Лютеране восточного обряда: такие есть только в Украине

10 мая 2016, 10:37 | Калейдоскоп | view photo | 22 |   | Код для блога |  | 

Владимир МОРОЗ

Фотографии РИСУ

31 религиозную общину и миссионерские станицы и 25 священнослужителей насчитывала Украинская Лютеранская Церковь (далее УЛЦ) по состоянию на 1 января 2016 года. Институционная история этой конфессии началась в 1926 году, когда была зарегистрирована Украинская Евангельская Церковь Авгсбургского вероисповедания.

01.jpg

До конца 1930-х годов в ней было 25 общин, а также миссии – в целом 10–20 тыс. верных. Основателем и руководителем общины украинских лютеран был уроженец Тернопольщины Теодор Ярчук, погибший в 1941 году в застенках НКВД (наиболее вероятно, был расстрелян в Демьяновом лазу недалеко от Станиславова). Многие верные лютеране также были уничтожены в лагерях и в ссылке – Церковь запрещали, храмы и все имущество отобрали. После падения тоталитаризма община, уже под названием УЛЦ, возрождалась практически «с нуля». Учитывая такие сложные исторические обстоятельства, об украинском лютеранстве в Украине знают намного меньше, чем, например, об их немецких собратьях. РИСУ побывала в гостях у тернопольской общины свв. Иоанна и Иакова УЛЦ, где служит пастором Тарас Коковский – управляющий Галицкой епархией УЛЦ, а также активный блогер, литератор и переводчик.

«В межвоенный период наша Церковь называлась Украинская Евангельская Церковь Авгсбургского вероисповедания – аббревиатура УЕЦАВ. Она довольно динамично развивалась в Галичине, – рассказывает Т.Коковский. – Однако уже первые советы начали уничтожать украинское лютеранство, а Теодора Ярчука арестовали, и он погиб в тюрьме в Станиславове. При немецкой оккупации наши общины действовали. Потом, при советском режиме, даже название Церкви со словами «Украинская, Лютеранская» не имело права на существование. Некоторые верные выехали на Запад, некоторые были высланы в Сибирь. Но люди помнили свою принадлежность к лютеранству. Со временем, после обретения Украиной независимости, попытки возрождения украинского лютеранства в Украине предпринял пастор Ярослав Шепелявец (США)».

02.jpg

Конфессиональное лютеранство

Украинское лютеранство начало восстанавливаться на рубеже 1980–1990-х, когда в обществе появилась религиозная свобода. Тогда чрезвычайную роль сыграли богослужебные книги, периодика, которые сохранили верные и жители сел, где когда-то были приходы УЕЦАВ.

«Мы объезжали села, где до войны действовали лютеранские общины, находили спасенное, расспрашивали очевидцев… Этому очень содействовал нынешний епископ УЛЦ Вячеслав Горпинчук и тогдашний ректор семинарии Давид Джей Вебер. Теперь наш тернопольский адрес – улица Генерала Романа Шухевича, 26. Община небольшая – около 100 человек, и пока мы построили собственное здание, то сменили немало арендованных мест. После краха советского тоталитаризма работы на религиозной ниве было очень много», – говорит служитель.

05_xrest.jpg

Ощущалась большая духовная жажда по Божьему Слову. Например, в начале 1990-х украинские лютеране бесплатно распространили 1–1,5 млн экземпляров Библии на украинском языке, напечатанных при помощи украинской диаспоры.

«Люди в те времена искали ответов на сложные вопросы. В то время я был прихожанином УГКЦ, как когда-то Теодор Ярчук и другие пастыри УЕЦАВ, но этих ответов не находил. И однажды пришел в Украинскую Лютеранскую Церковь, – рассказывает Т.Коковский. – Шаг за шагом сформировалось ядро единомышленников, взявшихся за возрождение украинского лютеранства. Мы начали миссионерскую работу, которая охватила Тернополь, Кременец, Киев, Львов, Запорожье… Потом из-за границы приехал миссионер с богословским образованием и начал преподавать теологию – так в Тернополе открыли лютеранскую семинарию Святой Софии, пригласили других преподавателей из-за границы. Это снова-таки увеличило интерес к украинскому лютеранству».

