Православие ищет ответы на вызовы времени

23.11.2009, 13:34
Православие ищет ответы на вызовы времени - фото 1
Международная конференция «Патриарший визит в Украину: отвечая на вызовы времени»,

Prav.jpgМеждународная конференция «Патриарший визит в Украину: отвечая на вызовы времени», состоявшаяся 19-20 ноября в стенах КДАиС, задумывалась организаторами как экспертный форум по оценке развития Православной Церкви в Украине после недавнего визита первоиерарха РПЦ. Однако некоторые участники не забывали упоминать о том, кто и как «мешает жить» каноническому православию в «русском мире». К классическому набору «друзей» («раскольников», «униатов», «сектантов» и «национал-фашистов») добавились «эмиссары из берегов Боспора». О ходе конференции подробнее в репортаже Николая МАЛУХИ.

Официальное сообщение информировало, что «по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла и Блаженнейшего Митрополита Киевского и всея Украины Владимира в Киеве открылась международная конференция, участие в которой приняли священнослужители, богословы, ученые из Украины, России, Беларуси и Польши».

Как подобает подобным мероприятиям, форум начался молебном в академическом храме в честь Рождества Пресвятой Богородицы Свято-Успенской Киево-Печерской Лавры, который отслужил ректор киевских духовных школ архиепископ Бориспольский Антоний.

Предстоятель УПЦ Митрополит Киевский и всея Украины Владимир своим приветственным словом открыл научный симпозиум. Иерарх отметил, что визит главы РПЦ стал большим событием в жизни Церкви, о котором еще будут писать и говорить, и вдохновил участников «исследовать прошлое, смотреть в будущее и жить современностью».

Открыл пленарное заседание на тему «Проблемы православия на постсоветском пространстве» митрополит Одесский и Измаильский Агафангел. После вступительной части о способности Церкви сохранить единство, владыка перешел к обзору актуальных проблем, среди которых определил «навязывание народу Украины государственными мужами губительных расколов, а канонической Православной Церкви – разных моделей отторжение ее от Матери-Церкви». Среди проявлений этого «навязывания» одесский митрополит вспомнил: «законодательное принуждение общего использования православными храмами вместе с« раскольниками»; визит Папы Римского Иоанна Павла II, который явился сигналом к началу новой волны католической и униатской экспансии, перенос униатского центра в колыбель Русского Православия – Киев и создания в исконно православной Одессе католического экзархата; захвата храмов; давление государства по созданию единой поместной Церкви и неоправданные претензии Константинопольского Патриархата на "вселенский" статус путем расчленения единого Русского Православия».

«Мы снова видим приезды различных эмиссаров с берегов Босфора, – сказал митрополит Агафангел в отношении последнего пункта. – Все больше муссируется тема открытия подворья Константинопольского Патриархата в Киеве, естественно, без всякого согласования со священноначалием Русской Православной Церкви, чьей канонической территорией является Украина».

Выходом из этой «осады», по словам владыки Агафангела, должны стать «стояние в церковном единстве; свидетельство о нем (единстве) «раскольникам» и их товарищам; преодоление расколов, но не путем компромиссов, а спасительным призывом к покаянию и смиренному возврату в спасительное лоно РПЦ без всяких предварительных требований и условий».

Диаметрально противоположно отличался доклад руководителя Госкомнацрелигий Юрия Решетникова. Он попытался разбавить апокалиптические краски владыки своим радужным выступлением о «Новых вехах в гармонизации церковно-государственных отношений в Украине». По его мнению, современная политика украинского государства способствует их развитию. А качественный рост служения УПЦ в обществе является красочным подтверждением. «Прорабатывается партнерская модель между государством и Церковью, – подытожил руководитель ведущего ведомства. – Будущее украинской государственности связано с укоренением христианских ценностей».

На тот день это был единственное выступление о том, как в стране все хорошо. Нардеп Дмитрий Табачник вернул слушателей в нужную атмосферу. «Когда слушаю представителей нашей власти, то думаю: об одной или разной стране мы говорим», – сказал такой же представитель власти господин Табачник.

Представитель Партии регионов не скупился на обвинения и запугивания аудитории. Как выяснилось, в Украине ментальная традиция неотделима от православия. Антиправославная религиозная унификация, проявляющаяся в стремлении создать марионеточную государственную псевдоцерковь, приведет к дестабилизации политической ситуации в стране. Националистический режим – так охарактеризовал сегодняшнее время народный депутат, стремится к установлению тоталитаризма через «замену базисных установок псевдосакрального характера».

