Настоящим евреем трудно быть даже в Израиле, тем более – в Украине, – раввин Шалом Гопин

8 апреля 2013, 13:33 | Калейдоскоп | 0 |   | Код для блога |  | 

Подготовили Диана Стешенко,

Владимир Лермонтов (фото)

На прошлой неделе иудеи всего мира отметили Песах, праздник выхода евреев из египетского рабства. Несмотря на то, что население Луганска более 450 тысяч, на сегодняшний день здесь проживает  всего лишь около двух тысяч евреев. Как и везде, на Луганщине в разное время этому народу жилось по-разному. Были периоды небольшого расцвета, были притеснения, был и Холокост.

Новую страницу в жизни луганской еврейской общины связывают с приездом в 1998 году посланника Любавического Ребе – Главного раввина Луганского региона Шалома Гопина и рабанит Ханы Гопин. Шалом Гопин любезно согласился встретиться с нами и поговорить о том, чем же живут евреи в Луганске.

раввин Шалом Гопин

Долгая история луганских евреев

Евреи появились в Луганске достаточно давно – первые упоминания о представителях этой народности на нашей территории относятся еще к концу XVIII века. На официальном сайте еврейской луганской общины Хабад Любавич отмечается, что в 1864 году в Луганске насчитывалось 156 евреев, а в 1897 – уже 1505. Тогда местную еврейскую общину возглавлял раввин Абрам Фридман.

До революции 1917 года на 4554 члена общины действовали общая смешанная школа, 3 синагоги, 2 частных мужских училища, женская субботняя школа, детское художественное общество, было еврейское кладбище. В городе работала библиотека на иврите (раввин Левнер), издавались журналы «Юный Израиль», «Га-прахим», «Цветник Иудеи». Многие евреи общины занимались предпринимательством, имели свое дело. Так, процветало «Мелкоторговое ссудное сберегательное товарищество», евреям принадлежали все 3 аптеки, 3 парикмахерские, 3 булочные, один кинозал, одно фотоателье, 2 прачечные и 90 лавок.

Перепись населения 1939 года зарегистрировала 10622 еврея. В 1935 году все 3 синагоги были закрыты.

Самым страшным испытанием для еврейского народа стала Вторая мировая война. За время оккупации фашисты истребили более 3 тысяч евреев, проживавших в нашем регионе.

Есть мечта

На сегодняшний день у луганских евреев своя синагога пока так и не появилась. Ее строительство ведется уже более 7 лет за счет пожертвований. Есть надежда, что еврейская мечта – синагога в Луганске – скоро станет реальностью.

«Есть помещения, которые готовы на 100%, есть на 70%, есть на 50%. Мы очень хотим, чтобы мечта луганских евреев о построенной синагоге наконец-то воплотилась в жизнь. Когда закончим здание, это будет наш религиозный и культурный центр. Мы молимся Всевышнему, чтобы все получилось. Но нужно не только молиться, но и заниматься делом», рассказал  раввин Шалом Гопин.

Синагога это нечто большее, чем просто помещение для общественной молитвы. «Синагога» в переводе с греческого означает «дом собрания». Это место, где иудеи собираются для молитв, праздников, обучения и просто для встречи друг с другом. Сегодня местом сбора евреев служат несколько арендуемых комнат в центре Луганска. Желающих помолиться здесь, почитать Тору, поговорить с раввином (к нему идут за советом и по житейским вопросам) можно встретить и в будни, и в выходные.

К примеру, когда мы там были, заглянул бывший луганчанин, олимпиец Павел Гофман. В недавнем прошлом молодой человек профессионально занимался гимнастикой и даже выступал на Олимпийских играх в Афинах за сборную Израиля и дошел до финала. Родился и жил Павел в Луганске, но не так давно перебрался на постоянное место жительства в Израиль. Сейчас Павлу 33 года. Он поделился, что пришел к еврейству и осознанию еврейского духа уже в зрелом возрасте.

«Мои родители не были достаточно верующими, потому что формировались как личности в коммунистическое время. Наша семья не смогла сохранить традиции дедов и бабушек. Приходить к Богу я начал, когда попал в Израиль. Ведь раньше для евреев в Луганске особо ничего не было. Сейчас все постепенно возрождается. Когда я бываю в родном городе, всегда прихожу в этот молитвенный зал», поделился Павел.

Габай (смотритель) Игорь Леонидович рассказывает, что никогда не стыдился, а наоборот, гордился тем, что он еврей.  Однажды даже подрался из-за этого с соседским мальчишкой.

