На Климентовских чтениях рассказали о богословии будущего

На Климентовских чтениях рассказали о богословии будущего - фото 1

Олег КАРПЕНКО

Презентация журнала «Койнония» и сборника материалов международной конференции евангельских церквей «Двадцать лет религиозной свободы и активной миссии в постсоветском обществе», которая состоялась 7 декабря в Киевском институте религиозных наук имени Фомы Аквинского в рамках Климентовских чтений, стала поводом для дискуссии о будущем теологии и христианской идентичности в Украине и мире.

Презентация журнала «Койнония» и сборника материалов международной конференции евангельских церквей «Двадцать лет религиозной свободы и активной миссии в постсоветском обществе», которая состоялась 7 декабря в Киевском институте религиозных наук имени Фомы Аквинского в рамках Климентовских чтений, стала поводом для дискуссии о будущем теологии и христианской идентичности в Украине и мире.

Модератор встречи, известный православный богослов, доктор философских наук Юрий Черноморец констатировал появление своеобразного «киевско-харьковского феномена» как единого пространства для развития богословского дискурса и диалога.

Представляемые журнал и сборник увидели свет в издательстве «Дух и литера», а потому его директор, кандидат философских наук Константин Сигов начал круглый стол. Он подчеркнул, что такие презентации помогают представителям разных христианских конфессий лучше познать друг друга, познакомиться с неизвестными ареалами христианской культуры другого направления.

Об истории философского семинара «Койнония» рассказал главный редактор одноименного журнала, доцент Харьковского национального университета имени В.Н. Каразина Александр Филоненко. В своем докладе он выступил апологетом так называемого «слушающего» богословия. «Это связано с пониманием богословием своего места, в первую очередь, в Церкви. А затем уже в обществе и в университете», – объяснил Александр Филоненко. «Дело богослова заключается в том, что он прислушивается к религиозному опыту современников, каким бы минимальным этот опыт не был. И задание богослова – распознать движение сердца и вступить в разговор так, чтобы его язык был понятным. Дело религиозного философа и богослова сегодня заключается не в том, чтобы предложить авторскую концепцию, а в том, чтобы быть внимательным к значительному и уметь им поделиться. Главная проблема богословия не в том, чтобы давать ответы на вопросы современности. Ведь современность как правило просто не умеет богословию даже задать вопросы! Поэтому богословы должны прислушиваться к современной культуре, научившись за нее артикулировать незаданные вопросы богословию, а уже из этого места думать об ответах».

Редактор-составитель сборника материалов «Двадцать лет религиозной свободы и активной миссии в постсоветском обществе» известный протестантский богослов, доктор философских наук Михаил Черенков обратил внимание слушателей на возможности обновления современной христианской идентичности. «Может возникнуть вопрос: зачем протестанты в этой аудитории будут нам что-то о себе рассказывать? Во-первых, они – это часть общества и должны быть интересными, потому что они наши соседи. Во-вторых, они являются частью христианского содружества». Протестантский богослов считает, что обновленная христианская идентичность нужна не только обществу, которое стремится наконец увидеть церковь интересной, актуальной и компетентной, но и самому христианству, с его огромным багажом традиции. Протестанты открывают новые возможности для богословия и благовестия, думают о инкультурации и диалоге с философией, о построении социального учения и диалоге традиций. Через двадцать лет свободы, протестанты обнаружили себя в одном проблемном поле с католиками и православными, философами и социологами. И слава Богу, что протестанты в этом месте не безмолвные слушатели, но уже – активные участники дискуссий.

Протестанский богослов Денис Кондюк, декан факультета «Богословие и христианское служение» Украинской Евангельской Семинарии Богословия, отметил, что и журнал «Койнония», и сборник «Двадцать лет…», позволяют заглянуть в будущее. Развитие глобального общества уже сегодня требует от христиан открытости к диалогу с разнообразными культурами, готовности к изменению форм, без изменения сущности христианства. Развитие современного общества привело к тому, что каждый отдельный христианин как личность становится для мира ответственным за веру всей Церкви как Тела Христова. Богословие в будущем будет развиваться как единство разнообразного дискурса, которое не возводится в схоластическую или педагогическую систему, но является открытым свидетельством о личном и коллективном опыте. Все эти тенденции уже сегодня есть в журнале «Койнония», а также в богословии православных Александра Шмемана и Иоанна Зизиуласа, католика Г.У. фон Бальтазара и протестанта Кевина Ванхузера. Книга православного богослова Девида Харта «Красота бесконечного» показывает каким это богословие будет по содержанию, герменевтика Ванхузера показывает которым будет богословие по форме: полинаративным дискурсом, а не монологической системой. Несмотря на все современные проблемы, сегодня возможно построение христианской постсекулярной культуры, какая давала бы обществу новый универсальный смысл и новую эстетику, новый духовный потенциал и новую этику.

Католический теолог, кандидат философских наук Андрей Баумейстер предложил сначала определиться с тем, чем не должна быть современная теология. В частности, он предостерег от избыточных увлечений интеллектуализмом, с одной стороны, и стилизацией под древнее христианство с поисками «особенного истинного опыта» - с другой. По его мнению, не нужно рассуждать вообще о том, которым должно быть богословие, потому что в этой области инициатива принадлежит Богу, а богослов лишь является тем, кто слушает и передает услышанное. Богослов, если он попал в область богословия, на эту вершину мысли и духа, должен спокойно работать, не думая о завершении одних эпох и наступлении других. Церковная теология и философская теология – это два родственных труда, которые требуют от богослова оставить в прошлом собственную аффективность и настойчиво работать, подобно св. Фоме Аквинскому.