УЛЦ принадлежит к «конфессиональному» или вероисповедному лютеранству – традиционному течению, которое стремится сберечь изначальную традицию этой деноминации, заложенную Мартином Лютером.

«Это то давнее лютеранство, которое не поддерживает либеральные тенденции большинства современных лютеран (и не только), в частности тех, которые объединены во Всемирную лютеранскую федерацию, – отмечает Т.Коковский. – У нас нет женского священства, мы не склонны к толерантности по отношении к гомосексуализму. Мы не говорим, что Святое Писание – «частично Слово Божье» или «не полностью». Стоит заметить, что за названиями многих организаций, которые содержат слово «лютеранская», уже давно стоит что-то другое… Получилось так, что конфессиональных лютеран в мире – островки: в Германии – немногим больше 1000, в Швеции, Финляндии, Норвегии – 300, в Украине – около 1000. Численность либеральных лютеран значительно больше, и это проблема».

06_tabl.jpg 

Сохранение восточной традиции

УЛЦ отличается среди многих других лютеранских общин еще и тем, что она – единственная в мире придерживается византийского обряда. УЛЦ – литургийная Церковь, в которой совершается Служба Божья.

«Когда наши основатели хотели ввести на этих территориях вероисповедное лютеранство, то в то же время они стремились сохранить родной обряд, богослужение на родном языке. Основные церковные праздники мы отмечаем по Юлианскому календарю», – детализирует пастор.

03_kapl.jpg

Украинские лютеране используют адаптированное к вероисповедным нормам конфессии Богослужение св. Иоанна Златоуста. В храмах УЛЦ есть образа и хоругви, которых обычно у протестантов не увидишь.

«Образа – это, прежде всего, побуждение к воспоминанию о том или ином событии, которое касается служения Христа-Спасителя для нашего искупления и спасения», – объясняет пастор.

Служение украинских лютеран сопровождается игрой на музыкальном инструменте, в частности на классическом или электрическом органе.

«Очень любим петь христианские и украинские песни во время больших праздников – в некоторых наших церквах есть целые музыкальные коллективы. Мартин Лютер сам играл на лютне, а среди его друзей были известные на то время композиторы. Пение во время Богослужений мы приветствуем, – рассказывает служитель. – Песни у нас разделены по времени годового церковного календаря и темам (вера, надежда, исповедь, Причастие, Рождество, Пасха и пр.)».

04_past.jpg

Относительно календаря, то, кроме привычных для большинства христиан двунадесятых праздников в УЛЦ есть и особые. Так, здесь находим День народной радости (День Соборности Украины) – 22 января; св. Константина Острожского – 13 февраля; св. Мартина Лютера, доктора и исповедника – 18 февраля; св. Лукаса Кранаха и Альбрехта Дюрера, художников – 6 апреля; св. Аскольда, христианского правителя – 4 июля; св. Яна Гуса, пастыря и мученика. 28 июля украинские лютеране отмечают совместно праздник св. Владимира Великого, просветителя Руси-Украины, христианского правителя, а также св. Иоганна Себастьяна Баха, кантора. Есть в календаре УЛЦ и много святых, которых обычно отождествляют с Католической или Православной Церковью. Это, в частности, св. Иоанн Златоуст, Бонифаций Майнцкий, Бернард из Клерво, св. Климент Римский, св. Амвросий Медиоланский, св. Нестор Летописец и многие другие.

«Если почитания той или иной личности нет в восточной традиции, то мы берем для почитания ту же дату, что на западе, или на Синоде решаем, какую дату установить, – говорит Т.Коковский. – Относительно термина «святой», то под ним следует понимать не только умерших праведников или мучеников, а также живых верующих Церкви Христовой. Святой, согласно Писанию, – это верующий человек, искренне преданный Христу и делу распространения Его Евангелия. Апостол Павел в своих посланиях отмечает, что они предназначаются «святым Церкви такой-то»».

