Ковчег межнационального единения

4 августа 2017, 10:30 | Репортажи | view photo | 1 |   | Код для блога |  | 

Ярослав КИТ

Уже в двенадцатый раз в Унивской лавре организован уникальный проект – XII польско-крымскотатарско-еврейско-украинский межрелигиозный молодежный семинар «Ковчег». Сорок участников, представляющих четыре нации и одну Украину, приехали, чтобы в течение недели общаться с общественными деятелями, художниками, политиками и учеными. Не зря лозунгом семинара стало высказывание святого Иоанна Павла II: «Строим мосты, а не стены». Следуя этому, молодежь имела возможность не только получить новые знания, но и духовно обогатиться и близко познакомиться со сверстниками из других культурных сред.

Организаторы нынешнего семинара: Генеральное консульство Республики Польши во Львове, Украинский католический университет, Украинский центр исследований Холокоста «ТКУМА» (Днепр), Федерация польских организаций в Украине, Дворец культуры имени Гната Хоткевича во Львове.

Семинар «Ковчег» длился с 16 по 24 июля и состоял из определенных тематико-просветительских блоков. После сбора всех участников и переезда в Унивскую лавру, участники семинара в течение дня участвовали в интеграционных тренингах. На следующий день состоялось официальное открытие с участием Яна Пекло, Чрезвычайного и Полномочного Посла Польши в Украине, Алима Алиева, соучредителя инициативы «Крым SOS», и других соорганизаторов проекта. С 19 по 23 июля поочередно проходили тематические дни: украинский, крымскотатарский, еврейский и польский. После этого состоялась однодневная поездка в Польшу. Все тематические дни сопровождались лекциями, тренингами и мастер-классами (гончарство, рисование на стекле, танцы, приготовление национальных блюд).

Рефат Чубаров, глава Меджлиса и Всемирного конгресса крымских татар, в своей лекции отметил: «Темой нашей встречи является девиз: «Строим мосты, а не стены». Это очень хороший слоган, который легко вспомнить и который будет понятен для всех. Мы должны понять, что для нас значат мосты и почему стены – это нехорошо. Мосты – это взаимное уважение и понимание между собой. Мы должны воплотить эти слова в жизнь, мы должны строить мосты, когда мы перестаем их строить – это заканчивается конфликтами... Для того чтобы пользоваться своими правами, мы должны иметь ценности. Реализуя свои права, мы должны также помнить о правах других. Наши права и ценности могут реализоваться только при соблюдении прав и ценностей других людей».

Мирослав Маринович, вице-ректор Украинского католического университета, прочитал лекцию «Митрополит Андрей Шептицкий, Украина и принцип "добавленной стоимости"».

Стоит отметить значительный инновационный характер лекции, поскольку понятие «добавленной стоимости» было перенесено из глобальной политэкономии на украинскую почву. А пример деятельности Митрополита Андрея Шептицкого ярко вписался в контекст нынешнего семинара «Ковчег».

«В основании принципа «нулевой суммы» находится определение нашей победы, что автоматически означало их поражение – и наоборот. Этот принцип стал колыбелью человеческой цивилизации. На нем выросли все без исключения национализмы и все национальные герои. Каждая национальная историография включает в себя эту черно-белую картину благородства «своего» и преступности «другого»...»

«Переломным моментом стала Вторая мировая война. Ужаснувшись чудовищным последствиям того гигантского столкновения национальных эгоизмов, Европа наконец усвоила урок и вышла на логику «добавленной стоимости», которая сегодня и является признаком цивилизованности. «Добавленная стоимость» – когда от сотрудничества выигрывают все, когда нет победителей и побежденных. Результат больше суммы слагаемых. Игроки, сотрудничая, получают больше, чем получили бы в одиночку. Это выгоднее, чем тратить энергию на взаимную борьбу».

«Вершиной западной методологии примирения противоречивых исторических памятей стала формула: «Прощаем и просим прощение». Она стала матрицей, на которой выстроили свое примиренное будущее сначала французские и немецкие руководители, потом польские и немецкие епископы, а после них уже вся послевоенная евроатлантическая цивилизация. Поэтому логика «добавленной стоимости» вошла в ее плоть и кровь, стала обязательным условием развития».

Роман Шептицкий (позже Митрополит Андрей) понимал, что выбирает трудный путь между двумя национальными лагерями (польским и украинским) и ему всю жизнь суждено быть «чужим среди своих». Сам Роман как-то признался своей матери: «Я знаю точно, что меня ждет: поляки будут считать меня украинцем, а украинцы – поляком, и зря. Господь Бог призывает, надо идти!» Выражение «Бог призывает» дает ключ к пониманию поступков Митрополита Андрея. Он был не национальным борцом, а христианским миссионером.

Личность Митрополита Андрея Шептицкого является своеобразным мостом взаимопонимания как для поляков, так и для украинцев. Ведь Шептицкий поднял столетнюю польскую «миссию на восток» на высшую духовную высоту. И в то же время стал для украинцев вне всяких сомнений святым, поскольку посвятил себя заботе о Божьем духе в украинском народе и его Церкви.

