Иудеи, христиане и мусульмане в Одессе думали, как объединить страну

23.03.2015, 16:07
Иудеи, христиане и мусульмане в Одессе думали, как объединить страну - фото 1

В Одессе 19 марта в Южноукраинском национальном педагогическом университете им. К.Ушинского прошла научно-практическая конференция «Религиозные ценности как катализатор утверждения и распространения морально-этичной ответственности человека перед обществом. Опыт Авраамических религий».

В Одессе 19 марта в Южноукраинском национальном педагогическом университете им. К.Ушинского прошла научно-практическая конференция «Религиозные ценности как катализатор утверждения и распространения морально-этичной ответственности человека перед обществом. Опыт Авраамических религий». Ее организовал центр межконфессионального и межрелигиозного диалога «Либертас» со Львова.

Иудеи, христиане и мусульмане собрались для того, чтобы обсудить основные принципы авраамических религий в режиме диалога. Девизом конференции стало: «Ищите правду – и правда освободит вас».

TarasDz.jpg«Одессу мы выбрали не случайно. Здесь проживает столько представителей самых разных религий! Южная Пальмира считается одним из самых толерантных городов. А толерантность как никогда важна для Украины, особенно в такой переломный момент, как сейчас», – отметил директор Центра межконфессионального и межрелигиозного диалога «Либертас» Тарас Дзюбанский.

Иудаизм: от традиции до гуманизма

Заведующий кафедрой философии и социологии Южноукраинского национального педагогического университета им. К. Ушинского Евгений Боринштейн – коренной одессит в третьем поколении, по национальности еврей. Говорит: еще лет 30-40 назад существовал так называемый бытовой антисемитизм, да и принадлежность к еврейскому народу мешала продвижению по социальной лестнице.

Borinshtein.jpg«Я четко понимал, в какой вуз не смогу поступить, так как на тот момент существовал 3% барьер для евреев. Но когда Украина стала независимой страной, по отношению к нам стали и по-другому себя вести – произошли позитивные изменения, – отметил он. – Вообще, Одесса обладает толерантностью и терпимостью. Все прекрасно знают наши традиции и обряды».

Евреи, несмотря на современный век, стремятся сохранять свою идентичность, подчеркивает Евгений Боринштейн. По его словам, еврейские общины сохраняют ригоризм – строгое соблюдение поведения, традиций. Больше прихожан стало и в синагогах, что не случайно: религия помогает сохранить идентичность своего народа.

Обратил внимание профессор Боринштейн и на систему образования. Так, в Одессе есть возможность обучать своих детей по принципу цепочки: детский сад – школа – университет. Однако на образование следует выделять больше средств, уверен он.

«К высшему образованию должен быть свободный доступ, а вот сокращение гуманитарных предметов ведет к непониманию ЧТО хорошо, а ЧТО плохо, знаний гуманистических, общечеловеческих ценностей, закон нравственности. А вот то, с чем мне приходится сталкиваться, что религиоведение хотят изучать в рамках философии наряду с этикой, эстетикой и логикой», – сетует он.

Выражение философа Гилеля: «Люби мир и водворяй его везде, люби людей и приближай их к закону Божию» как нельзя лучше отображает идею еврейской концепции гуманизма. Именно потому евреи Одессы не остались в стороне от трагических событий на Востоке Украины.

Как отметил и.о. раввина консервативной общины г. Одессы Зеев Ваксман, многие евреи, уехав из Донецка и Луганска, переехали жить в Одессу. Здесь им помогают в синагогах и общинах, оказывают посильную помощь и студентам Крыма, которые возвращаются после аннексии полуострова. Собирают пожертвования также и украинским солдатам.

«Одесса – тот город, где проживают 132 национальности, где уживаются представители самых разных религий, которые делают все возможное для его развития и процветания. А такие конференции необходимы, особенно в такой кризисный момент, как сейчас. Нашей стране нужно вместе сплотиться еще сильнее», – подчеркнул Зеев Ваксман.

Христианский путь общественного подвига: от образа к подобию Божию

Zhukov.jpgМир и вера как практика служения обществу, усовершенствование в реалиях сегодняшнего дня. Такое мнение выразил гость из Львова зав. кафедрой богословия УКУ и главный редактор журнала «Христианин и мир» Виктор Жуковский. А встречи, где представители разных конфессий встретились и мирно обсуждают положение дел, дискутируют, ведут мирный диалог, крайне необходимы для сохранения  и приумножения религиозных ценностей и ответственности перед обществом, уверен он. 

«После молитвы мы выходим за стены храма и сталкиваемся со взяточничеством, воровством, войной. Это вызов нам, духовным наставникам. Существует стереотип, что христианство – это пацифизм. Однако мир – это всегда борьба смиренности против нарушений Законов Божьих, против зла», – подчеркнул Виктор Жуковский.