Что характеризует христиан

У украинских лютеран, как и в ортодоксальных Церквах, накануне Пасхи есть Великий Пост или Четыредесятница.

«Пост является хорошим проявлением христианской дисциплины, когда человек, сосредотачиваясь на нем, думает, что не хлебом единым он живет, а Словом Божьим. Пост добровольный. Это напоминание, что, согласно словам из Библии, еда и питье к Богу не приближает. Мы не осуждаем ни тех, кто постится, ни тех, кто не постится, – это выбор верующего человека, и главное, чтобы он основывался на набожности и прославлении Бога, – утверждает Тарас Коковский и цитирует Библию: – Святой Павел говорит: «Кто ест, не уничижай того, кто не ест; и кто не ест, не осуждай того, кто ест, потому что Бог принял его… Кто различает дни, для Господа различает; и кто не различает дней, для Господа не различает. Кто ест, для Господа ест, ибо благодарит Бога; и кто не ест, для Господа не ест, и благодарит Бога» (Рим. 14:3,6), «Пища не приближает нас к Богу: ибо, едим ли мы, ничего не приобретаем; не едим ли, ничего не теряем» (1Кор. 8:8)».

Умеренность, рассудительность и приоритет евангельских истин, по словам лютеранского пастора, являются тем, о чем следует постоянно и везде помнить. Поэтому УЛЦ всегда пытается выстраивать добрососедские взаимоотношения с другими конфессиями, поясняет он.

«Мы все – граждане Украины, живем в Украине, а потому всем нам нужно хорошо понимать, что украинским патриотом является не кто-то исключительный, а каждый, кто живет в Украине, работает для Украины и молится за Украину. Так мы, когда проводим какие-то обучения или акции, стараемся действовать так, чтобы люди не видели конфессиональных разногласий. Есть конфессии больше, есть меньше. И большие должны относиться к меньшим с уважением, потому что последние – это тоже ближние, которых следует любить. Мы живем на общей территории, у нас общий дом, а дома должен быть мир, добро и согласие», – говорит Т.Коковский.

09_dyt.jpg

Жизнь общины, социальные проекты

Общины УЛЦ, как говорит пастор, существуют на пожертвования верующих. Десятину платить призывают, но это не обязанность, а скорее благочестивое пожелание. Ведь можно дать больше, чем десятину, разве нет? А Господь, который щедро дает, без сомнения, вернет сторицей, – продолжает он.

«Стараемся жить активно, – говорит пастор уже об образовательных и социальных проектах в приходе. – Каждое воскресенье у нас воскресная школа, для которой я готовлю тематические уроки. Периодически готовим с детьми открытки для наших защитников на Востоке. Социальная миссия в УЛЦ действует, но отдельно она не выделена, а включена в жизнь общин. Особенно активной благотворительная деятельность УЛЦ была в 1990-х, когда при участии украинских лютеран был основан благотворительный фонд «Дар жизни» со штаб-квартирой в Тернополе. Этот фонд сегодня существует благодаря добровольным пожертвованиям конфессиональных лютеран США и жертвователей – граждан Украины. У него есть медицинская клиника на колесах, которая на заре независимости первой оказала бесплатную помощь ВМС Украины в Крыму. В целом, за время своего существования клиника оказала стоматологическую, терапевтическую, педиатрическую помощь нескольким десяткам тысяч людей в Украине независимо от их религиозной принадлежности и других факторов».

07_vyd.jpg

УЛЦ активно выступает в защиту человеческой жизни, против абортов. Церковная община издает книги и периодику: основана серия комментариев к книгам Библии для мирян, переведен целый ряд трудов иностранных богословов, в частности Мартина Лютера. Большая часть изданного распространяется бесплатно с призывом жертвовать средства на новые публикации.