«Впервые принцип «добавленной стоимости» был выписан Митрополитом Андреем в послании «Христианская семья» вместе с феноменом совместной молитвы. Вряд ли стоит удивляться, что гармоничное решение социальных проблем церковный иерарх и пастырь видел в соблюдении Божьего закона. Для Андрея Шептицкого это положение было программным: «Благосостояние и счастье народов зависит в наибольшей степени от соблюдения Декалога... Декалог является идеальным прототипом всех законов, которыми светская власть имеет право и обязанность упорядочивать отношения между людьми...»

«Мало что вызывало у Шептицкого большее сопротивление, чем ненависть. В течение своего служения он развивает целое учение о любви к своему, которую не сопровождает ненависть к враждебному чужому: «Любите все свое, своего держитесь и о своем заботьтесь, но берегитесь ненависти, потому что ненависть – это чувство нехристианское. Берегитесь и между собой ненависти и раздора, чрезмерной партийности; объединяем свои силы, ибо силы разделенные всегда слабы».

Тема презентации д-ра Игоря Щупака, руководителя Украинского центра исследований Холокоста «ТКУМА», – «Историческая память о Второй мировой войне и Холокосте и война памятей» – перефразирует известную удачную формулу проф. Ярослава Грицака («Память о войне и война памятей»).

Игорь Щупак представил различные модели исторической памяти об упомянутых событиях прошлого, которые существуют сегодня в Украине, на примерах музейных экспозиций, мемориальных комплексов и школьных учебников истории. В частности, на примере музея «Память еврейского народа и Холокост в Украине» (г. Днепр) история войны показана в контексте всемирной и украинской истории, с учетом полиэтнического характера явлений и событий, с попыткой сравнительного анализа тех геноцидов, которым подверглась Украина в ХХ веке (Голодомор, Холокост, депортация крымских татар).

Вместе с тем, была проиллюстрирована постсоветская (современная российская) модель исторической памяти о Второй мировой войне и Холокосте и показаны ее отличия от европейских и украинских моделей. Игорь Щупак продемонстрировал, что российская модель памяти о «Великой Отечественной войне» является фактически квазирелигиозной концепцией со своими догматами, ритуалами, квазиценностями (жертвенность, освящение государства, а не человека) и даже своими «святыми» (когда происходит поклонение не портретам, а «иконам» Сталина).

Что касается современной памяти о Холокосте в России, то можно констатировать возрождение советских штампов о погибших «советских гражданах» вместо прямого указания о массовом убийстве нацистами именно евреев (например, на месте массового расстрела евреев в Ростовской области, или в российских учебниках, когда речь идет о трагедии Бабьего Яра).

Лекция-презентация проходила в интерактивном режиме и сопровождалась живой реакцией слушателей.

Константин Сигов, директор Центра европейских гуманитарных исследований Национального университета «Киево-Могилянская Академия» и научно-издательского объединения «Дух и Литера», прочитал лекцию «Восприятие "другого" в Украине и вызов "постправды"». В лекции был сделан обзор нескольких знаковых украинских изданий, с помощью которых автор раскрыл свою тему. В частности, это монографии Оли Гнатюк «Отвага и Страх» и Йоганеса Швалины «Молчание говорит». В них представлены важные проблемы для современности – как меняются люди во время войны и почему преодоление конфликтных проблем прошлого является успешным решением насильственных конфликтов современности.

Значительное внимание Константин Сигов уделил разносторонности взглядов и ментальности современной Украины. Здесь важна книга немецкого исследователя Карла Шлёгеля. Не менее важны ментальность и релятивизм по отношению к правде. Здесь знаковым стало издание УКУ книги Питера Померанцева «Ничего правдивого и все возможно». По определению Оксфордского словаря, постправда – понятие, «касающееся условий, при которых объективные факты менее значимы при формировании общественного мнения, чем обращение к эмоциям и личным взглядам». А в интерпретации аналитиков BBC постправда описывает «эпоху развития массовых коммуникаций, когда истина перестает быть принципиально важной».

Обращаясь к будущим событиям в Украине, в частности, к сентябрьскому конгрессу ПЕН-клуба во Львове, К.Сигов представил слоган 83-го Конгресса ПЕН «Когда правда становится истиной» («When truth comes true»). Лектор через примеры и аналогии доказал, что более верным должен быть слоган «Когда правда становится настоящей?», поскольку это отражает реальную суть Украины после Евромайдана. Стремление общества к правде закономерно тогда, когда происходят нарушения общечеловеческих норм морали и веры. Собственно через Священное Писание можно увидеть суть «постправды». Бесспорно лучшим в этом контексте можно назвать труд Ярослава Пеликана «Кому принадлежит Библия?». Библия с самого своего возникновения является полем битвы стольких вер, учений, мировоззрений, сект, партий и т.п., что невольно возникает вопрос: вообще можно ли посмотреть на нее беспристрастно, взвешенно, трезво?

