А после Томоса – открытое православие

27 августа 2018, 16:12 | Репортажи | view photo | 0 |   | Код для блога |  | 

о. Игорь Савва

Фото с сайта "Православие в Украине"

В Киеве 20–23 августа собрались участники «Сети Открытого Православия» на круглый стол «Какой быть Православной Церкви Украины». Уникальность этого события в том, что большинство присутствующих относится к УПЦ (МП) и в то же время является убежденными сторонниками автокефалии единой Поместной Православной Церкви в Украине.

Вступлением в тему круглого стола стала лекция, которую прочитал архимандрит Кирилл (Говорун). Основная ее идея заключалась в том, что Томос об автокефалии не решит проблем украинских Церквей сам по себе, а будет лишь началом непростого процесса объединения и осознания собственной самостоятельности и самоуправления новой единой Украинской Церкви. И чтобы мы могли действовать в этом направлении, необходимо, прежде всего, осознать, какой мы хотим видеть эту новую Церковь.

Легко заметить, что две самые активные в Украине Церкви – Киевского и Московского Патриархатов – в своем духовном, внутреннем устройстве и административной, внешней организации несут на себе значительную печать советской, тоталитарной эпохи и предыдущего имперского периода. Есть еще УАПЦ с ее поиском правильного духовного устроения и соборноправности, но она слишком малочисленна. И есть УГКЦ с ее ориентацией на честную проповедь заповедей Христа и открытость для мира. Однако она имеет определенный канонический статус, поэтому вряд ли сможет непосредственно участвовать в объединительном процессе. Но для собравшихся очевидно, что нет смысла объединяться и создавать единую Церковь, если она не будет построена «на основе библейской мудрости, евангельской открытости и православной соборности», как сказано в итоговом документе круглого стола.

Какой быть единой Поместной

Теме, какой мы хотим видеть будущую единую Церковь, и были посвящены следующие дни работы.

Большое внимание было уделено системе отношений между членами будущей Церкви. Участники в частности отметили, что для позднего, «имперского периода истории» характерна иерархическая, вертикальная система управления в церковной жизни, тогда как в апостольской Церкви мы видим более «горизонтальные», «республиканские» отношения, активное участие всех христиан в деле управления Церковью. Основы этого иного способа построения церковных отношений можно увидеть в словах Христа (Мр.10:43).

Обсуждался вопрос о том, нужно ли Церкви закрываться, изолироваться от мира, или быть открытой для него. Выбор участников угадывался уже в их самоназвании «Сеть Открытого Православия». Священник Георгий Коваленко во время обсуждения нашел такие слова: «Не людей приводить в Церковь, а Церкви стать людьми», – которые охотно одобрили присутствующие.

Цель открытого православия ранее была сформулирована в группе «Сеть» так: «В Церкви – святость, просветительство, открытость, любовь! В Обществе – взаимоуважение, взаимопомощь, диалог! В Стране – свобода, достоинство, справедливость, честный труд!»

Богослужения, понятные для людей

Большое внимание было уделено вопросам Богослужения, поскольку именно оно – лицо Церкви. Обсуждая вопрос языка богослужения, присутствовавшие отмечали, что человек должен молиться на понятном языке, в то же время перевод некоторых чинов и молитв может выявить их малую ценность и непонятность самих по себе, что очень трудно заметить, читая их на церковнославянском языке. Звучали мнения о катастрофическом несоответствии Богослужения современной жизни. Денис Таргонский представил сравнение, будто мы сидим на палубе и рассуждаем о тонкостях конструкции корабля, а в это время вода заливает трюм и кто-то едва успевает латать его обшивку.

Была особо отмечена необходимость разнообразия богослужебных практик и чинов. Терпимость и уважение к этому разнообразию, видение в ней настоящего единства Церкви должны прийти на смену обязательного требования к единообразию, тем более что оно практически невыполнимо.