«Наши пасторы сегодня могут уже сами преподавать все предметы образовательного курса семинарии, но пока нам хватает подготовленных ранее служителей, других будем готовить в соответствии с потребностями. Церковь развивается – открываем новые миссионерские станицы. Одни из недавно основанных – в Ровно и Хмельницком, – продолжает Т.Коковский. – Нам нужно делать церковь доступной для людей. Я хочу, чтобы как можно больше людей пришли к нам и увидели, какие мы, кто мы, чтобы рассказали об этом своим приятелям и друзьям. Мы заинтересованы, чтобы о нас знали как можно больше правды. Потому что когда знают правду, то не придумывают басней на подобии той, что у лютеран нет Святого Причастия и пр.».

08_knyhy.jpg

Система Orphus
Рейтинг
0
0
22комментариев

Комментарии

добавить коментарий 
  • Arxidiakon | 14 мая 2016, 20:23
    Комментировать комментарий

    Пану Олегу мій респект, просто респектище!!! А ті хто плюється хочуть чути те що лестить їхній слух ідіть у костьол (кірху, зал царства, потрібне підкреслити) і слухайте те що вам хочеться чути про те які ви білі і пухнасті. Якби було так знеличена Істина Віра то мученики не страждали б, сповідники не терпіли б і преподобні не подвизалися за цю Істину, за Христа. Феодосій Печерський казав: Ти говориш що і католики християни і вони спасуться. Невже ти і Бога вважаєш двоєвірним! Сказано бо: один Бог, одна віра, одне хрещення!

    • Леонтій | 15 мая 2016, 20:24
      Комментировать комментарий

      У ВСІХ християн, які визнають і сповідуюь Нікео-Царгородський Символ віри, "один Бог, одна віра, одне хрещення". І оцю їхню - єдиноправдиву, згідно цього Символу, віру Слово Боже називає не інакше, як "ЄВАНГЕЛЬСЬКА" (Флп.1:27). Не "православною" і не "католицькою", а саме "ЄВАНГЕЛЬСЬКОЮ"!

  • Михаил | 13 мая 2016, 02:53
    Комментировать комментарий

    Читал и плевался! Какая ещё, к свиньям, "Украинская лютеранская..." ? Ещё одна дурость! Есть, слава Богу, Святая Римская, есть УГКЦ, есть Православная, нет же, давай придумаем ещё какую-то чертовщину, мало нам всякой дури типа "упц кп"! Когда же этот бред закончится?

    • Нарешті вказали на місце. А ви хотіли з москаликами в рай попасти - фігушки, з сектантами в вогонь невгасимий. КЛАС..... Католикам апологетам рпц відповідна нагорода.

    • SlavaNibiru | 19 октября 2016, 15:00
      Комментировать комментарий

      Що за дурню ви написали? Ви що, язичник?

  • Леонтій | 12 мая 2016, 08:51
    Комментировать комментарий

    Вельмишановний Адмін РІСУ! Так виглядає, що та - дуже бурхлива діяльність, що на порталі так активно й злобно-ненависно проводить явний промосковський троль Оleg Piorko, давно й далеко виходить за межі свободи совісті і свободи слова. Скажу навіть більше: вона, на мій погляд, носить уже навіть - за своїм змістом - помітно колаборантський, АНТИДЕРЖАВНИЙ характер. Й це, вважаю, а надто за умови нинішньої російсько-української війни, мало б зацікавити компетентні правоохоронні органи (якщо б, звичайно, наразі ми б мали в нашій державі дійсно відповідальну й послідовно патріотичну владу!) Разом з тим моє запитання саме до Вас: до якої пори подібна поведінка буде Вами терпітися й (по суті) мовчки заохочуватися?! Чи не наспіла вже пора виконувати Вашу обіцянку: БАНИТИ таких горе-"коментаторів"?..