Одним из крупнейших событий семинара был экуменический молебен, организованный в г. Сянок. Прежде всего, важно, что для многонациональной группы участников молитва стала одним из самых впечатляющих и одновременно объединяющих событий. Молебен проводили: Юнус Юнусов, участник семинара «Ковчег», мусульманский имам, Даниил Врублевский, участник семинара «Ковчег», представитель еврейской общины, отец Адам Микосяк, францисканец, римо-католик, и отец Николай Костецкий (УГКЦ).

В целом духовная атмосфера семинара очень способствовала интегрирующим моментам. Живя на территории Унивской лавры, все участники имели возможность посещать ежедневные литургии, общаться с братьями-монахами. В частности присутствующие очень положительно отзывались о брате Василии, который курировал проведение семинара.

Как отметила Светлана Манита, главный администратор ГДК им. Г.Хоткевича, координатор проекта «Ковчег», «у участников семинара исчезли стереотипы о монахах. Баланс между работой, сном и духовностью по формуле 8х8х8. Необременительный труд, а именно на поле, выпечка хлеба, изготовление свечей, уход за пчелами. Старец Александр живет в аскетических условиях, изредка встречаясь с людьми. И на этом фоне, например, один из монахов делает уникальные вышивки. Отец Макарий профессионально занимается пауэрлифтингом, стал мастером спорта и недавно занял первое место на чемпионате Европы».

«У меня в течение семинара произошла своеобразная личная эволюция, – комментирует Татьяна Тертула, участница семинара «Ковчег» 2017, фотограф, актриса. – Изначально мы смело высказывались, уважали друг друга, что исключало любые конфликтные ситуации. Мы все живем под одним Богом! Это нас связывает и это побуждает преодолевать барьеры. Раньше я думала, что понятие «звезда» имеет выраженный телеформат. Ведь «звезды» строятся на телеэфирах. А здесь «звездами» оказались люди, которые общались с нами как с равными, без комплексов. Например, Мирослав Маринович, Игорь Щупак, Константин Сигов.

Для молодежи, которая приехала в Унив, новостью стала информация о том, что здесь спасены сотни евреев во время Второй мировой войны. Это тоже стало элементом ломки определенного стереотипа и одновременно особого впечатления от места проживания».

«Помню, как в начале семинара Мирослав Маринович сказал, что на «Ковчеге» нет запрещенных тем, – говорит Татьяна Тертула. – Мы не боялись высказываться на духовные темы. Вот когда участники из еврейской группы рассказывали о Торе, крымские татары удивились, ведь нашли много сходного с Кораном. Развеялся стереотип о евреях-хасидах, которые молятся и не общаются с людьми вне своей среды. Здесь нас объединил украинский язык – главный язык общения на семинаре. Не менее интересным было то, что во время еврейского дня все участники мужского пола носили традиционный элемент покрытия головы – кипу.

Мусульмане разрушили наш стереотип относительно отношения к женщине в исламе и в мусульманских странах, а также нетолерантного отношения мусульман к христианам. Вот цитата: «Ты увидишь, что ближайшими ко всем в любви к верующим есть те, кто говорит: мы Христиане. КОР, 5:82». Уважение у мусульман к матери вызывает удивление. Ведь только когда зовет мать, можно оторваться от традиционной молитвы».

Молодежный семинар «Ковчег» 2017 завершился итоговой встречей в Генеральном консульстве Республики Польша во Львове. Участники искренне поблагодарили организаторов за великолепный проект, в котором всем посчастливилось принять участие.

Фото со страницы в Facebook Ген.Консулята Польши во Львове.

Система Orphus
Рейтинг
0
0
1комментариев

Комментарии

добавить коментарий 
  • alimpik2017 | 31 августа 2017, 19:42
    Комментировать комментарий

    Стаття містить неповну інформацію щодо організаторів семінару, зокрема не зазначено організаторів кримськотатарської сторони: громадські організації "КримSOS" та "Кримськотатарський культурний центр "Кримський Дім у Львові"

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные посетители Войти

Последние комментарии

  • В. Ясеневий | 16 июля 2018, 21:06

    Якби так розуміли наші українські інтелектуали...

  • В. Ясеневий | 16 июля 2018, 21:02

    Дуже м'ягко сказано, п.Ігоре Зенькович.. А насправді...вони не є християни, а сатаністи... Любити , чи зневажати весь народ, це свідчити свою віру в БОГА, або зневажати і плювати на НЬОГО і всіх

  • В. Ясеневий | 16 июля 2018, 20:36

    Державницька і державотворча Церква. Ці тези Глави УГКЦ викликають дуже серйозні роздуми. З історії минулих часів, хто може стверджувати , що якась конкретна сила НАМАГАЛАСЯ БУДУВАТИ НЕЗАЛЕЖНУ

  • Ігор Зенькович | 16 июля 2018, 10:38

    Вар"яти.

  • Mauricio | 14 июля 2018, 16:37

    moscow, russia, putin .... same rubbish. As their vessel sinks, they want their neighbours to sink with them. They better worry about china who hast taken vast lands in siberia and eastern russia.