Заповедь «не убий!» не означает «не защити!»

03.04.2014, 13:34
Заповедь «не убий!» не означает «не защити!» - фото 1
Утром 29 марта два священника Сергия, о.Сергий Дмитриев и о.Сергий Чудинович, сотворили совместную молитву на боевых позициях одной из воинских частей на Херсонщине. Интрига в том, что отцы принадлежат к разным Патриархатам

Утром 29 марта два священника Сергия, о.Сергий Дмитриев и о.Сергий Чудинович, сотворили совместную молитву на боевых позициях одной из воинских частей на Херсонщине. Интрига в том, что отцы принадлежат к разным Патриархатам: первый – к Московскому, второй – к Киевскому. Это переводит событие в разряд небывалых, экстраординарных и, безусловно, знаковых.

Напомню для тех, кто не в курсе: до недавнего времени два религиозно-административных образования, которые у меня язык не повернется назвать разными «конфессиями» по причине их близости, были в Украине наиболее отчужденными друг от друга. Если выразиться менее деликатно, отношения между ними были зачастую просто враждебными. Это особенность близких конкурирующих групп. Скажем, большевики никого так не гнобили, как эсеров или анархистов.

И вот, есть прецедент, который может стать первым шагом к объединению разобщенной Православной Церкви в Украине.

Православный десант

Чуть позже в этот же день произошло еще одно, не менее знаковое событие – архиепископ Херсонский и Таврический УПЦ (МП) Иоанн (Сиопко) объехал боевые позиции на Херсонщине с частицей мощей св. Георгия Победоносца, покровителя воинов. Кроме того, высокопреосвященный привез лично им купленные в охотничьем магазине разгрузочные жилеты для бойцов. На деньги, собранные Православной Церковью, были куплены и другие необходимые военным вещи: одноразовая посуда, средства гигиены, белье, лекарства и прочее. Через одесский благотворительный фонд «Дорога к дому» передали подушечки, вышитые детьми-сиротами. Из Печерской Лавры прибыл микроавтобус с двумя большими иконами для воинских частей, нательными крестиками, молитвенниками и т.д. Часть была роздана во время поездки архиепископа, часть – передана местным священникам, окормляющим бойцов.

Эта важная миссия состоялась благодаря инициативе отца Сергия Дмитриева, который сам давно уже колесит по границам Херсонщины, тратя на бензин иногда по 500 гривен в день, чтобы поддержать военных. Если в первый раз постовой рефлекторно взвел автомат, когда узнал, что он священник Православной Церкви Московского Патриархата, то сейчас его берет и арафатку, наверное, узнает издали любой солдат. Он играет с солдатами в нарды, трапезничает и рассказывает в курилке религиозные анекдоты. А сейчас вот «целого архиепископа» им привез – «очень значительную фигуру», как выразился один офицер. 

«Здравия желаю! Слава Украине! Бог благословит! Везу вот архиепископа в окопы. Как в какие? В наши, конечно! Разве можно супостатов благословлять?!»  – сообщает о. Сергий по телефону в воинскую часть, когда мы едем впереди небольшой автоколонны из киевского микроавтобуса и архиепископской машины. На нашем флагманском автомобиле  развевается жовто-блакитная лента.

На остальных автомобилях таких лент пока нет. И вообще, отцы не очень представляют себе, куда едут – они в начищенных туфлях, без каких-либо средств защиты от дикого степного ветра, в полном парадном облачении. Те, кто ездит на позиции постоянно, начинают вскоре сливаться с военными. Отца Сергия Чудиновича, например, можно было видеть в каске и с дубиной, украшенной надписью «Смерть ворогам!». Некоторые греко-католические священники вовсе приезжают в части практически в военной форме.

