• Главная
  • Публикации
  • "Современная религиозно-конфессиональная ситуация в Украине ": взгляд православных экспертов...

"Современная религиозно-конфессиональная ситуация в Украине ": взгляд православных экспертов

15.04.2011, 17:14
"Современная религиозно-конфессиональная ситуация в Украине ": взгляд православных экспертов - фото 1
13 апреля в Киеве состоялось заседание Центра социально-консервативной политики (Украина) на тему «Современная религиозно-конфессиональная ситуация в Украине».

13 апреля в Киеве состоялось заседание Центра социально-консервативной политики (Украина) на тему «Современная религиозно-конфессиональная ситуация в Украине».

Zasidannia-3.jpgРелигиозный вопрос – сложный и проблемный для нашей страны. ЦСКП (Украина) не первый раз проводит заседания, касающиеся религии и православия в частности. Как отметил президент ЦСКП (Украина) Юрий Липчевский, исходя из результатов исследований, общая религиозность в мире уменьшается. Все больше людей, в первую очередь в так называемом цивилизованном мире, называют себя атеистами. «Исследователи объясняют это модой», - пояснил Липчевский. Украины тоже коснулась проблема веры и безверия. Кроме того, на протяжении многих лет остается нерешенным вопрос единства украинского православия. Чтобы обсудить все это, а также совместно поискать пути решения религиозных проблем, собрались за круглым столом эксперты клуба и представители духовенства.

Все сошлись во мнении, что нужно восстанавливать единство православия, иначе оно может утратить свои позиции доминирующей религии в стране.

В своем докладе архиепископ УАПЦ Иоанн (Модзалевский) назвал вызовом украинскому православию обновление Украинской Греко-Католической Церкви с приходом нового Главы Святослава (Шевчука). «Современное православие нельзя признать полностью конкурентноспособным по отношению к новым реалиям в жизни УГКЦ», - считает архиепископ. Кадровый потенциал, учебная база и качество образования православия желают лучшего, кроме того, оно ослаблено расколом. По мнению докладчика, миссионерских усилий высших церковнослужителей недостаточно, чтобы переформатировать конфессиональную карту: «УПЦ, УПЦ КП и УАПЦ нужно вести эффективный диалог, как для объединения в будущем, так и для минимизации противостояния уже сегодня», - уверен владыка Иоанн. Он надеется, что рано или поздно, опираясь на ту или иную модель выхода из церковного кризиса, будет обретено единство.

Содокладчик, руководитель отдела информации и связи с общественностью Киевской епархии УПЦ, протоиерей Петр Зуев также надеется на урегулирование религиозных проблем, но настроен не столь оптимистично: «Есть несколько моделей обретения единства, но все они пока маловероятны». По мнению отца Петра, основой для объединения может стать православное учение о Церкви, а не та или иная идеология, даже если она будет приближена к православному вероучению. Обрести единство можно одним способом: отказаться от абсолютизации канонических средств и сосредоточиться на содержании церковной жизни. А начать нужно с двух вещей: желания и готовности прощать и просить прощения, и желания по-новому, в свете христианского предания, а не политики, вести диалог.

Засідання2.jpgЕпископ Евстратий (Зоря), глава информационного управления УПЦ КП, также подчеркнул, что для преодоления разногласий необходим диалог между оппонирующими Церквями: «Если бы политики не вмешивались, мы давно бы договорились и нашли общий язык на церковной почве». Также он подчеркнул, что единство было утрачено из-за вопроса статуса. «Первое тысячелетие Церкви было связано с борьбой вокруг истины и веры. Второе тысячелетие характеризуется борьбой за власть, авторитет, влияние, территории», - поведал епископ. И добавил, что тяжело быть вселенски православным вне контекста культуры, нации, традиции. Национальные вопросы характерны не только для украинской, русской Церквей, но и других, к примеру, греческой. Нового Главу УГКЦ священнослужитель также считает вызовом для православия, но, скорее, позитивным.