Отдельно был рассмотрен вопрос о возможности совместной молитвы представителей разных христианских конфессий. Решение вопроса о возможности общего Причастия оставлено на рассмотрение соборов, общая же молитва признана вполне допустимой. Священники Андрей Дудченко и Игорь Савва отметили, что древние каноны запрещали общую молитву, если участников ее не связывали общие богословские представления и общая вера во Христа. Современные же христианские конфессии исповедуют один апостольский Символ веры и догматические разногласия между ними нельзя считать настолько существенными, чтобы они были препятствием для совместной молитвы.

К будущему Томосу с опытом

Большое внимание было уделено местным миссионерским и церковным проектам участников круглого стола. Каждый имел возможность представить собственную деятельность и поделиться опытом с другими.

Это, прежде всего, об образовательных программах. Священник Богдан Огульчанский представил страницу Открытого Православного Университета с циклами лекций.

Виталий Хромець, доцент кафедры культурологии НПУ им. Н.П. Драгоманова, представил бакалаврские, магистерские и докторские программы по теологии, действующие в этом учебном заведении.

Многие участники говорили об издательских проектах. Вячеслав Горшков   рассказал о деятельности известного издательства «Дух і Літера». Владимир Романенко представил серию книг Библии, комментируемых и хорошо иллюстрированных в издательстве «Богуславкнига». Священник Андрей Дудченко представил «Молитвенник православного верянина», который он подготовил с помощью целого коллектива единомышленников. Это не просто новые переводы молитв на украинский язык, это новая концепция молитвенника, который не регламентирует молитву правилами, а дает возможность выбирать разные тексты из огромной сокровищницы церковной гимнографии по различным поводам и в разное время суток. Над молитвенником также работал дизайнер Алексей Чекаль, который тоже присутствовал и имел возможность представить свои многочисленные работы.

Александр Клименко представил большое количество своих «Икон на ящиках из-под патронов». Они украшали стены зала, где проходил круглый стол, обращая мысли присутствующих к тому непростому времени, которое переживает сейчас Украина.

Владимир Мельник сделал интересный доклад «Открытое православие – жизнь свободы» и представил всем присутствующим свою книгу «РПЦ и Оруэлл», изданную на двух языках.

Было уделено внимание литургическому творчеству. Священник Игорь Савва представил чин короткой литургии, которая служится в его общине. Священник Андрей Пономаренко рассказал о практике применения украинской транслитерации в церковнославянском тексте богослужения.

Священник Назарий Давыдовский рассказал о хоре, которым он руководит, и показал видео выступления и кадры со съемок фильма, где он снялся как актер.

Вообще, проектов было очень много, практически каждый из присутствующих имел возможность хотя бы кратко рассказать о себе и своей деятельности.

В конце последнего дня работы перед собравшимися выступил директор Национального института стратегических исследований Ростислав Павленко, чтобы заверить, что государство, не вмешиваясь в церковные дела, сделает все необходимое, чтобы обеспечить условия, в которых станет возможным создание единой Автокефальной Церкви в Украине.

Итоговое заявление

Выработать итоговый документ круглого стола оказалось не просто. Слишком много хотелось сказать участникам. Священник Георгий Коваленко рассказал, что документ получился таким объемным, что его пришлось сокращать в несколько раз. Принять его тоже сразу не удалось, так как было очень много правок. В конце концов, все присутствующие согласились с его окончательным текстом и документ опубликовали.

Подписать Заявление в группе «Сеть» теперь могут все, кто согласен с его текстом, независимо от конфессии.

Заява ініціативної групи мережі Відкритого Православ’я

(Київ, 23 серпня 2018 року)

Зібрані разом за ініціативи Відкритого православного університету Святої Софії-Премудрості, ми, духовенство і вірні Української Православної Церкви, розпочали діалог про те, якою бути Православній Церкві України та про її місце в суспільстві.

Більшість з нас є переконаними і послідовними прихильниками автокефалії Православної Церкви України. Ми відкриті до діалогу і закликаємо православних українців, які належать чи будуть належати до різних православних юрисдикцій, відмовитися від мови ворожнечі і насильства до будь-кого у вирішенні будь-яких питань, в т.ч. адміністративних та майнових.

Ми пропонуємо замість війни юрисдикцій — мирне співіснування, співпрацю і співслужіння.

