Ковчег межнационального единения

04.08.2017, 10:30
Ковчег межнационального единения - фото 1

Уже в двенадцатый раз в Унивской лавре организован уникальный проект – XII польско-крымскотатарско-еврейско-украинский межрелигиозный молодежный семинар «Ковчег». Сорок участников, представляющих четыре нации и одну Украину, приехали, чтобы в течение недели общаться с общественными деятелями, художниками, политиками и учеными.

Уже в двенадцатый раз в Унивской лавре организован уникальный проект – XII польско-крымскотатарско-еврейско-украинский межрелигиозный молодежный семинар «Ковчег». Сорок участников, представляющих четыре нации и одну Украину, приехали, чтобы в течение недели общаться с общественными деятелями, художниками, политиками и учеными. Не зря лозунгом семинара стало высказывание святого Иоанна Павла II: «Строим мосты, а не стены». Следуя этому, молодежь имела возможность не только получить новые знания, но и духовно обогатиться и близко познакомиться со сверстниками из других культурных сред.

Организаторы нынешнего семинара: Генеральное консульство Республики Польши во Львове, Украинский католический университет, Украинский центр исследований Холокоста «ТКУМА» (Днепр), Федерация польских организаций в Украине, Дворец культуры имени Гната Хоткевича во Львове.

Семинар «Ковчег» длился с 16 по 24 июля и состоял из определенных тематико-просветительских блоков. После сбора всех участников и переезда в Унивскую лавру, участники семинара в течение дня участвовали в интеграционных тренингах. На следующий день состоялось официальное открытие с участием Яна Пекло, Чрезвычайного и Полномочного Посла Польши в Украине, Алима Алиева, соучредителя инициативы «Крым SOS», и других соорганизаторов проекта. С 19 по 23 июля поочередно проходили тематические дни: украинский, крымскотатарский, еврейский и польский. После этого состоялась однодневная поездка в Польшу. Все тематические дни сопровождались лекциями, тренингами и мастер-классами (гончарство, рисование на стекле, танцы, приготовление национальных блюд).

Рефат Чубаров, глава Меджлиса и Всемирного конгресса крымских татар, в своей лекции отметил: «Темой нашей встречи является девиз: «Строим мосты, а не стены». Это очень хороший слоган, который легко вспомнить и который будет понятен для всех. Мы должны понять, что для нас значат мосты и почему стены – это нехорошо. Мосты – это взаимное уважение и понимание между собой. Мы должны воплотить эти слова в жизнь, мы должны строить мосты, когда мы перестаем их строить – это заканчивается конфликтами... Для того чтобы пользоваться своими правами, мы должны иметь ценности. Реализуя свои права, мы должны также помнить о правах других. Наши права и ценности могут реализоваться только при соблюдении прав и ценностей других людей».

Мирослав Маринович, вице-ректор Украинского католического университета, прочитал лекцию «Митрополит Андрей Шептицкий, Украина и принцип "добавленной стоимости"».

Стоит отметить значительный инновационный характер лекции, поскольку понятие «добавленной стоимости» было перенесено из глобальной политэкономии на украинскую почву. А пример деятельности Митрополита Андрея Шептицкого ярко вписался в контекст нынешнего семинара «Ковчег».

«В основании принципа «нулевой суммы» находится определение нашей победы, что автоматически означало их поражение – и наоборот. Этот принцип стал колыбелью человеческой цивилизации. На нем выросли все без исключения национализмы и все национальные герои. Каждая национальная историография включает в себя эту черно-белую картину благородства «своего» и преступности «другого»...»

«Переломным моментом стала Вторая мировая война. Ужаснувшись чудовищным последствиям того гигантского столкновения национальных эгоизмов, Европа наконец усвоила урок и вышла на логику «добавленной стоимости», которая сегодня и является признаком цивилизованности. «Добавленная стоимость» – когда от сотрудничества выигрывают все, когда нет победителей и побежденных. Результат больше суммы слагаемых. Игроки, сотрудничая, получают больше, чем получили бы в одиночку. Это выгоднее, чем тратить энергию на взаимную борьбу».

«Вершиной западной методологии примирения противоречивых исторических памятей стала формула: «Прощаем и просим прощение». Она стала матрицей, на которой выстроили свое примиренное будущее сначала французские и немецкие руководители, потом польские и немецкие епископы, а после них уже вся послевоенная евроатлантическая цивилизация. Поэтому логика «добавленной стоимости» вошла в ее плоть и кровь, стала обязательным условием развития».

