Роль украинских мусульман и мифы и реалии восприятия ислама в Европе

28.11.2014, 15:15
Роль украинских мусульман и мифы и реалии восприятия ислама в Европе - фото 1
Радикальные группы в исламе, процессы его развития в европейских странах, отношения с христианами на примере Украины – темы, ставшие главными на четвертой конференции «Мифы и реалии восприятия ислама в Европе».

Греко-католические семинаристы сидят в одном ряду с имамами. Мусульмане с Востока поют украинский гимн, а муфтий выступает на украинском языке. Все эти странные вещи в начале независимости стали теперь возможными и даже привычными. Радикальные группы в исламе, процессы его развития в европейских странах, отношения с христианами на примере Украины – темы, ставшие главными на четвертой конференции «Мифы и реалии восприятия ислама в Европе».

Более 500 000 мусульман по состоянию на 2008 год, пока динамика роста ислама только набирает обороты. Донбасс – второй по количеству мусульман регион после Крымского полуострова. Муфтий ДУМУ «Умма», который широко представляет свою позицию и остается открытым для всех, у кого есть какие-то вопросы на фоне закрытости других общин. Участие мусульман в Майдане, поддержка проукраинского вектора со стороны крымских татар, выдающаяся роль Мустафы Джемилева – все это изменило ситуацию за последний год. На конференции прозвучала мысль, что сейчас важно не остановиться на достигнутом, а правильно использовать этот шанс, чтобы полирелигиозное государство имело еще больше возможностей и было примером для других.

kolodnyj.jpg«Мы до сих пор мало знаем об исламе, но он куда проще, чем нам кажется. Так же на очень плохом уровне находится наша осведомленность об исламе в Украине. Мы привыкли к воспитанию в том ключе, что мусульмане – злые враги украинцев. Поэтому я призываю заняться изучением истории ислама, чтобы знать собственное прошлое и не повторять ошибок, быть выше этих стереотипов. И тогда мы сможем вместе работать на единство Украины», – начал встречу президент Украинской ассоциации религиоведов, доктор философских наук, профессор Анатолий Колодный.

ismagilov.jpgПеред началом  докладов прозвучал гимн Украины. Гармоничным продолжением стало вступительное слово муфтия ДУМУ «Умма» Саида Исмагилова, который в этот раз полностью выступал на украинском языке. Он напомнил, что идеей подобных встреч было научное обсуждение проблем ислама и диалога с церквами. Муфтий подчеркнул присутствие многих христиан и в частности семинаристов УГКЦ.

«Первые три конференции мы уже традиционно проводили в Донецке. Однако в этом году нас гостеприимно принимает Киев. Мы верим, что пятая конференция снова будет проходить в Донецке, в украинском городе. И так же встреча начнется с исполнения гимна, а доклады будут звучать на украинском языке. Нам важно присутствие христианских конфессий. Мы хотим, чтобы все видели, что христиане и мусульмане в Украине – это друзья и братья», – добавил он.

fylypovych.jpgНередко случается так, что мусульмане были исключены из поля заинтересованностей религиоведов, отметила доктор философских наук, профессор Людмила Филипович. Она уверена, что Украина накопила уникальный опыт и его стоит изучать разносторонне. Профессор зачитала приветственное слово от архиепископа-эмерита УГКЦ Любомира (Гузара) и подчеркнула присутствие греко-католических семинаристов, которым интересно узнать больше об исламе.

posol.jpgОпыт полирелигиозности сумела удачно использовать Индонезия, благодаря чему страна получила толчок к развитию. О стратегии развития отношений между властью и религией рассказала Чрезвычайный и Полномочный Посол Индонезии в Украине Ниник Кун Нарьяти. Она акцентировала на том, что необходимо менять отношение к исламу на личном уровне, начиная перемены с себя. Позитивное восприятие мусульман в Индонезии поддержали тем, что религия использовала индонезийские символы, не внося ничего нового, и смогла легко вписаться в социум. По ее словам, роль власти должна заключаться в обеспечении прав религиозных общин. Что касается ислама, то это, в первую очередь, поддержка правильного понимания религии, а не мифов вокруг нее.

«Демократия может гармонично работать с религиозными организациями бок о бок. Мы дали больше возможностей для модернового ислама и категорически отсекли любые ассоциации терроризма с религией. В Индонезии более тысячи разных этнических групп и 240 миллионов населения, поэтому обсуждение просто необходимо. И это позволит развить толерантность благодаря межрелигиозному диалогу», – подчеркнула посол.

kochubej.jpgВопросов современного состояния и перспективы развития ислама в Европе коснулся ведущий научный сотрудник Института востоковедения им. Ю.А. Крымского НАН Украины Юрий Кочубей. Он начал свой доклад, напомнив, что ислам в Европе присутствовал всегда.

Сейчас счет мусульман в Европе уже идет на миллионы. И если раньше ислам можно было назвать религией мигрантов, то теперь он стал отыгрывать куда более весомую роль. Мусульмане живут в европейских городах компактно, в общинах, воссоздавая свой традиционный образ жизни. В то же время мусульманская молодежь не поддалась секуляризации, а больше обратилась к религиозной традиции, частично радикализовавшись в этом.

«Политика Европы провалилась из-за пренебрежения религиозным фактором. Это мы видим на примере Франции, из-за противоречивых законопроектов которой наоборот началась реисламизация. Ситуация подогревалась новыми законами и карикатурами на пророка Мухаммеда», – добавил Кочубей.

