Львовский Музей книги: экспозиции, проблемы, легенды

04.10.2010, 17:41
Львовский Музей книги: экспозиции, проблемы, легенды - фото 1
Слева от роскошного львовского дворца Потоцких сереет невзрачное кирпичное двухэтажное здание — Музей книги, где хранятся уникальные экспонаты: рукописи и первопечатные издания, гравюры, ценные оклады (то есть обложки) напрестольных Евангелий.

Слева от роскошного львовского дворца Потоцких сереет невзрачное кирпичное двухэтажное здание — Музей книги, где хранятся уникальные экспонаты: рукописи и первопечатные издания, гравюры, ценные оклады (то есть обложки) напрестольных Евангелий. Среди экспонатов можно осмотреть дофедоровскую кириллическую печать — узкошрифтное Евангелие, а также Апостол, Букварь и Острожскую Библию Ивана Федорова, Требник Петра Могилы и многое другое. Все это хранится в сырости, медленно уничтожается, а посетителям угрожает... обвал штукатурки на голову.

Львовский Музей книги: экспозиции, проблемы, легенды

«Когда-то во Львове хотели строить метро, и этот домик был бараком для рабочих, — рассказывает младший научный сотрудник музея Жанна Спиридонова. — На первом этаже были и душевые. Когда Онуфриевский монастырь вернули отцам-василианам, нужно было куда-то переместить Музей Ивана Федорова, существовавший там с 1977 г. Вот его — это должно было быть временно — и перевели сюда, уже как Музей старинной книги. Мы стали филиалом Львовской галереи искусств, а это «временно» тянется до сих пор».

Львовский Музей книги: экспозиции, проблемы, легенды

Первые два зала экспозиции охватывают период от рукописной книги XV ст. до печатной — конца ХІХ ст. При входе вас встречают св. Кирилл и Мефодий. Невысокие деревянные скульптуры с отбитыми руками — одни из тех народных произведений, которым повезло уцелеть, и которые Борис Возницкий неутомимо разыскивал по украинским церквям. Сразу же на второй витрине — роскошное павлинье перо, которым подписывались вельможи (для более частого использования очень неудобное) и помянники — книжечки, которые когда-то были в каждой украинской семье. Туда вписывали фамилии умерших и отдавали в церковь на Службу Божью. Одна витрина посвящена первопечатнику Ивану Федорову. Вообще во Львове печатали и раньше: в городских архивах есть упоминание, что в 1460 году Степан Дропан подарил Онуфриевскому монастырю типографию. Но книги из этой типографии не сохранились, а история может основываться только на конкретных вещах. Поэтому первопечатником считается Иван Федоров, приехавший во Львов почти столетием позже.

Львовский Музей книги: экспозиции, проблемы, легенды

На стенах музея — старинные гравюры. На одной из них, известной как Leopolis, вы можете отыскать села, небольшие хутора и предместья Львова такими, какими они существовали в начале XVII столетия. Эта гравюра принадлежит Пассаротти; она входила в путеводитель Львова, изданного в 1618 году. Интересна и карта Галиции, Лодомерии и Буковины, сделанная по заказу цесарской семьи, работа над ней продолжалась 20 лет (1772-1792 гг.). «Посетители находят здесь свои села и городки. А еще эта карта ценна тем, что здесь есть уже давно не существующие населенные пункты. Правда, посетители видят копию — карта не в том состоянии, чтобы выставлять ее», — рассказывает Жанна Спиридонова.

Львовский Музей книги: экспозиции, проблемы, легенды

Излишне говорить, какими дорогими были первые печатные книги. Так, за одну можно было отдать небольшое село. Поэтому покупали их только по-настоящему зажиточные люди или монастыри. Очень ценными были и так называемые оклады — аналоги сегодняшних переплетов. «Брались две деревянных доски, обтягивались шелком, кожей или бархатом, а потом их украшали жемчугом, золотом и т.п., — рассказывает музейный работник. — На первой странице Библии писалось, какая кара ожидает того, кто отважится похитить священную книгу. Однако воры были преимущественно неграмотными, поэтому книги часто похищали». По словам Жанны Спиридоновой, тогдашние люди были намного более духовными и больше заботились о своей доброй памяти среди потомков. «Они вели записи — на первых или последних страницах, на полях — где было место. И вот что они писали: я купил эту книгу, в таком вот окладе и у такого-то священника, и дарю ее своей семье, чтобы передавали ее из рода в род и чтили. Записывались там и имена тех, кто родился, умер, вступил в брак. У людей было совсем другое мировоззрение, больше укорененное в вечности». А вот студенты всегда были студентами — об этом свидетельствует шпаргалка из XVII столетия, выставленная на одной из витрин.

Львовский Музей книги: экспозиции, проблемы, легенды

Львовский Музей книги: экспозиции, проблемы, легендыВ третьем зале экспозиции вы попадете в средневековую типографию с уникальными машинами — старинным печатным станком и переплетным прессом, который прессовал готовую книгу или расправлял бумагу, привозимую свитками в бочонках из-за границы. Эти полиграфические станки первой половины XVII ст. — единственные, сохранившиеся в Украине.

...Когда Жанна Спиридонова рассказывала мне около одной из витрин о музейных экспонатах, к нам подошли две старшие женщины, немного послушали ее, а потом спросили: похоронили ли уже бренные останки Ивана Федорова? В прессе время от времени появляются известия о том, что в музее книги его дух дает о себе знать, «пугает». Кто-то из сторожей слышал ночью чьи-то шаги, кто-то — вздохи. «А это уже — настоящая история, — рассказывает Жанна Спиридонова. — Однажды заведующая музеем, Л. Спасская, работала в фондах. С полки, совершенно сама по себе, упала небольшая книга и раскрылась на чине похорон. Мы это истолковали как просьбу о погребении».

Львовский Музей книги: экспозиции, проблемы, легендыРечь идет о давней истории, касающейся погребения Ивана Федорова. Еще в 70-х гг. прошлого столетия начали искать бренные останки первопечатника: в Онуфриевском монастыре, где он был похоронен, не сохранилась надгробная плита. Она существовала еще где-то в XVIII ст., потому что тогда был сделан ее гипсовый слепок (на его основе и сделан прототип надгробной плиты, которая есть на внешней стене музея, во дворе). Потом плита раскрошилась, а место погребения оказалось утеряно. На том месте в церкви, где приблизительно должен был быть похоронен Федоров, и начали искать. Нашли кости пожилого человека. Как будто бы все сходилось, но ... не было в останках свинца. «Решили: возможно, Иван Федоров сам не печатал, раз он был владельцем типографии, — рассказывает Ж. Спасская. — Хотели дополнительных исследований, и останки не похоронили. Не так давно приезжал из Москвы антрополог и пришел к выводу: это останки не одного, а трех человек. Снова нужны исследования, причем за границей, потому что здесь нет соответствующего оборудования, а это все — деньги. Вот так и лежат чьи-то бренные останки у нас в помещении, в фондах на первом этаже, надлежащих образом не похороненные».

Поэтому работники музея очень надеются на спонсоров: возможно, найдутся те, кто поможет и с ремонтом, и с исследованиями бренных останков — чтобы сохранить для компьютеризированных потомков бесценные листы и книги, а бренные останки — предать земле по христианскому обычаю.

Львовский Музей книги: экспозиции, проблемы, легенды

Фотографии автора

Екатерина ЛАБИНСКАЯ