    • Oleg Piorko | 12 мая 2016, 09:36
      Комментировать комментарий

      Не пижся. Все про що я говорю, то це про істинність віри православної, а також обгрунтовую сказане. Як православний висловлюю думки - вчення отців церкви православної. Котрі одностайно говорили - що католики і протестанти є наслідниками невгасимого вогню. Ви пане католик, будь-ласка я чекаю у свій адрес таких самих слів і нівякому разі на вас не ображусь, а навпаки скажу, що ви розумієте біблію.

  • Леонтій | 12 мая 2016, 07:54
    Комментировать комментарий

    Де і кому бути після смерті - у раю чи "в огні невгасимому" - то виключна компетенція Судді Праведного! Але НІЯК не шановного п. Олега Піорко чи моя і, взагалі, НІКОГО з нас, недосконалих і грішних (за своєю природою) людей! А те, що п. Олег, як, до речі, й інші його однодумці - промосковські запекло-войовничі квазі-"православні" фундаменталісти (чорносотенці і мракобісні ксенофоби) так злобно жадають іншоконфесійним християнам та, в цілому, всім з ними незгідним, інакодумцям й опонентам, щоб їх посмертно "поглинув огонь вічний", - то дуже красномовна прикмета й ознака! Та, що яскраво викриває їхню справжню - затято-людиноненависну сутність!!!

  • Oleg Piorko | 11 мая 2016, 16:39
    Комментировать комментарий

    Отзываясь о характере протестантизма, родившего множество профессоров-теологов, но не родившего ни одного святого, святитель Игнатий давал следующую оценку: «протестант холодно-умен»[1], это «земной характер», не имеющий никакого отношения к Небу[2]. Рационализм протестантизма, мелочно исследующего букву Писания и не замечающего его глубинную суть, всегда препятствовал серьезной духовной жизни. Рассуждая о карелах на Ладожском озере в статье «Посещение Валаамского монастыря», святитель следующим образом говорит о прозелитизме лютеранства среди местного населения, в результате чего Православие на финляндском побережье оказалось вытеснено: «Ныне стоят лютеранские кирхи, оглашаемые лишь тощею проповедию холодного пастора. Он, говоря народу в проповеди своей одно поверхностное, ученое сведение об Искупителе и Его нравоучении, говорит каждый раз как бы надгробное слово над утраченною истинною живою верою и Церковию этими людьми и местами»[3]. Таким образом, в протестантизме нет подлинной жизни и веры, а только рассудочная ученость с поверхностным нравоучением. Поэтому в протестантизме не могло появиться какой-либо серьезной аскезы, глубокого духовного опыта. Более того, рационализм, отсутствие глубины духовной жизни привели протестантизм к отвержению аскетических принципов, свойственных традиционному христианству на протяжении полутора тысяч лет. В частности, протестанты, как и атеисты-безбожники, произносят хулы на монашество, отвергая его богоустановленность[4]. Подобное отвержение нашло прямое воплощение в жизни родоначальника протестантизма – Мартина Лютера, а затем выразилось в отвержении протестантами соответствующих догматических утверждений Церкви относительно Приснодевства Божией Матери: «Протестанты, заклятые враги Новозаветного девства, утверждают, что Святейший Сосуд и Храм Божий, Богоматерь, по рождении Ею Богочеловека, нарушила девство Свое, соделалась сосудом похоти человеческой, вступила с Иосифом в отношения жены, имела других детей. Мысль ужасная! мысль вместе и скотская и демонская! мысль богохульная! Она могла родиться только в недре глубокого разврата! Ее мог произнести и может произносить только отчаянный и отверженный прелюбодей! Ее могут принять и усвоить себе одни те, которые столько низошли от образа и подобия Божиих к подобию скотов, что имеют и могут иметь понятие о естестве человеческом единственно в его униженном, скотоподобном состоянии… Лютер, свергший с себя монашество и взявший себе в наложницу монахиню, свергшую монашество, – союз Лютера с Екатериною де Борре иначе не может быть понимаем, так как не видно, чтоб обеты девства, данные ими Богу, были им возвращены, – вопиет против христианского девства. Вопиют против него вместе с Лютером все протестанты. Они называют девство противоестественным, противным воле, благословению, повелению Бога»[5].Святитель Игнатий (Брянчанинов) не мыслил пути к христианскому совершенству вне девства, целомудрия, монашества. Это тот путь, который был явлен в жизни Самого Христа и находил воплощение уже в первом поколении христиан. Протестантизм, отвергая эти основы православной аскетики, естественно воспринимался святителем как ниспадение с духовно-нравственной высоты к уровню жизни по подобию скотов. «Сочинения Лютера нестерпимы не только для благочестивого, но даже для благопристойного читателя. Они дышат самым грубым развратом и исступленным богохульством… Лютеранизм доставляет большие удобства человеку, желающему как можно меньше обращаться к Богу и как можно меньше ограничивать себя в плотских своих пожеланиях»[6]. В полном собрании трудов святителя Игнатия опубликовано небольшое сочинение «Лютеранизм», составленное из ответов на вопросы. Зарождение протестантизма в лице Лютера святитель рассматривает как абсолютно не нужное для спасения людей явление: «Если Христово учение достаточно было для спасения человеков в продолжение 15 столетий, то к чему лютеранизм? Если же признать лютеранизм учением нужным, то сим самым по необходимости должно признать, что первоначальное учение Христовой Церкви было недостаточным для спасения, что явная нелепость, богохульство»[7].