Ми вітаємо бажання Константинопольського Патріарха та Вселенського Православ’я допомогти православним українцям вилікувати церковні розділення. Але й ми маємо бути не пасивними спостерігачами, а активними учасниками процесів примирення в Українському Православ’ї.

Надання Томосу про автокефалію Православної Церкви України - це лише початок процесу єднання православних українців і розбудови Української Церкви на засадах біблійної мудрості, євангельської відкритості та православної соборності. Саме від нас, православного духовенства і віруючих, залежить, яким буде майбутнє Православної Церкви України.

Для того, щоб позбутися імперських, тоталітарних та радянських нашарувань в нашому церковному і суспільному житті, нам потрібен не тільки Томос, але й великий соборний процес із залученням найкращих православних богословів, який повернув би нас до справжніх традицій Київської Церкви і став би дороговказом.

Нам потрібна не тільки єдність Українського Православ’я, але й єдність народу України. Тому ми бачимо наше Православ’я відкритим до діалогу з суспільством і медіа, з наукою і освітою, з іншими релігіями і конфесіями, з віруючими та невіруючими.

Ми підтримуємо намагання Президента України та інших православних вірян, які обрані народом України на високі державні посади або є активними членами громадянського суспільства, сприяти процесові отримання Томосу про автокефалію Православної Церкви України. Одночасно ми закликаємо державну владу забезпечити неухильне дотримання українського законодавства та захищати конституційне право на свободу світогляду і віросповідання, унеможлививши насильство та забезпечивши мирне і правове вирішення усіх спірних питань. Політиків, експертів та журналістів, незалежно від їх ставлення до процесів, що відбуваються в українському Православ’ї, ми просимо утримуватися від агресивної риторики, не закликати до насильства і не погрожувати ним.

Як віруючі громадяни України, ми єдині у прагненні миру для нашої країни та відновлення її територіальної цілісності. Ми молимося за упокій тих, хто загинув, захищаючи нашу незалежність, та всіх жертв війни. Ми молимося за зцілення поранених, за добробут вимушених переселенців, за визволення полонених.

Ми віримо в те, що можлива єдність у різноманітності, бо нас об’єднує любов до Небесного Бога-Отця і земної матері-України та жертовне служіння ближньому.

Боже Великий Єдиний, нам Україну храни!

Развиртуализация


До этого большинство участников было знакомо только в социальных сетях. Цель собравшихся была не только получить информацию о деятельности других или найти решения наболевших вопросов. Очень ценно простое человеческое общение с единомышленниками, которые свои проекты продвигают часто в одиночку, не пользуясь поддержкой и сочувствием окружающих, и все же иначе не могут. Такое общение и обмен мнениями очень поддерживает и позволяет чувствовать себя членом большой заботливой семьи, которую все мы ищем в Церкви.

Система Orphus
Рейтинг
0
0
0комментариев

Комментарии

добавить коментарий 

    Оставлять комментарии могут только зарегистрированные посетители Войти

    Последние комментарии

    • Ігор Затятий | 13 октября 2019, 17:47

      Розглядайте, розглядайте, до другого пришествія.

    • velovs@ukr.net | 13 октября 2019, 14:39

      Шановний lerer10225@com.ua! Я в Біблії НІДЕ і НІЯК не читав, що, мовляв, слід молитися за сатану та йому підлеглих злих, нечистих духів (демонів і бісів). Наша, християн, боротьба, як наголошує св.

    • enzian | 13 октября 2019, 14:04

      В таких ситуаціях дуже добре заспокоює ціаністий кал.

    • lerer10225@com.ua | 13 октября 2019, 09:46

      velovs@ukr.net Та згоден я з вами щодо сумління і т.д. Ну, а щодо молитв за ворогів, то так можна дійти й до того, що за сатану треба молитися. Тільки от він точно знає, що творить. І Кирило та Путін

    • velovs@ukr.net | 13 октября 2019, 07:44

      Шановний lerer10225@com.ua, дякую за відповідь. :) Євангеліє я читаю і (начебто) знаю. Так от, там, наскільки я пам'ятаю і розумію, немає ніяких градацій, обмежень і дискримінацій - за яких саме

    Популярные статьи месяца