По мнению руководителя пресс-службы УПЦ Василия Анисимова, в последнее время отмечаются положительные тенденции в отношениях Церкви и государства. Оно перестало вмешивать во внутренние дела Церкви, закончилась пропаганда раскольничьих идей. «Надеемся на партнерские отношения и взаимоуважение между Церковью и государством. Но важно, чтобы усилия для объединения осуществлялись внутри Церкви, а не на общественно-политическом уровне», - подчеркнул выступающий. И добавил, что если бы диалог между Церквями продолжался без политических установок, он бы уже привел к хорошим результатам.

Засідання1.jpgЭкс-глава Госкомитета по делам религий и миграции Александр Саган согласился с докладчиками, что разъединенное православие — ослабленное, противостояние снижает авторитет Церкви в обществе. Количество православных верующих за десять лет уменьшилось. «В 2000 году было 53% православных, в 2010 — 51%. Можно предположить, что тенденция к уменьшению сохранится», - поделился данными эксперт. Связано это с недостатком образовательных заведений и воскресных школ, низким качеством образования и моральным авторитетом клира. При этом пока сохраняется высокое доверие к самому православию. Чтобы его не потерять, нужно преодолеть разделение и разработать стратегию развития Украинской Православной Церкви.

Денис Денисов, заместитель директора украинского филиала Института стран СНГ, поделился своими данными: по результатам недавних социальных исследований, украинское общество секулярно, глубоко верующих всего лишь 3% населения. Но это характерно не только для Украины.

По мнению профессора Валентина Якушика, хорошо, что начался откровенный разговор на сложную тему. И нужно, чтобы он продолжался, чтобы нашлись действенные формы решения проблем. «Чтобы объединиться, нужно преодолеть проблемы, которые разъединяют. А это проблемы с распределением ресурсов и статуса, внутривидовая борьба и межличностные противоречия, различия мировоззрения», - рассказал специалист.

В Украине существует внутренний ментальный заказ на разделение, поведал проректор Киевской духовной академии Владимир Бурега. Объединительные инициативы сверху не находят поддержки у народа. Повлиять на ментальность людей может только Церковь путем проповедей, но путь этот долгий и тяжелый. Что касается церковного разделения, то оно, по мнению Буреги, как правило, было выгодно власти. «Сегодня, рассуждая об объединении, нужно делать упор на внутреннее преображение церковной жизнь, вспомнить, что Церковь – это, прежде всего, евхаристическая община, для которой единство — это естественное состояние», - подчеркнул эксперт.

В своем выступлении координатор связей с партнерами клуба «Анахарсис» Александр Левченко коснулся вопроса церковного статуса. По мнению эксперта, главное — единство, а статус — это внутренние дискуссии между клиром. Но объединение требует невероятных усилий. «Не вижу путей объединения, кроме как через всеобщее покаяние к восстановлению вселенского православия», - предположил Левченко.

Засідання.jpgДиректор Российского центра науки и культуры Андрей Воробьев высказал мнение, что раскол в украинском православии был реализован политиками. Уврачеван он должен быть также с их помощью.

По словам Евгения Мартыненко, заместителя председателя украинского общества русской культуры «Русь», раскол не так страшен. Нет страны, где существует всего одна конфессия. Любое объединение при сегодняшнем положении дел может спровоцировать новый раскол. Православной Церкви нужно меняться внутренне, повышать качество образования, быть более открытой и близкой к людям.

В свою очередь, председатель Русской общины Украины Константин Шуров считает проблемой то, что любая сила, приходящая к власти, бросается в искушение создания национальной Церкви. Церковные иерархии в этом вопросе занимают не отстраненную позицию. «Скорее всего, от мужественности ответа на этот вопрос церковных иерархов будет зависеть позиция власть предержащих в Украине», - предполагает эксперт.