Православный десант

О. Сергий Дмитриев считает, что дубина – это уже перебор, но и в полном облачении, да еще и в начищенных туфлях, ехать не стоило. «Есть в этом какая-то казенщина, какое-то, знаете, немного напыщенное византийство. Ну вот как в таком виде пообедать вместе с солдатами, в курилке с ними постоять? А это важно. Солдату нужен не пафос с кафедры, им душу не согреешь. С ним нужно говорить по-простому, с доверительной дистанции», – объясняет о.Сергий.

Впрочем, это дело наживное, считает священник. Главное, что Православная Церковь Московского Патриархата в Украине ясно дает понять: она не с Москвой, а со своим народом. И проповедь ее не направлена на то, чтобы сдаться на милость супостата, поскольку это «братский» супостат.

Полевой храм

Да, наполнение проповеди священства разных Патриархатов несколько отличалось. Владыка Иоанн, в первую очередь, говорил о мире и необходимости покаяния. Священники Киевского Патриархата, которых мне доводилось слышать, – о важности крепости рук, держащих оружие. Означает ли это, что кто-то из них менее христианин?

«Ничего подобного. Заповедь «не убий!» не означает «не защити!». Мы не стоим на чужой земле, мы у себя дома. И хотелось бы сохранить этот дом таким, каким мы его любим. Парень с автоматом защищает не просто какую-то территорию, кусок земли. Он защищает наш язык и культуру, наши права и свободы, даже то, что я сейчас с вами под диктофонную запись разговариваю, – это тоже благодаря ему. Он защищает мою семью, моих прихожан.

Полевой храм

И я хотел бы, чтобы священники говорили ему спасибо за это, молились о крепости его руки. Пусть она будет крепкой, как была крепка рука тысяченачальника Георгия, известного нам теперь как Георгий Победоносец, чьи мощи архиепископ Иоанн привез нашим солдатам. И пусть она разит при необходимости этого зеленого змия, который приполз сюда устанавливать свои змеиные порядки», – говорит о. Сергий Дмитриев. 

Защитники Украины 

Резкая, воинственная в каком-то смысле, позиция о. Сергия хорошо известна, он ее не скрывает, наоборот, демонстрирует при всяком удобном случае. Она не совсем, скажем так, стилистически совпадает с позицией Церкви в целом, однако он ни в какие черные списки не внесен, выговоры ему не выносят и угомониться не требуют. Специально спросил у высокопреосвященного, как он оценивает деятельность своего священника. Владыка по-доброму улыбнулся и сказал, что «неугомонного батюшку» очень ценит.

Я попросил архиепископа рассказать об официальной позиции Православной Церкви Московского Патриархата в Украине относительно сегодняшней ситуации.

Владыка Иоанн

«Да, Церковь должна быть вне политики, но что такое Церковь? Это люди, это народ. И задача Церкви – быть со своим народом, опекать его. Так было во все времена нашей непростой истории, в которой немало предпринималось попыток нас захватить и поработить.

Мы призываем к покаянию, потому что испытания даются нам для того, чтобы избавиться от греха. Наверное, нашему народу необходимо в себе многое исправить, восстановить духовное здоровье, поэтому Господь попустил такую беду.

Каждый из нас теперь может и должен внести свою лепту в то, чтобы в Украине был мир. Если человек хочет мира и благополучия, он должен спросить себя: а что я для этого сделал? Из своего сердца нужно искоренить злобу, алчность, низменность побуждений… Это касается как простых людей, так и власть имущих. Если бы мы все жили по заповедям Божьим, насколько лучше стала бы наша страна!» – говорит архиепископ.

О необходимости покаяния, избавления от греха Церковь говорит всегда. Сегодня, конечно, не «всегда», ситуация экстраординарная, поэтому я прошу владыку Иоанна более по-мирски, что ли, высказаться о ситуации на Крымском полуострове: что это – оккупация или, может быть, спасительная братская помощь от орд распоясавшихся «бендеровцев»?