Ученый подчеркнул, что должен присутствовать диалог цивилизаций. Люди должны договариваться между собой и сотрудничать. Подобные идеи возникли со стороны руководителей Турции и Испании, выступивших инициаторами создания Альянса цивилизаций, чтобы показать, что путь сотрудничества является самым успешным. О срединном пути у мусульман, без бросания в крайности, неоднократно писал шейх Юсуф Аль-Кардави. На сегодня он один из самых известных исламских богословов, который избегает крайностей и отвечает на такие простые будничные вопросы, как жизнь ислама в секулярном мире: можно ли есть с иноверцами, участвовать в их праздниках и пр.

kulbaka.jpgОсобой историей перемен собственного мнения по поводу мусульман в этом году поделился глава Экуменической комиссии Донецкого экзархата УГКЦ о. Тихон Кульбака: «Я – жертва мифов вокруг ислама в Украине. И скажу честно, мне обидно, что я свое мнение изменил только недавно. Особый опыт сотрудничества в этом году в Донецком регионе дал нам новое видение – мы смогли впервые открыто посмотреть в глаза представителям других религий. От оккупантов страдали и христиане, и мусульмане, и буддисты – это помогло нам сломать те мифы, которые у нас есть. Наша задача сейчас заключается в том, чтобы слушать и слышать друг друга, строить новые отношения».

Священник выразил личную большую благодарность муфтию Саиду Исмагилову за то, что тот, рискую собственной жизнью, помог освободить его из плена сепаратистов. О. Тихон подчеркнул, что именно такие отношения теперь наполнены новыми смыслами и переживаниями, когда мусульманин, под угрозой потери собственной свободы и жизни, спасает греко-католика.

arifov.jpgВ контексте революции и требования построения нового общества демонстративным стал пример Арабской весны. Анализом войн и революций в Сирии, Ливии, Египте, Тунисе и Йемене занимался директор школы хафизов при ДУМК, магистр шариатских наук и имам-хатиб Сейран Арифов.

Он называет Арабскую весну результатом предыдущих действий, но не последним этапом. Это результат кризиса, продолжавшегося на протяжении многих десятилетий, когда можно было бы применить мирные реформы. Революции в этих странах сначала были мирными с целью демократизации общества. Но превратились в войны не между двумя сторонами, а с десятками разных сторон.

Когда людям показалось, что они уже имеют возможность провести реформы, произошел шоу и психологический срыв у многих из них, начались боевые действия. И хотя мировое сообщество было «глубоко встревожено», за кулисами они поддерживали тех, кто продолжил кровавое противостояние. Подобная ситуация развилась в Ливии, где мировые лидеры больше мешают улаживанию процесса. Катастрофическая ситуация постигла Сирию – более 50% жителей страны официально стали беженцами, в то время как в стране продолжают действовать более 300 000 военных (по приблизительным данным).

Такие события спровоцировали психологические изменения в настроениях людей, начинавших революцию при участии умеренных сил, которые в результате не получили поддержки. Сейран Арифов объяснил механизм, согласно которому более радикальные группировки все же получили поддержку населения. На протяжении 2–3 лет молодежь и сторонники умеренного сценария перемен не видели побед своих представителей на фоне успехов вооруженных групп радикалов, которые за короткий срок взяли под контроль огромные территории.

Успех радикальных объединений получил очень сильную «поддержку» со стороны СМИ, хотя те и выставляли их в негативном свете. Когда ситуация становилась безвыходной, не было никакой поддержки со стороны Европы, а умеренные активисты не могли достичь ничего существенного, победы радикалов стали восприниматься позитивно, они получили статус героев. «Такое развитие событий сложилось из-за мирового равнодушия, а не из-за новой идеологии. Из-за закулисной поддержки противников, война для мусульман стала единственным выходом. Последний катализатор такого решения – психологический фактор на фоне безучастия и «обеспокоенности» политических лидеров мира», – подытожил Арифов.

ecumen.jpg

Символичность второго ряда в зале конференции, где сидели греко-католические семинаристы и имамы, подчеркнул кандидат исторических наук, доцент Вячеслав Швед. По его мнению, эта картина перед глазами стала показателем того, что на самом деле греко-католическая община и умма стоят в авангарде развития сотрудничества между религиями в Украине.  

Ученый убежден, что исламский фактор необходимо использовать для сохранения территориальной целостности Украины, неукоснительно придерживаясь обеспечения соблюдения прав религиозных организаций со стороны государства. Тем более что в этом году Украина уже получила официальную поддержку в исламском мире – это голосование ООН по украинской ситуации, где мусульманские страны (кроме Сирии и Судана) поддержали стремление государства к сохранению целостности.

Потенциал данной стратегии, по словам Шведа, это возобновление статус-кво Крыма, важная составляющая сопротивления Российской Федерации, а также политическое партнерство с Саудовской Аравией и Турцией. Подобный исламский фактор можно использовать в таких направлениях: работа с крымскими татарами и Меджлисом, борьба за возвращение АРК, программа помощи вынужденным переселенцам; освобождение Донбасса вместе с реконструкцией региона, а также формирование исламских подразделений; введение новой должности советника Президента по вопросам ислама, который будет координировать все направления работы с представителями этой религии, а также создаст рабочую группу по проработке проблематики мусульман в Украине.

Подытоживая, было отмечено, что активное появление ислама в публичном пространстве имеет большой потенциал для дальнейших перемен в стране, что уже доказал Майдан, на котором бок о бок молились имамы со священниками. Однако для существенных перемен необходима активность всех Духовных центров Украины. Когда чаще будет звучать информация о мусульманах, они будут заметнее в обществе, это избавит не только от устаревших стереотипов с подсознательным страхом, но и даст возможность двигаться вперед совместными усилиями.   

Татьяна КАЛЕНИЧЕНКО-МУХОМОРОВА