Дальше взял слово Юрий Черноморец. Он напомнил, как десятилетие тому назад митрополит Калист Уэр, находясь в Киеве по приглашению издательства «Дух и литера», пророчил, что главной проблемой XXI столетия для теологии будет построение антропологии, аналогично тому как в центре внимания православной мысли XX века была экклесиология. Но уже первое десятилетие XXI столетия опровергло этот прогноз. Богословие попало во времена, когда заново ставятся все основные богословские вопросы. И главное – проблемой стало само богословие. Все это напоминает ситуацию с философией в предшествующем столетии. Когда-то в центре внимания философов был космос, потом Бог, потом – человек. А в XX веке главным вопросом для философов стало: «Существует ли философия?» Многие в философии начали видеть лишь разновидность литературы! Аналогичная эпоха наступает для богословия, и главным вопрос становится так: «Существует ли богословие как самостоятельное знание? Есть ли оно лишь разновидность философии? А может богословие – это разновидность религиозной психологии или мистики?» Эти вопросы стали актуальными и в Украине. Некоторые пытаются построить теологию лишь как выражение мистического опыта христианских обществ. Но сборник «Двадцать лет…» свидетельствует: христиане, которые ранее пытались ограничиться таким нарративом, сегодня ищут причастности к богатствам всей общехристианской Традиции. Некоторые пытаются христианскую теологию записать в историю философской теологии. Но два номера журнала «Койнония» свидетельствуют: сегодня на те вопросы, которые ставят философия и «философская теология», ответы находятся исключительно в пределах религиозного богословия. Таким образом, в XXI столетии теологам придется заново и буквально каждый день воскрешать для современного общества всю христианскую церковную теологию как полинарративную и полидисциплинарную реальность.

На Климентовских чтениях рассказали о богословии будущегоВо время обсуждения, раздавались не менее ценные тезисы участников круглого стола, которые помогли глубже разобраться в проблематике дискуссии.

Секретарь Всеукраинского Православного педагогического общества священник Богдан Огульчанский отметил важность живой передачи церковного и богословского опыта от учителя к ученику. На это ведущий круглого стола Юрий Черноморец риторически спросил почему у всякого рода старцев современности так много учеников, которые не слушаются голос церкви? Отец Богдан обратил внимание на тот факт, что священникам не хватает практического богословия, которое бы возникало из религиозного опыта евхаристического причастия. После призыва к богословам оставить все и слушаться лишь опыта, и на этой основе дать практическое богословие, Юрий Черноморец риторически переспросил: зачем это делать богословам? Ведь именно это уже сделали священники: они отказались от всех теорий и постоянно находятся в евхаристическом причастии! Но почему-то из их евхаристического опыта не рождается чаемое богословие и они сегодня пришли его просить у теологов. Итак, как в монашеском выражении «келия всему научит», так в современной мысли «евхаристия богословов научит всему» есть значительная доля преувеличения.

Председатель Центра св. Климента игумен Филарет сначала попробовал поддержать мысль важности опыта. Однако после того, как ему напомнили, что принцип «богослов – это тот кто молится» (как и частое причастие) не спас Евагрия от впадение в ересь оригенизма, отец Филарет признал необходимость примирения веры и ума, веры и опыта за тем образцом, который был у святых Отцов, а не у Терлулиана и Еваргия, которые отпали от Церкви.

Ведущий вечера Юрий Черноморец напомнил, что философская теология и мистическая теология могут быть приемлемыми для христианства лишь тогда, когда каждая со своей стороны приходит к самой главной теологии – церковной теологии, которая выражает веру Церкви, а не мысли или мистические переживания христиан.

Ректор Киевского института религиозных наук имени Фомы Аквинского священник Войцех Сурувка на примере биографии выдающегося католического теолога Бальтазара показал необходимость сочетания в богословии культурного наследия, церковной традиции и мистического опыта. По мнению о. Войцеха существуют три теологии, которые в жизни Бальтазара стали тремя этапами его богословского пути. Первая – это философская теология, которая основывается на христианском понимании всей культуры. Вторая – это церковная теология, какой Бальтазар занимался во время пребывания в ордене иезуитов. Третья – это мистическая теология, которая, однако, остается верной предыдущим видам богословия, а потому является всегда церковной теологией и является всегда нужной культуре. Этот тезис был поддержан всеми участниками семинара: опыт без церковного учения Писания и Предания не спасает от субъективизма переживаний, так же как теоретические знания Писания и Предания не спасают от субъективизма теоретических размышлений. Единство трех теологии – при их различении – должно быть методологией богословского труда сегодня и в будущем.

Международные Климентовские чтения на тему «Пути дружбы та цивилизация любви» были организованы Центром святого Климента «Спілкування та діалог культур». Они проходили 7-8 декабря в Киевском институте религиозных наук имени Фомы Аквинского и Национальном заповеднике «София Киевская».

Презентованные издания: журнал «Койнония» и сборник «Двадцать лет религиозной свободы и активной миссии в постсоветском обществе» можно приобрести в изадательстве «Дух и литера».