Параллельное детство: рождественский обед для закарпатских ромов

20 января 2016, 12:00 | Репортажи | view photo | 0 |   | Код для блога |  | 

Татьяна КАЛЕНИЧЕНКО

фото: Дианы Буцько, Ольги Макар, Романа Карляка

Шершавое прикосновение гофрированной бумаги. Приятное покалывание рождественских веночков. Мы расставляем свечи и готовимся их зажечь, пряча легкую дрожь в пальцах – потому что в первый раз, потому что волнительно. Ждем, когда придут они, ромские семьи из табора под Ужгородом, которые окажутся в атмосфере домашнего обеда.

Счастье для 14-летнего Золтана – это футбол. В их команде в селе на Закарпатье нет капитана. Но это не мешает мальчишкам часами гонять мяч. «А что такое мечта? У меня об этом не спрашивали. Думаю, чтобы всем было хорошо», – отвечает Золтан во время Благотворительного обеда Рождества Милосердия для ромских семей, который прошел 9 января в Ужгороде от сообщества св. Эгидия и «Молодежи за мир».

Сначала отказывались хозяева кафе. Трудно представить, как они отдадут полный зал для четырех семей ромов со всеми детьми. Потом водитель автобуса чуть не упал в обморок, увидев больше 30 детишек, которые радостно забегали в салон из табора. Однако вскоре успокоился, убедившись, что они ничего не повредили. Ужгородцы нигде не готовы их видеть, кроме как в виде попрошаек – традиционная картина для любого города. Но в эту субботу впервые пиццерия принимала 42 рома (из них восемь взрослых), для которых волонтеры сделали маленькое рождественское чудо.

«Я еще никогда не чувствовал себя таким счастливым», – смотрит на тебя сияющими глазами Жорик. Для мальчика это первый семейный праздник, когда он с родителями и братьями и сестрами вышел в свет, где никто не будет смотреть на него как на чужака. Мамы, с младенцами на руках, поправляют прически – для них этот поход в ресторан первый за всю жизнь.

01.jpg

Мечта юного Золтана

 После совместной молитвы, во время которой дети смешно крестятся, волонтеры садятся вместе с семьями за праздничные столы. Нам попалась старшая молодежь: Хайнола (14-летняя школьница), Атилла (16-летний молодой человек) и Золтан (14-летний спортсмен). Говорить тяжело, поскольку только последний знает русский и украинский. Говорит, что учил сам, вот и работает переводчиком. Парень делится, что уже месяц не ходит в школу, потому что даже в 6-м классе его не научили читать и писать, а учителя и другие дети травят его как лишнего. Поэтому, когда родители не заставляют работать, может вдоволь играть в футбол.

03.jpgХайноли повезло больше – в школу продолжает ходить, но писать полноценно не умеет. Больше всего любит прыгать в резинки с девочками, петь и танцевать. Постоянно заботится о младших сестричках, которые со всеми обнимаются и не могут нарадоваться от общего Рождества. Во время обеда семьи встают, чтобы исполнить мадьярские колядки в знак благодарности волонтерам.

Спрашиваем, о чем мечтают дети. «Хочу, чтобы всем было хорошо», – после паузы говорит Золтан. Хорошо для него является телефон, потому что там есть игрушки – он видел у старших. Хорошо – это друзья-футболисты и семья, особенно когда есть что кушать и что надеть. Еще любит ходить в церковь, у них возле табора их целых две. Если никто не выгонит, конечно. Позже мальчишка вспоминает о своей мечте – научиться читать. Но она пока выглядит несколько маловероятной.

Ребятня не может усидеть на месте, увидев Святого Николая. Они крутятся, прижимаются к нему и подпрыгивают, ожидая подарков. Старшим приходится исполнить колядку или рассказать стихотворение, чтобы заслужить сюрприз. Взрослые зачарованно рассматривают свои свертки – в основном теплые вещи и средства гигиены. Хайнола сразу выхватывает шампунь и гель для душа, бежит хвастаться сестре. Но главные счастливчики – обладатели футбольных мячей. Золтан не выпускает свой из рук, представляя, как уже вечером будет им играть. Берем с него обещание, что будет учиться играть лучше и думать о спортивной школе.

