Военно-полевые заметки. Нужно ли Церкви старое мышление?

05.04.2014, 19:33
Военно-полевые заметки. Нужно ли Церкви старое мышление? - фото 1
Новое поколение служителей отошло от формата, когда на все нужно благословение. Они заводят свои авто, собирают деньги и отправляются на передовую, принося не только вещи первой необходимости, но и неся пастырское слово и поддержку.

Все внимание украинцев приковано к Крыму и юго-восточным границам, куда были свезены российские военные, готовые ворваться в Украину в любой момент. Роль духовенства в этой ситуации остается ключевой, чтобы поддержать боевой дух наших защитников и помочь всем возможным. РИСУ уже публиковала материалы белорусского журналиста издания «Новы Час» Дмитрия Галко о совместном служении священников разных конфессий. Теперь в Херсон и область, на «границу» с Крымом, отправилась наша киевская корреспондентка Татьяна Мухоморова, которая будет делиться впечатлениями и мыслями от увиденного. Первый материал о деятельности духовенства УПЦ (МП) и ситуации с полевым служением.

01.jpgЧрезвычайное положение и угроза кровопролития как никогда обостряют ситуацию, благодаря чему все процессы колоссально ускоряются. Следовательно, еще мощнее выделяется новая генерация священников, лишенных устаревших схем служения, считает отец Сергий Дмитриев, который гостеприимно принимает нашу журналистку. И тогда особенно актуально встает вопрос: а нужно ли Церкви старое мышление?

Новое поколение служителей отошло от формата, когда на все нужно благословение. Они заводят свои авто, собирают деньги и отправляются на передовую, принося не только вещи первой необходимости, но и неся пастырское слово и поддержку. Но вместе с такими одиночками остается большая масса служителей, которые порой не могут двинуться за пределы собственного храма, чтобы исповедать военных, базирующихся в пяти минутах от прихода. Сейчас речь пойдет о примере УПЦ и ее миссии.

«Нельзя служить людям, формируя систему под давлением сверху. Инициатива должна быть низовой, каждый должен понимать, что необходимо людям, в чем нуждаются солдаты. Нельзя заставить армейцев себя любить, потому что они не дамы легкого поведения. А некоторые священники только и знают, что служить службы, не выходя из храмов, и учить, как ставить свечки», – делится переживаниями отец Сергий.

Подобное обострение особенно чувствуется на передовой приграничной территории, когда некоторые священники, сначала за свои деньги, а потом за пожертвования регулярно находятся рядом с бойцами, готовые поддержать, а если нужно – остаться с ними, когда враг решит пойти в наступление. Служители не ждут официальных призывов высшего духовенства, минуя многоэтажные бюрократически-церковные схемы, они сами договариваются с областным руководством, главами сельсоветов, командирами частей и помогают материально и, в первую очередь, духовно. Нужно видеть лица солдат, когда они встречают уже знакомого батюшку – тогда они еще раз убеждаются, что нужны, что их миссия – самая важная. Стоит ли говорить о той радости, когда священник достает из багажника долгожданные письма из дома, нарды, сладости и крем для спасения от степного солнца и ветра.

02.jpg 

На фоне этого очень контрастно выглядят другие местные священнослужители, которые за месяц базирования военных фактически не посетили ни одной части, не познакомились с командованием, аргументируя это тем, что туда не пускают попов. Но «доступ» к сердцам бойцов можно получить не через официальные инстанции или благодаря приезду массовой делегации в рясах, а через простой разговор и желание помочь. И это не должно ограничиваться лишь разовой акцией милосердия, а должно продолжаться с высокой регулярностью. Главная цель таких визитов – не установить новую часовню в части, пока это не успели сделать представители других конфессий, а установить настоящие человеческие отношения.

«Дело в другом типе мышления. Священники слишком привыкли, что к ним самим должны идти, призывая людей заходить в храм. А такого не будет сейчас, бойцы стерегут границы. Нужно брать все с собой и идти к ним, нести Слово Божье», – отмечает архимандрит Лука, приехавший на позиции из Киево-Печерской Лавры.

05.jpg 

Утром прибыв в Херсон, он не очень-то верил словам о проукраинских настроениях населения. Однако, увидев ситуацию, пообщавшись с бойцами, которые не готовы бросаться в объятья каждому новому священнику, он понял, что нужно переосмысливать стандарты полевого служения и военного капелланства, хотя сам архимандрит постоянно служит при Президентском полку.

Выглядит странно, когда вместо насущного вопроса об официальном призыве к сбору пожертвований и помощи армии на собраниях может обсуждать, нужно ли с собой в часть брать переносной иконостас и как его довезти. При этом за спинами звучат обвинения в адрес тех отцов, которые ежедневно в поле и постоянно рассказывают об этом людям и журналистам, прося пожертвования на бензин и военную амуницию. Стоит осознать, что дело не в соблюдении канона литургии, а в настоящем служении, когда священник рядом, готов поддержать, исповедать, освятить оружие и объяснить, почему «не убий» не означает «не защити». Когда же отцы приезжают только к офицерскому составу, забывая просто пообщаться с рядовыми солдатами и банально подарить им крест, потому что они его оставили дома или потеряли, – может ли вестись речь об изменении типа мышления?

«УПЦ (МП) превращается на бюро ритуальных услуг, где вам могут отслужить панихиду, обвенчать или окрестить. Если служители не задумаются, не начнут выходить за пределы храмов и официальных литургий и просто быть с людьми – они катастрофически начнут терять паству, которая пойдет в другие конфессии, увидев их человечность и желание быть рядом. Если так пойдет дальше, то в Киевской области будет не 1300 приходов, а 130, а во Львове вместо 80 приходов будут функционировать лишь 6–8», – предостерегает в своем блоге известный богослов Юрий Черноморец.

Продолжение цикла материалов с «приграничной» территории следует.