Роман Шептицкий (позже Митрополит Андрей) понимал, что выбирает трудный путь между двумя национальными лагерями (польским и украинским) и ему всю жизнь суждено быть «чужим среди своих». Сам Роман как-то признался своей матери: «Я знаю точно, что меня ждет: поляки будут считать меня украинцем, а украинцы – поляком, и зря. Господь Бог призывает, надо идти!» Выражение «Бог призывает» дает ключ к пониманию поступков Митрополита Андрея. Он был не национальным борцом, а христианским миссионером.

Личность Митрополита Андрея Шептицкого является своеобразным мостом взаимопонимания как для поляков, так и для украинцев. Ведь Шептицкий поднял столетнюю польскую «миссию на восток» на высшую духовную высоту. И в то же время стал для украинцев вне всяких сомнений святым, поскольку посвятил себя заботе о Божьем духе в украинском народе и его Церкви.

«Впервые принцип «добавленной стоимости» был выписан Митрополитом Андреем в послании «Христианская семья» вместе с феноменом совместной молитвы. Вряд ли стоит удивляться, что гармоничное решение социальных проблем церковный иерарх и пастырь видел в соблюдении Божьего закона. Для Андрея Шептицкого это положение было программным: «Благосостояние и счастье народов зависит в наибольшей степени от соблюдения Декалога... Декалог является идеальным прототипом всех законов, которыми светская власть имеет право и обязанность упорядочивать отношения между людьми...»

«Мало что вызывало у Шептицкого большее сопротивление, чем ненависть. В течение своего служения он развивает целое учение о любви к своему, которую не сопровождает ненависть к враждебному чужому: «Любите все свое, своего держитесь и о своем заботьтесь, но берегитесь ненависти, потому что ненависть – это чувство нехристианское. Берегитесь и между собой ненависти и раздора, чрезмерной партийности; объединяем свои силы, ибо силы разделенные всегда слабы».

Тема презентации д-ра Игоря Щупака, руководителя Украинского центра исследований Холокоста «ТКУМА», – «Историческая память о Второй мировой войне и Холокосте и война памятей» – перефразирует известную удачную формулу проф. Ярослава Грицака («Память о войне и война памятей»).

Игорь Щупак представил различные модели исторической памяти об упомянутых событиях прошлого, которые существуют сегодня в Украине, на примерах музейных экспозиций, мемориальных комплексов и школьных учебников истории. В частности, на примере музея «Память еврейского народа и Холокост в Украине» (г. Днепр) история войны показана в контексте всемирной и украинской истории, с учетом полиэтнического характера явлений и событий, с попыткой сравнительного анализа тех геноцидов, которым подверглась Украина в ХХ веке (Голодомор, Холокост, депортация крымских татар).

Вместе с тем, была проиллюстрирована постсоветская (современная российская) модель исторической памяти о Второй мировой войне и Холокосте и показаны ее отличия от европейских и украинских моделей. Игорь Щупак продемонстрировал, что российская модель памяти о «Великой Отечественной войне» является фактически квазирелигиозной концепцией со своими догматами, ритуалами, квазиценностями (жертвенность, освящение государства, а не человека) и даже своими «святыми» (когда происходит поклонение не портретам, а «иконам» Сталина).

Что касается современной памяти о Холокосте в России, то можно констатировать возрождение советских штампов о погибших «советских гражданах» вместо прямого указания о массовом убийстве нацистами именно евреев (например, на месте массового расстрела евреев в Ростовской области, или в российских учебниках, когда речь идет о трагедии Бабьего Яра).

Лекция-презентация проходила в интерактивном режиме и сопровождалась живой реакцией слушателей.

Константин Сигов, директор Центра европейских гуманитарных исследований Национального университета «Киево-Могилянская Академия» и научно-издательского объединения «Дух и Литера», прочитал лекцию «Восприятие "другого" в Украине и вызов "постправды"». В лекции был сделан обзор нескольких знаковых украинских изданий, с помощью которых автор раскрыл свою тему. В частности, это монографии Оли Гнатюк «Отвага и Страх» и Йоганеса Швалины «Молчание говорит». В них представлены важные проблемы для современности – как меняются люди во время войны и почему преодоление конфликтных проблем прошлого является успешным решением насильственных конфликтов современности.

Значительное внимание Константин Сигов уделил разносторонности взглядов и ментальности современной Украины. Здесь важна книга немецкого исследователя Карла Шлёгеля. Не менее важны ментальность и релятивизм по отношению к правде. Здесь знаковым стало издание УКУ книги Питера Померанцева «Ничего правдивого и все возможно». По определению Оксфордского словаря, постправда – понятие, «касающееся условий, при которых объективные факты менее значимы при формировании общественного мнения, чем обращение к эмоциям и личным взглядам». А в интерпретации аналитиков BBC постправда описывает «эпоху развития массовых коммуникаций, когда истина перестает быть принципиально важной».