Не забыл Дмитрий Табачник обвинить «режим» Виктора Ющенко в двойных стандартах: «Волнует связь УПЦ с Московским Патриархатом. Но она подчинена только каноническим единством, а Греко-Католическая, Римо-Католическая находятся в непосредственном административном подчинении Ватикана. Не волнует засилие в Украине многочисленных тоталитарных сект с центрами в других странах или вытеснение традиционного ислама в Крыму ваххабизмом?"

Благодаря протоиерею Андрею Ткачеву на конференции временно удалось перейти от страшилок до ознакомления с конструктивными предложениями по «ответам на вызовы времени».

Специалист по миссионерской деятельности попытался расширить понятийный аппарат «социального служения», определил его «как все то, что влияет на социум». То есть основными инструментами воздействия являются школа (то что воспитывает) и СМИ (то что формирует мнение). «Эти две области, которые ждут серьезной целенаправленной работы со стороны Церкви», – продолжил священник.

Анализируя мастерство своего Патриарха – быть современным проповедником, удачно использовать телевидение – о. Андрей отметил, что Церковь должна освоить поле борьбы за информацию: «Вытирать слезы – это хорошо. Но не надо работать по принципу пожарной или скорой помощи. Необходимо работать на опережение».

Сегодня, рассуждает служитель УПЦ, государство глухо сопротивляется вхождению Церкви в училища, институты, в том числе и СМИ. «Если бы государство изменит свое отношение к Церкви и скажет нам приходить, то это для нас будет хуже, чем современная ситуация, – удивил аудиторию спикер. – Потому что мы не готовы, мы с ужасом услышим запрос общества на качественное присутствие везде. У нас не хватит людей, а те кто захотят – не будут иметь знаний». Чтобы избежать такой ситуации, Церкви сегодня надо готовиться к переменам.

Архиепископ Тульчинский и Брацлавский Ионафан в тот день делился опытом служения миссионерской литургии. «Общество воспринимает религию поверхностно, – объяснил мотивы практикования миссионерских литургий. – Многие даже не могут прочитать Евангелие вдумчиво». В 2004 – 2006 годах в херсонском кафедральном Свято-Духовском соборе владыка практиковал служение указанной литургии для новообращенных с громким чтением евхаристических молитв на русском или украинском языках и с кратким объяснением обрядов литургии (в 2006 году эта практика получила отражение в концепции миссионерской деятельности РПЦ).

Результат не заставил себя долго ждать. «Повысилась дисциплина прихожан, – рассказал архиепископ Ионафан. – Община осознала себя важной стороной участия в Литургии и пополнилась мужчинами и женщинами молодого и среднего возраста».

Следующие докладчики вновь обращались к темам противостояния, борьбы между различными Церквями, блоками и государствами. Протоиерей Дионисий Мартишин рассказывал о политизации церковной жизни. Профессор института социологии НАН Николай Шульга доложил о том, что Украина – пространство цивилизационного соперничества. Примечательная деталь, чем больше выступающие погружались в вопросы вражды и борьбы, тем более спящих семинаристов было в зале.

После завершения пленарного заседания работу начали тематические секции: 1. Единство Церкви – единство народов (была заявлена как историческая); 2. Современное социальное служение Православной Церкви; 3. Церковно-государственные отношения в посттоталитарных странах. Вместе с историками, богословами слово имели такие одиозные личности как председатель Союза православных граждан Украины Валерий Кауров: «Мы выступаем категорически против проекта открытие богословского факультета Константинопольского Патриархата в Киеве, в университете "Киево-Могилянская Академия", который должен возглавить архимандрит Иов (Геча)».

На следующий день по завершении слушания докладов участники приняли участие в фотовыставке «Святейший Патриарх Кирилл в Украине» и презентации книг. В тот день православном среде предложили ознакомиться с книгами выступлений главы РПЦ, первым томом юбилейного Полного сборника произведений Николая Гоголя, работами Василия Анисимова об украинских церковно-государственные отношения «В кругах Левиафана», протоиерея Дионисия Мартишина на теологично-геополическую тематику «Восток-Запад: выбор пути в поисках единства» и А. Радзюкевич «Единство православия».

По завершению мероприятия сложилось впечатление, что кто-то готовится не собирать камни (как отмечал Патриарх Кирилл в своих проповедях), а готовит оружие для очередной войны.