центра Разумкова крупнейшей православной конфессией определяется УПЦ КП – с ней себя ассоциирует 26,5% украинцев, однако доля ее общин среди религиозного ландшафта Украины лишь 14%. В то время как у ее основного конкурента – УПЦ (МП) – 12% поддержки, согласно опросам, однако 35% всех приходов.

Это свидетельствует о двух фактах. Во-первых, что религиозная сеть Московского Патриархата почти в три раза больше от Киевского – 12 тыс. против 4,8 (сравнение по количеству действующих общин). Так, в 16 областях и городе Киеве УПЦ имеет более половины всех религиозных общин. В то время как Киевский Патриархат доминирует над Московским только в Галичине, на которую приходится 38% всех приходов УПЦ КП.

Во-вторых, получается, что либо большинство верующих ходит в КП, а храмы МП стоят пустые, либо же верующие точно не знают куда ходят. Скорее всего, большинство ходит в МП, потому что соответствующая инфраструктура более развита, однако на уровне идентичности они декларируют себя верянами КП. Нам также представляется, что для большинства опрошенных выбор в пользу того или иного Патриархата является вопросом не конфессиональным, а политическим. Особую остроту этому выбору добавляет война между Украиной и Россией, которая ведется, как известно, не только на фронте. Подтверждением тезиса о политическом, а не конфессиональном выборе может служить и тот факт, что среди верян УПЦ (МП) только треть ориентируется на Россию. Не следует забывать, что в постоянной религиозной жизни принимают участие в среднем 12% граждан, в то время как в процедуре самоопределения участвуют все опрошенные, в независимости от практик.

Что касается региональных особенностей, то, кроме Закарпатья, выделяется Галичина. Региональная церковь-лидер здесь УГКЦ (2868 храмов), 96% общин которой приходятся на Тернопольскую, Ивано-Франковскую и Львовскую области. Также и Автокефальная Церковь имеет в этом регионе 87% своих храмов (593). У Московского Патриархата на этих землях 171 храм, что составляет 2% от всего количества культовых сооружений этой конфессии.

Конфессиональное многообразие присуще и Волыни. Здесь присутствуют три основные группы: православные Московского и Киевского Патриархатов и неопротестантские общины (пятидесятники и харизматы). На первом месте тут верующие УПЦ (МП), 601 и 502 храма в Волынской и Ровенской областях соответственно. У Киевского Патриархата – 262 и 251 соответственно. Общее количество общин евангельских христиан на Волыни соответственно 275 и 161 община. Следует заметить, что неопротестантские религиозные группы также распространены на Буковине (192), Закарпатье (111), в Одесской (113) и Житомирской (120) областях.

Интересно, что костелов Римско-Католической Церкви в Украине больше, чем храмов Украинской Автокефальной Церкви. Верные Святого Престола в основном сосредоточены в Львовской (115), Житомирской (115), Закарпатской (88), Винницкой (85), Тернопольской (84) и Запорожской (84) областях.

На основе описанных фактов нам представляется, что религиозный ландшафт Украины выглядит следующим образом: преимущественно греко-католическая Галичина, с довольно высоким уровнем «религиозной насыщенности» региона, в частности во Львовской области. Регион базовый и для Автокефальной Церкви и вмещает более трети приходов Киевского Патриархата.

Волынь представляет разнообразие православных и протестантских групп. Московский Патриархат здесь является лидером, хотя ему в спину дышит Киевский.

Несколько похожая ситуация на Буковине. Здесь тоже существенная доля православных и протестантов.

Наиболее пестрая картинка на Закарпатье. Значительная часть храмов приходится на УПЦ (МП), их догоняют греко-католики. Несколько меньше представлены римо-католики, евангельские христиане и Реформаторская церковь. Последняя присуща только этому региону.

Довольно высокий уровень «религиозной насыщенности» на Подолье (Винницкая и Хмельницкая области). Безоговорочный лидер здесь МП, на фоне других регионов заметны римо-католики.

Остальные регионы меньше как по количеству общин, так и по многообразию. В основном лидером там выступает Украинская Православная Церковь (Московского Патриархата).

К сожалению, для более детального анализа религиозной ситуации на местах не хватает данных социологических опросов. Сейчас доступны только обобщения по макрорегионам, которые не позволяют исследовать ситуацию хотя бы по историческим регионам. Так, например, Центр Разумкова в подгруппу «Запад» включает такие разные по своему культурному бэкграунду регионы, как Галичина, Закарпатье, Волынь и Буковина. Если же иметь данные в виде первичных единичных анкет, то можно более точно анализировать ситуацию в областях. Это уже не говоря о необходимости основательных опросов в регионах.

Дмитрий ГОРЕВОЙ