«Помню, мне было 10 лет, и соседский мальчишка дразнился: "Жид! Жид!" Я не выдержал и ударил того парня. Выбежал его отец, который увидел это в окно. Но когда он узнал, что его сын позволял себе говорить такое, еще и наподдал ему сам», вспоминает мужчина.

Игорь Леонидович постоянно бывает в молитвенном зале. Он говорит, что начал впитывать «еврейство» еще в детстве из рассказов бабушки, с которой даже учил идиш. Но когда бабушки не стало, передавать знания о еврейском укладе и традициях стало некому.

«Вот наш раввин и пытается возродить в нас веру и чтить нашу культуру», делится он.

«Мы просто помогаем тем евреям, которые живут далеко от еврейской жизни, стать ближе к нашим традициям и нашим корням», в свою очередь утверждает раввин.

Путь в Луганск

Сам Шалом Гопин родился в Израиле в Кфар-Хабаде. Учился в иешиве Любавического Ребе в Нью-Йорке, а свой диплом раввина получил от израильского раввина Еруславского. После этого у него появилась возможность стать «шлихом» посланником Ребе. Первый год проработал на практике в российской Казани. В 1998 году переехал с семьей в Луганск и с тех пор возрождает религиозную жизнь луганской еврейской общины.

«Я не ехал целенаправленно сюда. Это мог быть любой город Хабаровск, Петербург... Но меня направили в Луганск», говорит он.

«Мы в Луганске уже достаточно давно. Обстановка здесь спокойная, гораздо спокойнее, чем в том же Киеве, и люди доброжелательные. Что касается отношений с представителями других конфессий, то мы живем со всеми в добрососедстве», рассказал Шалом Гопин.

Возрождение еврейства

С приездом раввина Шалома Гопина в Луганск связаны открытие еврейской общеобразовательной школы, детского сада, созданы программы для молодежи, женщин, благотворительные программы для детей и нуждающихся стариков. Так, сегодня в единственной на всю область еврейской школе, луганской  специализированной школе I-III ступени «Бейт Менахем», обучается 60 детей. Школа эта частная и живет за счет пожертвований.

«Возможно, мы бы и синагогу давно уже достроили. Но много денег, которые мы собираем, идет у нас на содержание школы и обучение детей. Но это очень важно и нужно», уверен Шалом Гопин.

Есть при школе и пансионат для детей из отдаленных от Луганска городов. Ходят в эту школу и старшие дети самого раввина. К слову, всего с рабанит Ханой Гопин они воспитывают 6 детей.

А вот в еврейском детском доме живут около 20 детей.

«Это дети из тяжелых семей, и они у нас живут», рассказывает раввин.

Важно отметить, что малые еврейские общины имеются не только в областном центре, но и в небольших городах Луганской области – Алчевске, Красном Луче, Лисичанске, Первомайске, Попасной, Рубежном, Северодонецке, Стаханове.

«В каждом городе на Луганщине есть представители нашей общины. По возможности, по этим городам езжу и я сам. У каждой общины есть своя комната, свое помещение, в котором они собираются. У нас сложились хорошие отношения с организацией «Хэсэд Нэр» это не религиозная, а светская организация. Она поддерживает евреев в тяжелые моменты, не дает бедным евреям жить плохо. За счет собранных средств, в том числе из-за рубежа, делается все возможное, чтобы евреи на Луганщине жили лучше имели возможность получать продукты, лекарства, медицинскую поддержку. В Луганск поступает помощь из Израиля, Америки, Германии. Безусловно, у нас, как и во всех еврейских организациях, существует тесная связь с Израилем постоянно общаемся, получаем литературу, предметы культа», рассказал нам раввин.

Сегодня официально луганская еврейская община зарегистрирована как «Объединение иудейских религиозных общин и организаций (ОИРО) Луганского региона». 

«Возможно, по документам мы и проходим как религиозная община, по факту же мы занимаемся не только религиозной деятельностью. Мы возрождаем традиции и культурное наследие нашего народа. И у нас нет приема в нашу организацию. Если ты еврей, то ты уже член нашей общины. Есть такие евреи, которые будут ходить каждую неделю. Есть такие, которые будут ходить каждый день. Есть такие, которые будут ходить и три раза в день. А есть те, кто будет ходить раз в месяц, раз в год, или те, которые не будут вообще ходить. Все равно он наш», утверждает Шалом Гопин.