Впрочем, архиепископ и сам мог бы попасть в число последних, с точки зрения российской пропаганды, поскольку родился в Ровно, окочил Львовскую духовную семинарию и даже, о, ужас, говорит на украинском! Не сомневаюсь, что Дмитрию Киселеву не составило бы труда разоблачить его «истинную сущность».

Интересно, что бы стало с бедной головой г-на Киселева, когда бы он узнал, сколько на «бендеровской» территории храмов и монастырей Православной Церкви Московского Патриархата? Он-то, небось, думает, что там повсюду засели коварные униаты, которые получают оружие прямо из Ватикана по подземным ходам и делают вылазки на земли «русского мира», то есть всю остальную Украину.  

Извините, отвлекся. Итак, архиепископ ответил мне на вопрос, как он оценивает то, что произошло в Крыму. «Это оккупация, иначе не назовешь. Как гражданин Украины, я очень тяжело переживаю то, что происходит. Крым я считаю территорией нашей страны. Если в Кремле говорят, что установили «историческую справедливость», ну, до того, как стать российским, Крым был турецким. Историческую справедливость до бесконечности можно восстанавливать. Неуместно и нечестно говорить про какую-то справедливость здесь», – ответил высокопреосвященный.

Кроме того, неуместным владыка считает также трения между Православными Церквами Московского и Киевского Патриархатов в теперешней ситуации. «Мы все сейчас делаем одно общее дело – молимся вместе за мир и умножение любви. Потому что первыми словами нашего Спасителя, когда Он воскрес, были слова: «Мир вам!» Но если, упаси Бог, будет дальнейшая агрессия, Церковь, конечно, благословит воинов на защиту своего Отечества с оружием в руках, на то, чтобы дать отпор», – пояснил владыка.

Владыка Иоанн

После нашего разговора, а мы говорили с ним по дороге перед посещением третьей воинской части, архиепископ прочел солдатам проповедь с явно усилившейся патриотической нотой. Впрочем, едва ли это моя заслуга. Просто когда ты побываешь на боевых позициях, увидишь всё своими глазами, пообщаешься с военными, восприятие становится совсем другим, чем когда оцениваешь ситуацию издали, в уюте своей мирной квартиры, своего мирного города.

Позже в разговоре со мной протоиерей Виктор Иващук, секретарь Киевской митрополии УПЦ (МП), сделал важное уточнение: «Призыв к миру не односторонний. Мы призываем к миру не только украинских, но и российских солдат, российских политиков тоже. И отнюдь не расхолаживаем наших воинов. Каждый должен достойно выполнить свой долг, что подчеркивал митрополит Августин, глава Синодального отдела по взаимодействию с Вооруженными силами. Он это в Крыму говорил, когда ездил туда вначале всех этих событий. Я даже не хочу верить в это, страшно об этом подумать, но если придется противостоять агрессии на материковой Украине, Церковь не станет призывать наших солдат сложить оружие. Мы будем защищать нашу землю. И неважно, что на нас нападает братский народ…»

Что касается самого существования двух Патриархатов, о.Иоанн считает это «ненормальным явлением» и выказывает надежду на возможное объединение в будущем. Он не знает, как, когда и в какой форме это произойдет, но говорит: «То, что невозможно человеку, возможно Богу». 

Надеюсь, первым шагом к единой Православной Церкви в Украине станет совместная молитва двух отцов Сергиев на боевых позициях.

* * *

Об авторе: Змицер (Дмитрий) ГАЛКО. Корреспондент белорусской газеты «Новы Час». По своей инициативе на собранные друзьями деньги отправился в начале марта на Юго-Восток Украины. Был в Харькове, Донецке, Днепропетровске, Одессе, Херсоне. В Донецке на вокзале случайно оказался в одной комнате отдыха с российским диверсантом, у которого позже были обнаружены взрывчатые устройства. Пока не планирует возвращаться домой, поскольку, по его словам, «влюбился в Украину».

Дмитрий ГАЛКО