Под Киевом христиане обсудили 10 измерений украинской Церкви

21.05.2013, 10:38
Под Киевом христиане обсудили 10 измерений украинской Церкви - фото 1
Семинар «10 ликов современной Церкви», состоявшийся 18 мая в пригороде Киева, в Ирпене, недвусмысленно свидетельствует о стремлении протестантов понимать общие точки интересов Церкви и украинского общества.

130521_1.jpgСеминар «10 ликов современной Церкви», состоявшийся 18 мая в пригороде Киева, в Ирпене, недвусмысленно свидетельствует о стремлении протестантов понимать общие точки интересов Церкви и украинского общества.

Витражная капля, напоминающая церковные своды и состоящая из 10 частей. Этот символ на рекламных материалах семинара, вероятно, должен был напоминать о невероятном разнообразии и «простоте в сложности», присущие современной Церкви, даже вне деноминационных признаков.

Организованный Ассоциацией «Духовное возрождение» (АДВ) и интернет-журналом Ideas4God.com семинар стал местом встречи украинских богословов и вольнодумцев. По-другому сказать сложно, ведь межконфессиональный состав и иногда нетривиальные темы (к примеру, о мессианских церквах или конфессиональном лоббизме интересов) намекали на желание участников не только понимать особые моменты церковной жизни, но и общаться простым языком и не заказывать для этого стадион или конференц-зал.

Идея использовать современные форматы коротких докладов, присущие конференциям вроде TedEx или PechaKucha, оказалась удачной. Интересно и то, что организаторы отказались от разделения спикеров на «хедлайнеров» и тех, кого еще нужно «раскручивать». Поэтому для многих людей такие имена как Константин Тетерятников, Юрий Лифансе, Евгений Шаталов или Денис Кондюк, за пределами Украины почти неизвестны. Но сложно не заметить, что это, говоря языком спорта, «олимпийский резерв», который всегда готов заменить тех, кто теряет интерес к богословию или церковно-общественным отношениям.

Начиная первым, Юрий Лифансе, глава общины святого Эгидия, рассказал о важном для сегодняшней Украины измерении Церкви – о ее благотворительности. «У нас нет программы вести людей в церковь. Мы идем и помогаем, а не покупаем людей», – сказал он, не понимая, что, в отличие от идеологии основанной в 1968 году организации, для многих протестантов благотворительность – это инструмент евангелизации. Или прозелитизма, как говорят их «конкуренты».

Каждому спикеру отводилось 20 минут на доклад. Обсуждение – 10 минут, и этот формат оказался легким для восприятия и позволил семинару не превратиться в ежегодные отчетные конференции, которые надолго отбивают желание посещать конференции как таковые.

Еще больше споров вызвал доклад Игоря Рогового, епископа церквей «Дом милосердия» и магистра социологии и политологии, о мессианском характере Церкви. Как совместить иудейский характер новозаветного текста, несмотря на полностью не-иудейскую современную культуру? Роговой предложил свой вариант, после чего отдал дообеденную эстафетную палочку Константину Тетерятникову (доклад «Церковь как сообщество учеников»), Анатолию Денисенко («Теология освобождения и церковь свободы») и Сергею Климовичу («Конфессиональный лоббизм как будущее отношений государства и Церкви»).

После довольно краткого обзора политических, благотворительных и образовательных аспектов украинских церковных институтов участники решили обсудить и другие измерения Церкви. Николай Малуха, главный редактор интернет-журнала Ideas4God, в дискуссии с присутствующими о неудаче современной протестантской миссиологии подчеркнул, что уже прошли времена, когда «себестоимость покаяния» (его собственный термин) равнялась пачке продуктов питания или гуманитарной помощи. Доклады же бывших коллег по Киевскому христианскому университету Дениса Кондюка и Евгения Шаталова (сейчас работают в Евангельской семинарии богословия и Содружестве студентов-христиан соответственно) были посвящены Церкви в контексте субкультур и постмодерновой философии.

В конце встречи организаторы подчеркнули, что намерены делать ряд аналогичных мероприятий, для которых «10 ликов...» является только началом. Достаточно симптоматично, что украинские протестанты начинают создавать небольшие (и, по истории, нетрадиционные по форме) интеллектуальные платформы для обсуждения проблем, что с легкостью можно противопоставить моде на большие и шумные собрания.

Алексей Гордеев