А еще раввин говорит о мощном еврейском духе силе, которая помогает евреям быть евреями.

«Еврейство само по себе очень тяжелое и очень много требует. Даже в Израиле нелегко придерживаться всех требований для этого нужно быть очень духовным человеком. В Украине много сложностей с кошерным питанием, не везде есть синагоги, бывает, у человека возникают сложности с работой, потому что в еврейские праздники и в субботу он не может работать. Тем не менее, мы стараемся и делаем все от нас зависящее, чтобы евреи Луганска жили хорошо», говорит раввин.

На вопрос, каким же должен быть "хороший" раввин, Шалом Гопин, улыбаясь, отвечает совестливым, верующим и самодостаточным.

«И раввин должен быть со своей общиной всегда. Если Шалом Гопин приехал сюда, значит, он должен быть здесь», подытожил раввин.

Система Orphus
Рейтинг
0
0
0комментариев

Комментарии

добавить коментарий 

    Оставлять комментарии могут только зарегистрированные посетители Войти

    Эксклюзив

    • 13 ноября 2017, 17:11 | События и люди | view photo | 

      Партенит: Храм Девы и Святая гора

      Партенит – один из немногих населенных пунктов Крыма, который носит свое историческое название. Его история насчитывает более полутора тысячелетий.

    • 17 октября 2017, 14:32 | События и люди | view photo | 

      Сюрейньская крепость: Последний оплот крымских готов

      Перед нами одна из немых крепостей Средневекового Крыма. О ней бесполезно искать упоминания в исторических хрониках, здесь нет закладных плит с именами ее основателей, и даже археологические раскопки дали лишь самый скудный улов в виде невыразительных обломков черепицы, керамики и металлических изделий, точная датировка которых неясна.

    • 11 августа 2017, 12:14 | #НеФормат | view photo | 

      Набожная ботаника: для чего в церквах освящают травы и фрукты

      Когда христианство пришло в Киевскую Русь, оно встретило здесь замечательных тружеников-земледельцев с большим календарем праздников. Все эти праздники были связаны с природой и имели множество обрядов, традиций и предрассудков. Церковь понимала, что запретить языческие праздники можно, а вот искоренить любовь украинца к матери-земле невозможно.

    • 4 августа 2017, 10:30 | Репортажи | view photo | 

      Ковчег межнационального единения

      Уже в двенадцатый раз в Унивской лавре организован уникальный проект – XII польско-крымскотатарско-еврейско-украинский межрелигиозный молодежный семинар «Ковчег». Сорок участников, представляющих четыре нации и одну Украину, приехали, чтобы в течение недели общаться с общественными деятелями, художниками, политиками и учеными.

    • 21 июля 2017, 11:56 | Калейдоскоп | view photo | 

      Малинфест-2017: как христиане УЦХВЕ отметили юбилей самого масштабного молодежного съезда в Украине

      Быть искренним в отношениях, верным призванию, мудрым в принятии судьбоносных решений и не бояться поражений – это лишь краткий перечень духовных установок, которые прозвучали для молодежи Украинской Церкви христиан веры евангельской (УЦХВЕ) во время ХХ юбилейного фестиваля Малинфест-2017.

    Последние комментарии

    • Vitaliy Darmits | 20 ноября 2017, 17:16

      Шкода , не здогадалися розлючену корову або бика випустити на таран бусіка і гундяївської шобли .

    • Vitaliy Darmits | 20 ноября 2017, 16:54

      гундяєвська пропаганда

    • Василий Петров | 20 ноября 2017, 11:24

      Но да будет слово ваше: да, да; нет, нет; а что сверх этого, то от лукавого, Матфея 5:37. Итак ничто, как сотворённое Богом Отцом не может в себе нести НИКАКОГО двойного, тем более, никакого

    • Василий Петров | 20 ноября 2017, 10:05

      Т.н. христианство, как стремление к поклонению человека человеку есть, не что иное, как самое настоящее РАБОЛЕПИЕ. Но как в этом раболепии также, как и в массонстве тайным смыслом наделены не

    • Василий Петров | 20 ноября 2017, 09:46

      Поле есть мир; доброе семя, это сыны Царствия, а плевелы - сыны лукавого; враг, посеявший их, есть диавол. Матфея 38-39. Итак, дьявол яхве-сатана при помощи т.н. Нового Завета сеющий, как плевелы

    Популярные статьи месяца