Табор не идет в небо

Впервые координатор «Молодежи за мир» Ольга Макар познакомилась с ромами в Киеве. Она не могла пройти мимо поселения прямо под открытым небом, что было разбито в Голосеевском массиве. Узнала, что на зиму почти все возвращаются на Закарпатье, где пересиживают холод до нового «сезона». После нескольких поездок в гости возникла идея создать особый праздник на это Рождество при помощи ужгородских активистов.

Домом ромские семьи называют табор в селе Руские Комаровцы под Ужгородом, где у них свои хатки. Кроме бараков, там есть общие кухни, открытая ванна посреди двора и импровизированное футбольное поле. В среднем в семье по 7–9 детей, где каждый приучается к работе сызмальства. Однако даже взрослые мужчины  редко когда могут что-то прочитать, а тем более написать, в отличие от барона, который не только знает несколько языков, но и является безусловным лидером и передает это право по наследству. Именно ему несут весь заработок, часть которого он отдает семьям назад, а остальное забирает себе. Для него несколько машин, имение и шикарные ванны не являются проблемой.

На Закарпатье, кроме попрошайничества, для ромов есть другой бизнес – они перегоняют машины и занимаются оформлением документов. На лето перебираются в Киев, где заработок выше. Пока дети вынуждены работать на семью, не имея времени на игры и учебу.

Редко когда ромские супруги официально расписываются. Женщины оформляют документы матерей-одиночек, чтобы получать поддержку от государства. Для этого дети должны ходить в школу, чтобы выплаты не прерывались. Они бы рады научиться читать и писать, но другие дети их не воспринимают, а учителя не обращают внимания. Поэтому подросткам легко сбегать оттуда, чтобы иметь возможность поиграть.

Одна из старших, мама Валя, в свои 25 имеет уже четырех детей и ждет пятого. Молодая женщина не хочет подобной судьбы своим дочкам, говорит, что они должны рожать не раньше 25. Но средний возраст для брака и появления первенцев – 15–16 лет. Семья является основой, все очень привязаны к братьям и сестрам, с безусловным уважением к старшим. Но она же обеспечивает заработок.

Отрадой для общины являются молитвенные собрания. Почти все ромы считают себя христианами, ежедневно молятся. Недавно в таборе появился первый пастор, которого подготовили американские протестанты, что позволило собственные службы. В церкви, несмотря на желание, не ходят из-за отношения людей и священников, не хотят быть чужими в храме. Валя добавляет, что считает церковь бизнесом и абсолютно ей не доверяет.

04.jpg

Научить миру

«Мы постоянно думали, как можно изменить их положение. Подарки – это хорошо, но они не изменят мышление. Так и зародилась идея Школ мира для ромов и киевских детей», – рассказывает Анастасия Гриненко. Подобные школы уже работают несколько месяцев в Голосеевском районе (галерея Соборная) и при школе на Воскресенке. Каждую субботу утром Настя и Диана Буцько едут забирать ромских детей из табора, занимаются с ними и киевскими детьми на равных. К этому готовы не все ромские родители, которые хотят забрать детей на работу.

Прорывом стал летний ромский лагерь, где на 4 дня ромы вместе с детьми из Киева попали в отдельный счастливый мир. Они играли в развивающие игры, учились писать и читать сказки, творить вместе. Особый вострог у ромских деток вызвала стационарная ванна – они впервые видели, как вода может убегать в трубу.

Киевскими родителями стали волонтеры сообщества св. Эгидия и их друзья, которые не боялись отдать детей на особое обучение. Благодаря преподавателям они вместе с ромами узнают больше о разных национальностях и культурах, о культуре мира, рисуют картины и плакаты, мечтают о мире во всем мире. Подарком для них стали путешествия в зоопарк и скайпарк, где ромы впервые попробовали себя в роли экстремалов.

Проблемы возникли в Школе мира на Воскресенке, где занимаются только киевские ученики. Директор, сначала лояльная к проекту, больше не хочет видеть кружки толерантности. Против этого выступили сами родители. Организатор Настя надеется, что простые уроки толерантности и культурного разнообразия смогут продолжиться.

02.jpg

Ромской школе – быть

«У нас много идей для лагеря. Хотели бы разбить фруктовый сад и огород. И начать образовательный проект для ромов», – делится Оля Макар. Им удалось найти репетитора из того же села, молодую учительницу, которая готова работать с ромами. Помещение тоже нашлось быстро – в таборе одна из женщин отдала свою маленькую хатку, где установили двери и окна. Осталось собрать тех, кто готов присоединиться финансово к проекту «Образование для ромских детей».