Из Тернополя в Одессу год назад приехал отец Николай Слободян. Здесь он служит канцлером Одесского экзархата Украинской Греко-Католической Церкви. Говорит, подобные конференции дают шанс перезнакомиться с представителями различных конфессий, узнать друг друга и пообщаться.

«Есть такие люди, которые вообще никуда не ходят и не имеют представления о религии. Нам в школах и институтах читают религиоведение, но подробно не разбирают ни христианские ценности, ни исламские. Зачастую нет понятия, что все люди богоподобны, а Бога каждая религия называет по-своему», – отметил он.

Учение ислама в светском государстве

01.jpgПочетный гость научно-практической конференции – муфтий Духовного управления мусульман Украины «Умма» Саид Исмагилов. Он поделился своим видением сотрудничества и диалога в стране, где доминирует христианство.   

«Мусульман, проживающих в Крыму, 400 тысяч, еще 250 тысяч жили на Донбассе. После того как произошла аннексия, мы утратили контроль над общинами. Как известно, ислам в Украине пошел именно из Крыма, полуостров как духовная колыбель ислама для мусульман польских, литовских, белорусских. После прошлогодних событий мы лишились части основы нашей истории. Однако данная ситуация показала: украинские мусульмане поддерживают страну, осознают, что не иммигранты, а часть единой страны, и наше сообщество полностью поддерживает украинцев. Конечно, необходима консолидация и поддержка. Мир должен развернуться к диалогу и сотрудничеству между религиями. Наши передовые лидеры уже это сделали», – подчеркнул он.

Как отмечает шейх Саид, мусульманам в Европе, где доминирует христианство, приходится нелегко. В Европе все чаще наблюдаются секулятивные ценности, давление на верующих. В Украине же никто ни на кого не давит, это именно та уникальная страна, которая может показать всему миру, как можно помочь мусульманам адаптироваться. Здесь мусульмане имеют возможность соблюдать свои ритуалы, воплощать в жизнь традиции и сохранять религиозную идентичность.

«Мы активно занимаемся благотворительностью, и помимо закята – религиозного ежегодного налога, вносим посильные пожертвования для украинцев, нам ничего не мешает собраться и помочь нуждающимся. Более того. Ты живешь в этой стране, пользуешься благами этой страны, должен платить налоги, идти, если нужно, в армию. Мы – часть этой страны. И основная задача на проповеди для нас – это говорить правду и быть справедливым!» – подчеркнул шейх Саид Исмагилов.

Муфтий Духовного управления мусульман Украины «Умма» всех присутствующих пригласил в Киев пообщаться на уровне межконфессионального диалога.

В наших силах изменить будущее

dobroier.jpgОснователь и директор ОО «Европейский институт социальных коммуникаций» Александр Доброер подытожил встречу: «События последнего года показали, как действовали в социальных процессах церкви в несвойственной им роли. Ведь ранее рассматривали религию во взаимоотношении с государством, а сегодня открылся новый спектр этих взаимоотношений – религия и общество. И умение выстраивать эти взаимоотношения, использовать потенциал религии для созидания чрезвычайно важно. За каждой из общин стоит огромная история, в том числе и история конфликтов, но мы попытались формировать наше будущее – бесконфликтное и созидательное. В зале, где сидят христиане, иудеи, мусульмане думают о том, как объединить страну, а не разъединить, наново открывают традиции. Мы наново стали открывать друг друга, хотя и жили рядом, голоса всех общин звучат в унисон. Нам дан фундаментальный дар от Бога – дар жизни. Прошлое не изменить, но в наших силах изменить будущее».

Встреча закончилась молитвой-резолюцией, которую читали представители всех конфессий.

«Єдиний, благий Вседержителю! Ти – джерело мудрості, натхнення та всеосяжної любові. Ти благословляєш народи, що смиренно прагнуть виконувати Твою волю. Взиваємо усі разом до Тебе благий: даруй нам терпіння, силу духу, милосердя, єдність, порозуміння, спокій у серцях та мирне небо. Поблагослови, Всемогутній і Всесильний Боже, нашу єдину Україну на добру долю, благослови людей Твоїх, що смиренно прибігають до Тебе і очікують на Твоє милосердя! Допоможи відкрити наші серця, щоб ми могли завжди чути Твій голос та слідувати за ним.

Просвіти людей Твоїх, які у щирому прагненні взивають до Твого безмежного милосердя! Чітко визнаємо, що лише слідуючи Твоїм заповідям та настановам, ми зможемо побороти пристрасті та викорінити із наших сердець ненависть, злість, заздрість, гординю.

Відвічний Боже, прийми цю молитву вірних Твоїх, що смиренно уповають на твоє безмежне милосердя та святу волю.

Творче світу та усього сущого, благослови щирий намір людей, що у своїй різноманітності зібралися сьогодні усі разом задля прагнення порозуміння та сповідування братерської любові! Не залишай нас у наших стараннях та примнож наші зусилля, як Єдиний, всемогутній Бог наш. Амінь».

Анна ВОЛОШИНА