Обращаясь к будущим событиям в Украине, в частности, к сентябрьскому конгрессу ПЕН-клуба во Львове, К.Сигов представил слоган 83-го Конгресса ПЕН «Когда правда становится истиной» («When truth comes true»). Лектор через примеры и аналогии доказал, что более верным должен быть слоган «Когда правда становится настоящей?», поскольку это отражает реальную суть Украины после Евромайдана. Стремление общества к правде закономерно тогда, когда происходят нарушения общечеловеческих норм морали и веры. Собственно через Священное Писание можно увидеть суть «постправды». Бесспорно лучшим в этом контексте можно назвать труд Ярослава Пеликана «Кому принадлежит Библия?». Библия с самого своего возникновения является полем битвы стольких вер, учений, мировоззрений, сект, партий и т.п., что невольно возникает вопрос: вообще можно ли посмотреть на нее беспристрастно, взвешенно, трезво?

Одним из крупнейших событий семинара был экуменический молебен, организованный в г. Сянок. Прежде всего, важно, что для многонациональной группы участников молитва стала одним из самых впечатляющих и одновременно объединяющих событий. Молебен проводили: Юнус Юнусов, участник семинара «Ковчег», мусульманский имам, Даниил Врублевский, участник семинара «Ковчег», представитель еврейской общины, отец Адам Микосяк, францисканец, римо-католик, и отец Николай Костецкий (УГКЦ).

В целом духовная атмосфера семинара очень способствовала интегрирующим моментам. Живя на территории Унивской лавры, все участники имели возможность посещать ежедневные литургии, общаться с братьями-монахами. В частности присутствующие очень положительно отзывались о брате Василии, который курировал проведение семинара.

Как отметила Светлана Манита, главный администратор ГДК им. Г.Хоткевича, координатор проекта «Ковчег», «у участников семинара исчезли стереотипы о монахах. Баланс между работой, сном и духовностью по формуле 8х8х8. Необременительный труд, а именно на поле, выпечка хлеба, изготовление свечей, уход за пчелами. Старец Александр живет в аскетических условиях, изредка встречаясь с людьми. И на этом фоне, например, один из монахов делает уникальные вышивки. Отец Макарий профессионально занимается пауэрлифтингом, стал мастером спорта и недавно занял первое место на чемпионате Европы».

«У меня в течение семинара произошла своеобразная личная эволюция, – комментирует Татьяна Тертула, участница семинара «Ковчег» 2017, фотограф, актриса. – Изначально мы смело высказывались, уважали друг друга, что исключало любые конфликтные ситуации. Мы все живем под одним Богом! Это нас связывает и это побуждает преодолевать барьеры. Раньше я думала, что понятие «звезда» имеет выраженный телеформат. Ведь «звезды» строятся на телеэфирах. А здесь «звездами» оказались люди, которые общались с нами как с равными, без комплексов. Например, Мирослав Маринович, Игорь Щупак, Константин Сигов.

Для молодежи, которая приехала в Унив, новостью стала информация о том, что здесь спасены сотни евреев во время Второй мировой войны. Это тоже стало элементом ломки определенного стереотипа и одновременно особого впечатления от места проживания».

«Помню, как в начале семинара Мирослав Маринович сказал, что на «Ковчеге» нет запрещенных тем, – говорит Татьяна Тертула. – Мы не боялись высказываться на духовные темы. Вот когда участники из еврейской группы рассказывали о Торе, крымские татары удивились, ведь нашли много сходного с Кораном. Развеялся стереотип о евреях-хасидах, которые молятся и не общаются с людьми вне своей среды. Здесь нас объединил украинский язык – главный язык общения на семинаре. Не менее интересным было то, что во время еврейского дня все участники мужского пола носили традиционный элемент покрытия головы – кипу.

Мусульмане разрушили наш стереотип относительно отношения к женщине в исламе и в мусульманских странах, а также нетолерантного отношения мусульман к христианам. Вот цитата: «Ты увидишь, что ближайшими ко всем в любви к верующим есть те, кто говорит: мы Христиане. КОР, 5:82». Уважение у мусульман к матери вызывает удивление. Ведь только когда зовет мать, можно оторваться от традиционной молитвы».

Молодежный семинар «Ковчег» 2017 завершился итоговой встречей в Генеральном консульстве Республики Польша во Львове. Участники искренне поблагодарили организаторов за великолепный проект, в котором всем посчастливилось принять участие.

Фото со страницы в Facebook Ген.Консулята Польши во Львове.

Ярослав КИТ