Разорвать круг «типичной» деятельности ромов трудно. Но даже когда они делают определенные шаги к переменам, стоит понимать, готовы ли мы их в этом поддержать. Тогда, возможно, молодое поколение закарпатских ромов не только сможет получить базовое образование, но и другую работу и жизнь в будущем.

«Дети из ромского табора ходят в школу. Но этого не достаточно. Важно, чтобы учитель не посадил тебя за последнюю парту, чтобы не игнорировал тебя, не думал, что «не учиться – это у них в крови». Есть такая неписанная политика, что ромам  образование не нужно. Тем не менее, мы хотим всячески сотрудничать со школой, чтобы дети получали знания именно там», – подытоживает Оля.

05.jpg

Система Orphus
Рейтинг
0
0
0комментариев

Комментарии

добавить коментарий 

    Оставлять комментарии могут только зарегистрированные посетители Войти

    Эксклюзив

    • 13 ноября 2017, 17:11 | События и люди | view photo | 

      Партенит: Храм Девы и Святая гора

      Партенит – один из немногих населенных пунктов Крыма, который носит свое историческое название. Его история насчитывает более полутора тысячелетий.

    • 17 октября 2017, 14:32 | События и люди | view photo | 

      Сюрейньская крепость: Последний оплот крымских готов

      Перед нами одна из немых крепостей Средневекового Крыма. О ней бесполезно искать упоминания в исторических хрониках, здесь нет закладных плит с именами ее основателей, и даже археологические раскопки дали лишь самый скудный улов в виде невыразительных обломков черепицы, керамики и металлических изделий, точная датировка которых неясна.

    • 11 августа 2017, 12:14 | #НеФормат | view photo | 

      Набожная ботаника: для чего в церквах освящают травы и фрукты

      Когда христианство пришло в Киевскую Русь, оно встретило здесь замечательных тружеников-земледельцев с большим календарем праздников. Все эти праздники были связаны с природой и имели множество обрядов, традиций и предрассудков. Церковь понимала, что запретить языческие праздники можно, а вот искоренить любовь украинца к матери-земле невозможно.

    • 4 августа 2017, 10:30 | Репортажи | view photo | 

      Ковчег межнационального единения

      Уже в двенадцатый раз в Унивской лавре организован уникальный проект – XII польско-крымскотатарско-еврейско-украинский межрелигиозный молодежный семинар «Ковчег». Сорок участников, представляющих четыре нации и одну Украину, приехали, чтобы в течение недели общаться с общественными деятелями, художниками, политиками и учеными.

    • 21 июля 2017, 11:56 | Калейдоскоп | view photo | 

      Малинфест-2017: как христиане УЦХВЕ отметили юбилей самого масштабного молодежного съезда в Украине

      Быть искренним в отношениях, верным призванию, мудрым в принятии судьбоносных решений и не бояться поражений – это лишь краткий перечень духовных установок, которые прозвучали для молодежи Украинской Церкви христиан веры евангельской (УЦХВЕ) во время ХХ юбилейного фестиваля Малинфест-2017.

    Последние комментарии

    • velovs@ukr.net | 21 ноября 2017, 18:22

      То були, як кажуть, суто земні (видимі) події... А от, з іншого - і саме ДУХОВНОГО (невидимого) - виміру теж дещо ясно і логічно відчуваємо. Й, зокрема, що впродовж, в усякому разі, 13 останніх років

    • velovs@ukr.net | 21 ноября 2017, 18:01

      Якщо добродійні справи чиняться НЕ з ЧИСТИМ і ЩИРИМ серцем, а, скажімо, з прихованими намірами отримати від них якийсь певний зиск і "прибуток" (приміром, у такий спосіб

    • enzian | 21 ноября 2017, 17:37

      Був храм - тепер буде барліг диявола.

    • Марія Гунчак | 21 ноября 2017, 15:25

      Ну хоч прикінці світу Патріарше роздай своє багатство хворим,кульгавим,сиротам і вдовам в цьому побачиш хоч якесь спасіння,хоть щось побожому зроби.

    • dutchak1 | 21 ноября 2017, 14:59

      трачиння в нього в голові ще й спарував його Бог з таким же як і він

    Популярные статьи месяца