    • Леонтій | 11 мая 2016, 19:02
      Комментировать комментарий

      Примитивное невежество, замешанное на злобно-неофарисейской гордыне "православного" фундаментализма.

  • Леонтій | 11 мая 2016, 15:19
    Комментировать комментарий

    Шановний п. Олеже, відверто кажучи, Ваше враження й поради щодо моєї персони та, взагалі, Ваші "теологічні повчання", а, по суті, всмоктані (сприйняті) Вами, по суті, (перепрошую) параноїдальні байки, міфи і страшилки духовно омертвілого - чорносотенно-ксенофобського московсько-імперського псевдоправослав'я - колінопоклінного поплічника й вірного служаки нинішнього агресивно-авторитарного кремлівського режиму мене мало цікавлять. Так от, протестантизм і виник як саме БОЖА відповідь на вперте небажання чи, принаймні, безкінечне затягування католицькою верхівкою з давно назрілим (і навіть вже перезрілим) у тому часі реформуванням та кардинальним очищенням і оздоровленням Західної Церкви. І який (вибух протестантизму), зрештою, й спровокував - багато в чому - дзеркальний процес поступової Контрреформації, вже, власне, всередині Катольцької Церкви. А, в свою чергу, вони обидві - Реформація і Контрреформація мали чималий і явно благотворний вплив і на тогочасний стан і розвиток уже Православної Церкви. І, передусім та надто, у Східній Європі (нинішній Україні й Білорусі). Ну а вже, скажімо, в нашому - новітньому часі Святий Дух могутньо надихає й провадить у католицизмі і євангельському християнстві дуже потужний і масштабний рух і численні спільноти, котрі діють у Його благодатних дарах і плодах.

  • Леонтій | 11 мая 2016, 13:54
    Комментировать комментарий

    Дійсно, Христос заснував Свою новозавітню Церкву в день свята П'ятидестятниці, коли на Його апостлів злинув обіцяний Ним Святий Дух. І відтоді вона НІКУДИ не зникала і не дівалася! А щодо поширення всіляких - і, здебільшого, неймовірних і брехливих чуток-пліток про різних християн і, зокрема, протестантів тощо, то тут шановний п. Олег Піорко - як, до речі, і всі подібні до нього "канонічно"-квазіправославні тролі московсько-мракобісного розливу - як видається, НЕПЕРЕВЕРШЕНИЙ фантазер і лжець!

    • Oleg Piorko | 11 мая 2016, 14:35
      Комментировать комментарий

      Пане. Те що ви безбожник, богозневажник, думка виникла давно. Часом навіть схиляюсь до того, що ви атеїст. У мене вдома, так як і в кожного є біблія, так ось відкриваю першу сторінку читаю внизу: Видано Заходом віруючих Церкви Христової в Америці та Швейцарії. Пропонуємо Вам слухати радіопрограму "Післанець Правди" кожної суботи та неділі о 7 годині 45 хвилин вечора на хвилі ... Післанець правди це протестантський напрямок. Не можуть вони бути Церквою Христовою, бо це суперечить писанню. Здається вже була дискусія про містичне, сакральне, аморфне? Чи ви ігноруєте біблією і вподоблюєтесь першому вислову?

  • Oleg Piorko | 10 мая 2016, 20:46
    Комментировать комментарий

    Кодло.

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные посетители Войти

Эксклюзив

  • 23 ноября 2017, 13:37 | Репортажи | view photo | 

    УПЦ (МП) против Минкульта: хроника судебного заседания. Эпизод второй

    22 ноября 2017 года в Окружном админсуде столицы состоялось второе судебное заседание по делу № 826/19978/16 за иском Киевской Митрополии УПЦ против Министерства культуры Украины.

  • 13 ноября 2017, 17:11 | События и люди | view photo | 

    Партенит: Храм Девы и Святая гора

    Партенит – один из немногих населенных пунктов Крыма, который носит свое историческое название. Его история насчитывает более полутора тысячелетий.

  • 17 октября 2017, 14:32 | События и люди | view photo | 

    Сюрейньская крепость: Последний оплот крымских готов

    Перед нами одна из немых крепостей Средневекового Крыма. О ней бесполезно искать упоминания в исторических хрониках, здесь нет закладных плит с именами ее основателей, и даже археологические раскопки дали лишь самый скудный улов в виде невыразительных обломков черепицы, керамики и металлических изделий, точная датировка которых неясна.

  • 11 августа 2017, 12:14 | #НеФормат | view photo | 

    Набожная ботаника: для чего в церквах освящают травы и фрукты

    Когда христианство пришло в Киевскую Русь, оно встретило здесь замечательных тружеников-земледельцев с большим календарем праздников. Все эти праздники были связаны с природой и имели множество обрядов, традиций и предрассудков. Церковь понимала, что запретить языческие праздники можно, а вот искоренить любовь украинца к матери-земле невозможно.

  • 4 августа 2017, 10:30 | Репортажи | view photo | 

    Ковчег межнационального единения

    Уже в двенадцатый раз в Унивской лавре организован уникальный проект – XII польско-крымскотатарско-еврейско-украинский межрелигиозный молодежный семинар «Ковчег». Сорок участников, представляющих четыре нации и одну Украину, приехали, чтобы в течение недели общаться с общественными деятелями, художниками, политиками и учеными.

Последние комментарии

  • Михаил | 24 ноября 2017, 23:29

    Что за идиотская манера все менять и переделывать?! Все от бесовщины и чертовщины! Второй Ватиканский Собор отменил службу на латыни, эти французы "Отче наш" коверкают. Еретики!

  • dutchak1 | 24 ноября 2017, 08:56

    «Фанів» в мене мабуть немає і іноді той стиль аргументації викликаний бажанням знайти розумних опонентів в вузькому, корпоративному і закритому середовищі т.з. «релігієзнавців». Сама наука

  • protBohdan_Ohulch | 23 ноября 2017, 21:45

    Автор коментаря під іменем dutchak, можливо, має певну логіку аргументів та знання у цьому питанні. Але, на жаль, початок тексту зі словами Країна Дурнів, клоунада, посміховище тощо працює як

  • dutchak1 | 23 ноября 2017, 14:48

    "Сонце ще не зійшло, а в Країні Дурнів вже кипіла робота ..." (с) О.М. Толстой, "Золотий ключик або пригоди Буратіно" Країна Дурнів існує не в тому розумінні, що її жителі не

  • Василий Петров | 23 ноября 2017, 10:32

    ...и не допусти нам отречься от тебя. но избави нас от обмана.

Популярные статьи месяца